В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Плотников: А без деревни нет России... Назад
Владимир Плотников: А без деревни нет России...
Председатель Аграрной партии России Владимир Плотников считает, что проблемы села требуют внимания президента

- Владимир Николаевич, если позволите, начнем разговор не с политики, а с беды, свалившейся на наши головы, - с птичьего гриппа. Шуму много, а ясности не хватает. Это действительно страшная угроза или ухищренное оружие в конкурентной борьбе за продовольственный рынок?

- Проблема птичьего гриппа действительно существует, и масштабы угрозы должны определять ученые. Шапкозакидательство здесь неуместно: дескать, нам, русским, все нипочем. Сейчас во всем мире миллиарды направляют на борьбу с болезнями животных, на получение вакцин. США, например, выделили 7, 5 миллиарда долларов на программу борьбы с птичьим гриппом.

Но при этом для всех, кто хоть немного понимает в сельском хозяйстве, очевидно: напастями вроде птичьего гриппа умело пользуются крупные игроки на мировом рынке продовольствия. Шумиха при отсутствии внятных и эффективных мер со стороны нашего правительства выгодна тем, кто всячески пытается выдавить с нашего рынка российского сельхозпроизводителя.

Именно это сейчас и происходит. В последнее время в России увеличивается производство птичьего мяса на 15 процентов в год. И в то же время под давлением импортеров правительство РФ увеличивает квоту на ввоз импортной птицы на четверть. Только за пять месяцев этого года мы завезли импортного птичьего мяса на 17 процентов больше, чем за такой же период прошлого года. То есть еще 205 миллионов долларов дополнительно ушли западному фермеру. А наши производители остались на бобах. Попробуйте продать хотя бы тысячу тонн российских цыплят где-нибудь в Америке!

- А как же многолетние призывы развивать собственное сельскохозяйственное производство, как говорится, кушать свое?

- В ряде регионов сдвиги есть. В 2001 году Москва завозила 89 процентов импортного продовольствия, сегодня его доля в столице снизилась до 70 процентов. Но ведь и эти цифры свидетельствуют о том, что мы зависим от импорта. Сегодня в целом по стране импорт продовольствия составляет порядка 40 процентов. Между тем порог продовольственной безопасности находится на уровне 20 процентов. Надо ли говорить, насколько опасна эта ситуация. Никто не даст гарантии, что при определенном стечении обстоятельств Россия не подвергнется продовольственному шантажу. Но плохо не только то, что завозим излишне много. Тревогу вызывает и низкое качество поставляемого нам продовольствия.

- Не так давно учеными обнародованы результаты качества молочных продуктов, которые продаются в наших магазинах. Многие из них опасны для здоровья. Это не преувеличение?

- Опасность реальная. Нас переводят на полуискусственную пищу, насыщенную различными химическими и биодобавками, генетическими мутантами, концентратами. Все признают, от академика до участкового врача, острую проблему ухудшения здоровья населения, роста смертности, снижение численности населения. Но ведь за всем этим - не только слабость социальной политики, но и потребление низкокачественных продуктов. Такие продукты идут потоком к нам. И не только на прилавки, но и в качестве сырья для наших мясокомбинатов, молочных и консервных заводов, кондитерских фабрик. Поэтому даже покупая вроде бы свое, российское, мы все равно не в состоянии уберечь себя от сомнительного провианта.

Россия ежегодно тратит на импорт продовольствия порядка 15 миллиардов долларов. Меняем нефть на продовольствие. Причем на продовольствие сомнительного качества...

- Но ведь с 1 января этого года все генетически модифицированные продукты подлежат обязательной маркировке, и именно вы являетесь одним из авторов этой поправки в Закон "О защите потребителя". Насколько действенна эта мера?

- К сожалению, это требование закона не выполняется. Сейчас Аграрная партия готовит ряд акций, которые бы привлекли внимание общественности и власти к соблюдению очень важного для всех закона.

Московское правительство сохранило в столице инспекцию по качеству. Но такие службы должны действовать и по всей России. Причем их необходимо законодательно наделить соответствующими полномочиями и правами.

- А надо ли вообще государству вмешиваться в сельскохозяйственное производство? Ведь отечественные реформаторы долго уверяли, что главное - отдать землю крестьянам. И сразу все заколосится...

- Чепуха! 40 процентов бюджета Евросоюза идет на развитие и поддержку сельского хозяйства. Ожесточенные споры, возникшие между Англией и Францией о размерах дотаций, которые выплачиваются селянам, наглядно показывают, как там защищают свой рынок и своего производителя. По проблеме роста цен на ГСМ выступает премьер-министр Франции и говорит: "Необходимо оказать селянам дополнительную помощь, поскольку они не имеют право повышать цены на свою продукцию". А в нашей Госдуме депутаты приняли за год несколько постановлений о компенсациях селу по ГСМ, но денег не выделено ни копейки. Обещают на следующий год.

