В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Торкунов Анатолий. Взаимный интерес и сотрудничество Назад
Торкунов Анатолий. Взаимный интерес и сотрудничество
Роль МГИМО (У) МИД России в подготовке кадров для субъектов Федерации в области международных и внешнеэкономических связей

Присутствие на международной арене такой огромной по своим географическим и людским масштабам страны, как Россия, объективно требует высокой степени участия регионов в осуществлении международных связей и, прежде всего, внешнеэкономической деятельности.

Роль МГИМО как одного из крупнейших учебных и научных центров страны заключается в том, чтобы вносить посильный вклад в подготовку специалистов из регионов для работы во внешней сфере. Что мы и делаем по мере тех возможностей, которые находятся в нашем распоряжении.

Принципиальным моментом с точки зрения подготовки кадров является доступность вуза абитуриентам из регионов. Реальность показывает, что когда-то сложившийся и, к сожалению, еще не до конца разрушенный, несмотря на все наши PR-усилия, образ МГИМО как своеобразной крепости не имеет под собой никаких оснований.

Мы открыты для абитуриентов из регионов, и это наша сознательная политика. Начиная еще с 1980-х гг., и на всем протяжении всего прошедшего десятилетия свыше 50% наших студентов приходят к нам из российской провинции. Так, среди принятых в МГИМО в 2002 г. - представители 62 субъектов Федерации, граждане 32 национальностей. Следует отметить, что процент представителей регионов, поступивших на бюджетные и платные места, примерно равен. Количество платных студентов из регионов, поступивших на первый курс, составляет порядка 300 человек. В силу того, что большинство из договоров об обучении заключается местными органами власти, предприятиями, фирмами, которые оговаривают послевузовскую "отработку" выпускника, можно говорить о целевой подготовке кадров для регионов. Если посмотреть на процентное соотношение и популярность тех или иных факультетов среди представителей регионов, то получится следующая картина. На первом месте стоит "классический" факультет международных экономических отношений (МЭО), на который приходится около 20% договоров, далее следует наше новое и весьма перспективное, как нам кажется, образование Международного института топливно-энергетического комплекса (МИТЭК) - более 15%, фактически без отрыва от него следует факультет международного бизнеса и делового администрирования (МБДА). Далее "ноздря в ноздрю" идут международно-правовой факультет (МП), Институт внешнеэкономических связей (ИВЭС), факультет международных отношений (МО) с показателями примерно в 12%. Небольшие по численности факультет международной журналистики (МЖ) и Международный институт управления (МИУ) аккумулируют еще 7% и 6% соответственно. Таким образом, наибольшим спросом, который мы стараемся удовлетворить, пользуются экономические, экономико-управленческие и правовые специальности. Сравнимую с ними популярность имеют международные отношения, регионоведение и связи с общественностью (факультет МЖ). К нашему удовлетворению, мы не просто заполняем места "регионалами" - это, как правило, достаточно подготовленный контингент, из которого мы реально можем выбирать лучших в ходе вступительных экзаменов. При этом конкурс на платные места составляет 3 человека на место, а на бюджетные - 6.

Помимо объективно складывающегося спроса и предложения образовательного продукта МГИМО наш вуз сознательно идет на создание структур, нацеленных на взаимодействие с потребителями в регионах. В этой связи можно назвать два, института существующие в нашем Университете. Это Международный институт управления и Международный институт топливно-энергетического комплекса.

МИУ был создан распоряжением Правительства от 9 января 1994 г. и на него была возложена обязанность подготовки и переподготовки слушателей по программам второго высшего образования по специальностям "юриспруденция" (специализация "правовое регулирование социально-экономических процессов"); "государственное и муниципальное управление" (специализация "государственное управление и муниципальное право").

