В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Ректора МГИМО (У) Анатолия Торкунова газете `Известия` Назад
Интервью Ректора МГИМО (У) Анатолия Торкунова газете `Известия`
Ректор МГИМО, чл.-корр. РАН Анатолий Торкунов: "Большинство победителей показали себя настоящими отличниками"


Совместный проект "Известия" - МГИМО"


Год назад "Известия" и МГИМО запустили совместный проект - конкурс для молодых читателей газеты "Три шага до мечты". Участники за полгода выполнили три задания, которые поэтапно печатались в "Известиях". Призом для победителей стало поступление в МГИМО вне конкурса. В этом году эксперимент продолжился. Анатолий Торкунов рассказал корреспонденту "Известий" Ирине Ждановой об его итогах.

Известия: Анатолий Васильевич, сейчас уже известны результаты второго конкурса "Три шага до мечты". Как вы их прокомментируете?

Анатолий Торкунов: Если кратко - мы довольны. Довольны тем, что ребята, прошедшие через сито прошлогоднего конкурса, оказались успешными студентами.

Большинство из них показали отличные результаты еще на вступительных экзаменах, а те, кто несколько отставал в своих познаниях иностранного языка, - успешно нагнали своих сокурсников, многие из которых учились в спецшколах. Кстати, последнее демонстрирует, что целеустремленность в сочетании с дисциплиной и приличным освоением обычной школьной программы является достаточным условием для продолжения образования в МГИМО, это развенчивает тезис о том, что студент из региона априори слабее москвича. Он не слабее - он (или она) просто другой. Наша задача - объективные бонусы московского абитуриента уравновесить вниманием и желанием видеть у себя в вузе выпускников школ из российских регионов. В МГИМО такое желание есть - именно поэтому мы продолжили наше сотрудничество с "Известиями". В этом году "на кону" было уже 15 мест, и 90% победителей - снова провинциалы.

Кстати, это отражает действительно федеральный характер вашей газеты.

Собственно известинским преимуществом для нас является то, что ваша (или я могу теперь говорить - наша?!) аудитория - это широкий средний класс. Тот средний класс, который в значительной степени сформировался еще в советский период, который сохранил и преобразовал себя в постсоветские годы, тот средний класс, который является носителем здоровых моральных и общественных ценностей. Важно, чтобы новое поколение этого класса не "потерялось" и воспроизводило ценности своих родителей в новых условиях.

Известия: Спасибо вам за столь лестную оценку нашей аудитории. А что, собственно, нового может предложить МГИМО-2006 этой аудитории?

Торкунов: Если говорить обо всех преобразованиях, которые у нас идут или готовятся, то вряд ли нам хватит газетного объема. Что же касается абитуриентов непосредственно этого года, то у нас появились три новые специализации - экономическая политология, информационные технологии в международном бизнесе и социология массовых коммуникаций.

Очевидно, что победители конкурса могут выбрать эти отделения соответственно на факультете политологии, экономики или журналистики. Впрочем, я думаю, что конкурсанты-известинцы уже давно изучили и номенклатуру наших специальностей, и правила приема.

Известия: Судя по вашему ответу, МГИМО продолжает расти?

Торкунов: Не столько расти, сколько развиваться. Расти нам особенно некуда - мы ограничены имеющимися площадями, в том числе общежитиями. Мы развиваемся, пытаясь заполнить те образовательные ниши, где наша конкурентоспособность отвечает состоянию рынка образовательных услуг. При этом последний в условиях растущего предложения российских и зарубежных вузов, в том числе в верхнесреднем и элитном сегментах становится действительно высоко-конкурентным.

Известия: А вы боитесь конкуренции?

Торкунов: Любой короткий ответ будет неполным и, как следствие, нечестным.
Скажу так: конкурентов, в том числе потенциальных, мы, думается, хорошо представляем. Если понимать конкуренцию как сложную картину, включающую и уровень востребованности преподаваемых специальностей, и международное реноме, и устроенность выпускников, и зарплату преподавателей, то круг конкурентов по сумме этих параметров окажется достаточно большим. Вместе с тем важнейшим индикатором конкурентной устойчивости является для нас "потребительская востребованность". Она по-прежнему высока, количество абитуриентов на место не уменьшается.