- Но ведь это, Владимир Николаевич, и упрек в адрес тех, кто должен защищать интересы крестьян в Думе, правительстве, в Кремле, наконец.

- Мы, аграрники, плохие лоббисты. Надо учиться, и как можно скорее. Но есть и другая причина: мало, слишком мало в органах власти людей, которые по-настоящему знают проблемы российского села и которые душой болеют за селян. Необходимые селу средства давно уже не выделяются. Россия в этом году направила на развитие своего сельского хозяйства около 1 процента от всего бюджета. А Украина выделяет на сельское хозяйство 10 процентов, Казахстан - 18, Белоруссия -20 процентов. В России еще в 1990 году эта цифра составляла 19 процентов. Сопоставьте - и делайте вывод. Западная Европа и США и вовсе демонстрируют беспрецедентный уровень поддержки фермеров.

У нас проблемы сельского хозяйства во многом из-за того, что аграрная Россия с вековыми крестьянскими традициями нынче очень разобщена. И потому одной из первых задач Аграрной партии считаю как раз эту: объединить всех товаропроизводителей, всех людей, кто работает на селе, кто живет в сельской местности, кто перерабатывает сельхозпродукцию и даже тех, кто потребляет, ест эту продукцию. Чтобы защищать интересы миллионов людей - так, как это делается в других странах. Иначе, боюсь, село будет и дальше деградировать, а вместе с ним и вся Россия. Ведь эта связь неразрывна. Как тут не вспомнить Есенина: "Без коровы нет деревни, а без деревни нет России".

- Слова-то правильные, а что в реальности? Сельские школы и медпункты закрываются. Исчезают деревни. Молодые уезжают в город. Вы не опоздали? Ощущение, что некому работать на земле...

- Все социальные проблемы село напрямую связаны с производством. 37 процентов молодежи на селе - безработные. Жизнь теплится в основном за счет ветеранов - им просто деваться некуда. А кто помоложе и покрепче, уехали. Пьянство, безысходность, кладбища, где лежат 30-40-летние мужики! Все это есть сегодня в России. Но с чего начать распутывать этот клубок сложнейших проблем? С сельхозпроизводства. А руки опускать нельзя. Если оставить все как есть, не только селу будет плохо - всей России аукнется.

Президент одним из национальных приоритетов обозначил и подъем сельского хозяйства. Такое внимание главы государства вселяет надежду на перемены к лучшему в российском селе.

- Как вы думаете, система правительственных мер по реализации национального проекта достаточна для спасения сельского хозяйства?

- Нет, недостаточна.

- Как, по вашему мнению, должна выглядеть государственная поддержка развитию сельского хозяйства?

- Нужен системный подход, необходимо выделить ключевые направления. Первое - помощь в преодолении убыточности. Считаю, государство в неотложном порядке должно взять на себя компенсацию затрат на ГСМ, превышающие уровень инфляции, освободить сельхозпроизводителей от уплаты акцизов на горючее, выплачивать компенсацию на удобрения и средства защиты растений в размере 30 процентов от их цены. Относительно животноводства - давать безлимитные ссуды на развитие, на 50 процентов компенсировать затраты на энергию, необходимую для производства продукции, без всяких пошлин завозить по импорту оборудование, которое не производится в России.

Второе - защищенность внутреннего рынка. В этих целях ужесточить квоты на продовольственную продукцию, распространить систему ввозных пошлин на весь спектр продовольственных товаров, способных производиться внутри страны, разработать программу импортозамещения, активно использовать госзаказ для закупок отечественного продовольствия по справедливым ценам.

Третье - отладка кредитно-финансовой и налоговой политики. Главное здесь - списать в полном объеме долги государству, увеличить сроки кредитования до 10 лет и более, упростить и уменьшить налогообложение, освободить производителей животноводческой продукции от уплаты налогов на три года.

Четвертое - улучшение условий жизни на селе. В ряду первоочередных шагов - водоснабжение, газификация сел, жилищное и дорожное строительство. Необходимо отказаться от планов закрытия в 2006 году 5, 5 тысячи сельских школ, обеспечить из средств федерального бюджета бесплатное питание в сельских детсадах и школах, ввести 25-процентную надбавку сельским учителям, врачам, работникам культуры, освободить от воинской службы выпускников вузов, направляемых на работу в сельскую местность.

Без этих мер национальный проект по развитию сельского хозяйства не будет наполнен реальным содержанием. Важно, чтобы стратегический курс на подъем АПК был закреплен законодательно. Следует как можно скорее принять полноценный закон "О развитии сельского хозяйства и агропромышленного рынка в Российской Федерации".