Среди выпускников МИУ есть министры республиканских правительств, высокопоставленные чиновники краевых и областных администраций. Вышеназванные специальности подготовки специалистов из регионов формально напрямую не относятся к внешнеэкономическим специальностям, но мы исходим из того, что люди, выбравшие для своего образования именно МГИМО, независимо от того, пришли они по направлению администрации или заплатили деньги из своего кармана, они имеют потребность в знаниях международного и внешнеэкономического характера. Поэтому мы максимально, насколько это позволяет учебный план, пытаемся удовлетворить эти потребности. В программы МИУ введены темы, связанные с регулированием внешнеэкономической деятельности, сравнительно-правовым анализом зарубежного опыта, читаются такие курсы, как "актуальные проблемы международных отношений", "СНГ", "международное коммерческое право", "международное публичное право". И здесь без лишней скромности следует отметить, что подобные знания создают серьезное конкурентное преимущество для наших выпускников, работающих в органах власти субъектов федерации, муниципальных образованиях, в региональных коммерческих структурах. Используя лингвистический потенциал МГИМО, мы даем слушателям МИУ специализированную подготовку (международно-правовая и внешнеэкономическая тематика) по иностранным языкам, даем возможность изучать второй иностранный язык. Ориентированность выпускников МИУ на внешнеэкономические связи и международную деятельность подтверждает тот факт, что около четверти дипломных работ выпускников связано именно с этой проблематикой.

Второй структурой, которая изначально была ориентирована на взаимодействие с субъектами федерации, с компаниями, работающими в регионах, стал МИТЭК - Международный институт топливно-энергетического комплекса.

"Энергетическая дипломатия" - термин и феномен, который стал составной частью внешней политики России. МГИМО откликнулся на запрос времени, и так в 2001 г. появился МИТЭК. Область "энергетической", да и вообще "экономической", дипломатии, наверное, самая диверсифицированная, с точки зрения субъекта ее проведения, среди других направлений внешней политики. Здесь как нигде велика роль регионов, роль бизнеса. Однако эффективность этой сферы не в последнюю очередь зависит от профессионализма кадров. Внешние связи российского ТЭКа и его "базовых" регионов становятся все более обширными, профессиональные требования к специалистам по внешнеэкономической деятельности становятся все более высокими. Работать по наитию, учиться методом практических проб и ошибок - это слишком большая роскошь, равно как и большие финансовые потери в случае даже небольшой ошибки. Понимание этого факта нашло отражение в том, что "пул" заинтересованных компаний и регионов (официально - Наблюдательный совет по развитию МИТЭК), составили руководители более 30 компаний, в том числе расположенных или имеющих сеть подразделений или дочерних структур в регионах. Среди них: ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сургутнефтегаз", "Тюменская нефтяная компания", "Татнефть", "Сибнефть", "Роснефть", "Башнефть", "ОНАКО", "Росзарубежнефть", "Росуглесбыт", "Росэнергоатом" и др. Членами этого Совета являются также главы администраций десяти крупнейших добывающих регионов страны: Республик Коми и Саха (Якутия), Кемеровской, Сахалинской, Томской и Тюменской областей, Ненецкого, Ханты-Мансийского, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Министерство иностранных дел уделяет этому направлению деятельности МГИМО повышенное внимание, и не случайно министра иностранных дел И.С. Иванов является председателем Наблюдательного совета МИТЭК МГИМО (У) МИД России.