Известия: Да, но это успехи сегодняшнего дня, а дальше? У вас есть "стратегия победы"?

Торкунов: Такие стратегии не раскрывают!
Впрочем, скажу, что мгимовское образование строится на трех элементах - умение учиться, умение делать профессиональную карьеру, умение достигать жизненного успеха.

Известия: Все это звучит очень по-западному, что ли. Кстати, а западные студенты у вас есть?

Торкунов: Есть. Есть и очень интересная категория - дети наших бывших соотечественников из Германии, Греции, Израиля, Франции, США, то есть те, кто может сравнивать системы образования и делает сознательный выбор.

Известия: А что им у нас, точнее - у вас, надо?

Торкунов: Ну, во-первых, все-таки у нас.
Студенты приезжают не просто в МГИМО, а в Москву, в Россию. Во-вторых, я бы не выделял "западных". Корректнее говорить об иностранных студентах - скажем, корейский или японский студент ничуть не менее интересен для нас и приносит университету и стране ровно такой же доход, как американец или голландец. Впрочем, сейчас для МГИМО важно уже не столько количество зарубежных студентов - их процент у нас соответствует болонским критериям (около 20%). Нам важно новое качество сотрудничества с зарубежными партнерами.

Речь идет прежде всего об ориентации на совместные магистерские программы. Как известно, у нас уже больше 12 лет работает совместная магистратура с Парижским институтом политических наук. На эту успешную модель, позволившую нам перейти к двойному диплому, мы ориентируемся при реализации магистерских проектов со Свободным университетом Берлина, бизнес-школой г. Нанси, университетов Болоньи в Италии, с Нью-Йоркским университетом (SUNY), с Университетом Будо в Норвегии.

В чуть более отдаленной перспективе мы подумаем о двойных дипломах и с китайскими коллегами.

Известия: Вы делаете столь сильный акцент на магистерские программы. Это не случайно?

Торкунов: Не случайно. Бакалавриат мы рассматриваем действительно как базовое высшее образование, которое удовлетворяет и требованиям рынка, и запросам студентов. Что касается традиционных программ специалистов, то они в нынешних условиях уже недостаточно гибки, не говоря уже о том, что с формальной точки зрения нам трудно их вписывать в болонские критерии. Именно поэтому акцент на магистратуры позволяет решить целый ряд задач - обеспечить должную "интернационализацию" вуза как через поиск иностранных партнеров, так и через привлечение зарубежных студентов. Главное же - посредством магистратур мы можем реально гарантировать высокий уровень специализации для наших студентов, должную гибкость и мобильность образовательного процесса.

Последнее касается, в частности, студентов из регионов. "Заточенность" магистратур под конкретную специализацию помогает нам находить новые области взаимодействия и с корпоративным сообществом.

Известия: Да, это модное слово "корпоративный" - многие сейчас говорят уже о корпоративных вузах. Каково ваше отношение к этой идее?

Торкунов: Думаю, что в понятии "корпоративный вуз" новизны гораздо меньше, чем кажется. Еще в советской действительности те же технические вузы в регионах де-факто были корпоративными, они имели шефские предприятия, которые потом абсорбировали подавляющее большинство выпускников. Да и в Москве такие примеры были - тот же зиловский ВТУЗ.

Что касается гуманитарных, экономических вузов, то здесь я слабо себе представляю варианты корпоративности, в смысле причастности исключительно к одной компании. Рациональнее рассматривать варианты устойчивых связей подобных университетов с неким пулом компаний, связей исключительно партнерских, в которых бизнес может проявить свою социальную ответственность, а университет - образовательный и учебный потенциал. Что касается преимущественно социальных проектов, то здесь МГИМО уже давно работает и с "Интерросом", и с Банком Москвы, и с ВТБ. С Благотворительным резервным фондом мы уже вышли в режим совместных осенних и весенних "школ", которые объединяют студентов не только из МГИМО, но и из вузов стран СНГ и других зарубежных стран. Особым направлением для нас является работа с компаниями энергетического сектора. Так, в частности, с компанией "Роснефть" мы создали совместную базовую кафедру, которая будет заниматься образовательной и исследовательской работой в сфере энергетической безопасности. Масштабный пятилетний договор сотрудничества есть у нас и с компанией BP. Нам кажется интересной и практика прикладных курсов, которые читаются представителями компаний. Наиболее "свежий" пример - это курс по проблематике военно-технического сотрудничества, который начали читать в этом году профессионалы из "Рособоронэкспорта". Попыткой свести воедино, как минимум, наиболее значимых наших бизнес-партнеров стало создание Попечительского совета.