- А как ваши коллеги-депутаты относятся к подобным предложениям?

- Те, кто связан с сельским хозяйством, безусловно, положительно. Но их крайне мало. А депутаты либерального толка делают вид, что не понимают, о чем, собственно, речь. Они считают, что главное - борьба с инфляцией, что полезнее размещать деньги в коммерческих банках на Западе, чем вкладывать их в развитие собственного производства.

- А в дебатах по подготовке бюджета-2006 вы участвовали?

- Да. И голосовал против проекта этого бюджета. По той самой причине, что насущные поправки, о которых шла речь, не учитываются. Убежден: для подъема России на сельское хозяйство надо выделять не 1 процент от расходной части бюджета, а минимум 5 процентов.

- Почему же федеральная власть в России так относится к крестьянам? Мягко говоря, равнодушно.

- Причины известны и понятны. Мы уже говорили, что представителей аграриев мало в законодательных и исполнительных органах власти, а значит, на политическом уровне их поддержка пока еще недостаточная. Поэтому центральная задача - увеличить представительство аграриев в Государственной Думе и создать самостоятельную, сильную аграрную фракцию. Решение этой задачи - в повестке дня нашей партии.

Другая причина в том, что крестьяне по природе мирные люди, они терпеливы, заняты тяжким трудом на земле. Но ведь всякое терпение не беспредельно, и не надо доводить дело до крайних мер. А власть вместо того, чтобы решать проблемы и снижать напряженность, своим пренебрежением как будто нарочно подталкивает крестьян к акциям протеста. Судите сами: стоимость горючего увеличилась на треть, а цены на зерно упали вдвое. Как жить и трудиться перед лицом такой арифметики?

Не так давно довелось побывать в командировке в Амурской области. Вышли на набережную Амура. На той стороне реки - высотные современные дома, море огней. Это - Китай. А еще 15 лет назад там стояли хижины. Руководитель хозяйства показывает платежки за прошлый месяц и с горечью говорит: "Заплатил за электричество по 2, 02 рубля за киловатт/час. В то время как китайцам наши энергетики продают энергию по 56 копеек за киловатт/час, в четыре раза дешевле. Как это все объяснить с точки зрения здравого смысла?"

Надеюсь, что последние перемены в правительстве положительно скажутся и на отношении власти к крестьянству, и на реализации национального проекта по селу.

- Владимир Николаевич, если вы все это объясните и расскажете крестьянам, они поверят в Аграрную партию?

- Меня обнадеживает, что за этот год мы создали 15 фракций в различных законодательных собраниях и на выборах в органы местного самоуправления Аграрная партия получила серьезную поддержку избирателей. Возьмем выборы в Чувашии, где у нас 10 тысяч партийцев: в 6 районах республики главами муниципальных образований избраны члены нашей партии. В Курской области 7 членов Аграрной партии стали главами районных администраций, в Оренбургской - 8, в Волгоградской - 6. Повсеместно, где участвует Аграрная партия, ее представители массово избраны депутатами районных Дум и сельских поселений. Но мы ясно осознаем, что еще имеются большие резервы и всем нам предстоит много работать. И скажу прямо: мы сегодня видим, что и у производителей, и у потребителей сельскохозяйственной продукции крепнет понимание того, что только объединившись вокруг Аграрной партии России можно успешно защитить свои интересы.

ИЗ ДОСЬЕ "ДВ"

ПЛОТНИКОВ Владимир Николаевич

Родился 30 ноября 1961 года в селе Гусевка Ольховского района Волгоградской области. С отличием окончил агрономический факультет Волгоградского сельскохозяйственного института. После института работал в родном совхозе агрономом, заместителем директора. Прошел полугодовую сельскохозяйственную стажировку в Германии.

Заочно окончил экономический факультет Сельскохозяйственной Академии и аспирантуру, а после избрания депутатом Государственной Думы РФ - Дипломатическую Академию МИД РФ. Заслуженный агроном Российской Федерации, кандидат сельскохозяйственных наук. Депутат Государственной Думы всех четырех созывов - неизменно избирался по Михайловскому одномандатному округу Волгоградской области. В составе III Госдумы - председатель Комитета по аграрным вопросам, в нынешней - заместитель председателя этого Комитета. В апреле 2004 года избран председателем Аграрной партии России.

Женат. Сын и дочь учатся в школе. Увлекается спортом.


Пресс-центр АПР
23.11.2005
http://www.agroparty.ru/releases/3/314/

Док. 377263
Перв. публик.: 23.11.05
Последн. ред.: 02.10.07
Число обращений: 437

  • Плотников Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``