С администрациями субъектов федерации, муниципальных образований и компаниями МИТЭК ведет постоянную работу по подготовке, переподготовке кадров, научным исследованиям, информационному обмену. Эти направления сотрудничества находят свое формально-юридическое отражение в Соглашениях о сотрудничестве между МИТЭК МГИМО (У) МИД России и соответствующими администрациями или компаниями. Следуя решениям Наблюдательного совета в рамках реализации соглашений, в 2001 и 2002 гг. была проведен набор абитуриентов в МИТЭК из субъектов федерации. В рамках соглашений от республики Коми в МИТЭК обучаются 10 человек, по направлению Ханты-Мансийского округа - 4 человека, Ямало-Ненецкого округа - 4 человека. На следующий год мы ожидаем, что дадут свои плоды соглашения с Кемеровской и Томской областью, также подписавшими долгосрочные соглашения о сотрудничестве МГИМО. В 2002 г. по рекомендациям администраций субъектов федерации на обучение в МИТЭК были зачислены 37 представителей регионов. Чтобы лучше представить их географию, перечислю города, откуда к нам поступили студенты: Владимир, Волгоград, Вологда, Кисловодск, Новокуйбышевск, Самара, Туапсе. В соответствии с соглашениями о подготовке кадров и научном сотрудничестве с региональными компаниями в 2000-2002 гг. в МИТЭК пришли студенты из таких городов, как Сургут, Тюмень, Надым, Жигулевск, Грозный, Новый Уренгой, Майкоп, Нижневартовск, Ноябрьск, Краснодар, Казань, Владикавказ, Южно-Сахалинск, Усинск, Уфа и др. Согласитесь, география весьма широкая. МИТЭК МГИМО за счет максимально диверсифицированных программ и специальностей дает возможность удовлетворить запросы и бизнеса, и государственных структур в регионах.

Отделения МИТЭК - "международное торговое право", "мировая экономика", "финансы и кредит", "связи с общественностью" ведут обучение по программам бакалавра, специалиста и второго высшего образования.

Наличие второго высшего образования дает почувствовать вклад МГИМО в подготовку специалистов для регионов в максимально короткой перспективе. Заказ на этих специалистов есть. Так, только в 2002 г. по соглашению с администрациями регионов нами было принято 12 человек на обучение по программе второго высшего образования.

В целом такие формы, как второе высшее, магистерское образование и аспирантура дают дополнительные возможности для включения "регионалов" в образовательный процесс МГИМО. Это оптимально и с практической точки зрения. Человек получает базовые знания по программам бакалавра или специалиста у себя в регионе, зачастую это может быть техническое образование, а потом, исходя из реальных потребностей дальнейшей работы, он может его скорректировать, поступив, допустим в магистратуру.

МГИМО предлагает широкий выбор магистерских двухгодичных программ: "международные отношения" (в т.ч. франко-российское отделение, совместное с Институтом политических наук, Париж), "мировая экономика", "менеджмент", "юриспруденция" (международное и европейское право) и открывшаяся в этом году магистратура "регионоведение". В последней абитуриенты могут сделать выбор между европейской, американской или восточной специализацией. Студенты в магистратуре обучаются как на бюджетной, так и на платной основе. Традиционно около трети магистрантов - это выпускники региональных вузов, при этом общее количество мест в магистратурах порядка 170.

Мы в МГИМО не строим иллюзий и, к сожалению своему, замечаем, что качество среднего образования в регионах и, как следствие, подготовка абитуриентов из "глубинки" часто отстает от той, что могут продемонстрировать абитуриенты из столицы, из крупных городов. Ребятам из регионов с недостатками в среднем образовании зачастую трудно следовать ритму и требованиям учебного процесса в МГИМО. С тем, чтобы в какой-то степени ликвидировать эти трудности, у нас уже больше 30 лет, с 1969 г. существует Подготовительный факультет. Это действительно полноценный факультет, где занятия со студентами ведут преподаватели МГИМО, занятия проходят 6 раз в неделю и в дневное время. "Подфак" - это реальное подспорье талантливым ребятам из регионов.

Кому-то может показаться второстепенным, но на самом деле является чрезвычайно важным с точки зрения самого студента вопрос о том, где и как будет жить студент, приехавший к нам на учебу. МГИМО располагает тремя общежитиями, которые, на мой взгляд, находятся в очень приличном состоянии, по крайней мере, средств на их ремонт и поддержание мы не жалели. Наверное, лучшим доказательством их пригодности для комфортного и безопасного проживания является тот факт, что многие из иностранных гостей, приезжающих в МГИМО на конференции, семинары и т.п., предпочитают останавливаться в общежитиях, а не в гостиницах. Всем студентам, слушателям, аспирантам, обучающимся на бюджетной основе, общежитие предоставляется за символическую плату - 3% от стипендии. Сумма оплаты общежития студентами-договорниками также вполне реалистична. Также мы резервируем места для слушателей второго высшего образования, обучающихся на очно-заочной и заочной формах на период сессий. Естественно, мы обеспечиваем необходимую административную поддержку, связанную с временной регистрацией в Москве. Большое значение имеет то, что наши студенты из регионов в любой момент могут воспользоваться всем спектром квалифицированной медицинской помощи в поликлинике МГИМО, которая имеет устоявшиеся и юридически оформленные отношения с рядом московских больниц-стационаров и медицинских центров.

