В начале марта в Москве состоялась встреча Дмитрия Медведева с рядом ведущих экспертов России. Тема разговора, длившегося около трех часов, была сформулирована так: "Человеческий капитал в стратегии национального развития".
Анатолий Торкунов, ректор МГИМО (У) МИД РФ:
Критическое отношение к тому, что сегодня существует так много вузов, не совсем оправдано. Ведь среднее образование "просело" намного глубже, чем "просело" высшее образование. Получила распространение совершенно безумная форма получения образования - экстернат. И сегодня вузы сталкиваются с тем, что на первый курс приходят 15-летние дети, которые, обучаясь в экстернате (а по существу ничего там не делая), занимаются с репетиторами по двум-трем предметам - чтобы только сдать вступительные экзамены. Вуз вынужден заниматься социализацией этого подрастающего поколения, которое физиологически еще не подготовлено к взрослой жизни, даже к студенческой, особенно в отрыве от дома.
Сейчас надо попробовать в рамках образовательной реформы "заточить" эти новые бакалаврские, прежде всего четырехгодичные программы под конкретные потребности реальной экономики. Это должно осуществляться под непосредственным контролем и властей местных, и на федеральном уровне.
Мы все время говорим об инновационной экономике. Ее развитие в свое время способствовало созданию разного рода Академгородков, которые работали как на фундаментальную, так и на прикладную науку. Сейчас, когда идет речь о создании национальных исследовательских центров, этот опыт надо активно использовать. Ведь Академгородки позволяли решить несколько проблем. Во-первых, они обеспечивали карьерный рост. И, самое главное, для наиболее продвинутой, талантливой молодежи, которая ныне уезжает в Америку, создавались условия приобретения жилья, им давали квартиры в Академгородках, и они с удовольствием там жили и работали.