Известия: А собственно образовательный процесс вы как-то модернизируете под потребности ваших партнеров?

Торкунов: Не столько под партнеров, сколько под потребности рынка в целом.
Впрочем, партнеры нам помогают эти потребности лучше понять. В целом сейчас одним из ключевых моментов для нас является "экономизация" образования в МГИМО. Мы начали коренную методологическую и кадровую модернизацию обучения на факультете международных экономических отношений и в Институте внешнеэкономических связей - на двух важнейших подразделениях МГИМО экономического профиля. Нынешняя волна реформирования экономического образования в МГИМО уже вторая. Первая пришлась на начало 1990-х, и содержание ее было очевидным. Сейчас одним из важнейших элементов реформирования является математизация и широкое использование информационных технологий в экономическом образовании. Экономизация образования подтягивает за собой и другие дисциплины и кафедры, которые должны свои программы адаптировать к новым требованиям. Первыми это начнут делать юристы.

В начале разговора я уже упомянул отделение экономической политологии, которое должно ориентироваться на выпуск аналитиков, могущих оценивать политические риски в хозяйственной сфере, разбирающихся в экономических факторах, определяющих политическое развитие страны и мира. В пилотном порядке мы готовимся к открытию магистратуры по массовым коммуникациям. Все это также можно рассматривать как приближение нашего образования к интересам экономической среды.

Известия: Ну, все-таки согласитесь, что это не бизнес-образование...

Торкунов: Не соглашусь, понятие бизнес-образования у нас сильно заужено. Под ним зачастую понимается исключительно МВА.

МВА - это только элемент такого образования. В целом же серьезный бизнесмен должен ориентироваться на сценарий lifelong learning, т. е. обучения в течение всей жизни. Это предполагает твердые базовые знания (бакалавриат), на которые по мере необходимости наращиваются специализированные модули специализации и переподготовки, в том числе МВА. Что касается наших МВА, то мы долго и внимательно присматривались к этой форме обучения.

Известия: Присмотрелись?..

Торкунов: Да, сейчас у нас две такие программы - в области нефти и газа. При этом одна из них - совместная с норвежцами.
Международные - британские, в частности, - перспективы есть и у другой программы. При этом свою роль в поиске международных партнеров сыграли "Роснефть" и BP соответственно.

Известия: То есть вы перестаете быть исключительно "дипломатическим" вузом?

Торкунов: Думаю, что, скорее, дипломатия выходит за рамки собственно политики.
Помимо удовлетворения потребностей МИД - вот тут мы смело можем называться "корпоративным вузом"! - МГИМО в подготовке профессионалов должен ориентироваться на самые широкие параметры современных международных отношений.

Они, в свою очередь, включают и экономику, и право, и массовые коммуникации.
Дипломатическая же, международная, внешнеполитическая составляющая МГИМО - это базовый элемент нашей идентичности.
Без него МГИМО немыслим.

Известия: Спасибо, Анатолий Васильевич.
А теперь, если можно, напомните, что все-таки делать нашим конкурсантам-победителям.

Торкунов: Собрать все необходимые документы, приехать в Москву, прийти в приемную комиссию МГИМО - она начинает свою работу с 15 июня. Далее, ребята должны подать свои документы на выбранные ими факультеты и сдать вступительные испытания. Формальным условием прохождения является получение ими минимальной положительной оценки, хотя в прошлом году большинство победителей показали себя настоящими отличниками.

Спасибо "Известиям" и удачи нашим победителям!




Ирина Жданова
"Известия"
15.06.2006
http://www.torkunov.mgimo.ru/pr-int_2006-06-15_izvest.php


Док. 377116
Перв. публик.: 15.06.06
Последн. ред.: 01.10.07
Число обращений: 472

  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``