Все, о чем я только что говорил - это один принципиальный тип работы с регионами, то есть когда люди из регионов приходят к нам. Есть и другой тип, а именно: когда мы идем, в той или иной форме, в регионы, несем туда наш опыт, знания и помогаем подготовке специалистов непосредственно на местах.

За 1990-е гг. МГИМО из престижного московского вуза превратился в действительно общероссийский центр науки и образования в области международных отношений и смежных дисциплин. К этому нас подталкивали сама динамика развития образовательного сообщества России и потребности регионов в квалифицированных кадрах.

В середине 1990-х гг. в региональных университетах на базе кафедр исторических и общественно-научных дисциплин стали появляться отделения, факультеты международных отношений, открывались, зачастую без должных кадровых и информационных ресурсов, такие специальности, как регионоведение, связи с общественностью, реклама. Спонтанность этого процесса зачастую наносила серьезный урон качеству образования, качеству выпускников, что, в свою очередь, сказывалось на эффективности работы органов власти, бизнес-структур в регионах при осуществлении ими внешней деятельности. Выход был найден в создании Учебно-методических объединений (УМО) - государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского образования, целью которых стала координация деятельности вузов, работающих в той или иной отрасли образования, обмен опытом, разработка предложений по содержанию образовательных программ. УМО участвует в лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений, разрабатывает и вносит свои предложения в Минобразования. На базе МГИМО в 1994 г. также было создано УМО, за которым приказом Минобразования были закреплены специальности "международные отношения", "регионоведение", "связи с общественностью", "реклама".

По состоянию на конец ноября 2002 г. в УМО при МГИМО входят более 100 вузов (включая вузы-кандидаты и 5 зарубежных вузов) из 45 субъектов федерации, которым МГИМО оказывает учебно-методическую помощь в подготовке специалистов-международников. Фактически эти вузы связаны в единую сеть постоянного взаимодействия. Помимо ежегодных сессий преподаватели и исследователи из регионов встречаются на методических семинарах, организуемых УМО, знакомятся с программами курсов, учебными пособиями, методиками преподавания. Преподаватели и профессора МГИМО регулярно выезжают в региональные вузы для осуществления профессиональных экспертиз, оказания методологической помощи, чтения установочных лекций. МГИМО на регулярной основе принимает у себя представителей региональных вузов. Сейчас мы пытаемся поставить на регулярную основу повышение квалификации преподавателей, работающих по специальностям нашего УМО на базе факультета повышения квалификации МГИМО.

С неформальной точки зрения, УМО при МГИМО служит своеобразным посредником между региональными вузами и московским академическим сообществом и внешнеполитической компонентой государственной элиты, взаимодействие с которой объективно повышает степень эффективности при подготовке кадров в регионах, их дальнейшей включенности в международную деятельность.

Вторым важнейшим элементом взаимодействия с региональными вузами и научными центрами является Российская ассоциация международных исследований (РАМИ), которая была создана по инициативе МГИМО в декабре 1999г. и в настоящий момент объединяет вузы из 25 регионов России и около 300 индивидуальных членов фактически из всех регионов России. Устав РАМИ ставит задачу "поддержания и развития высокого профессионального уровня исследования и преподавания международных отношений в России". МГИМО в настоящий момент взял на себя xасть расходов, связанных с функционированием РАМИ, так как мы прекрасно понимаем, что на настоящем этапе этого себе не может позволить какой-либо другой вуз. Сейчас полноценно функционирует сайт РАМИ, на котором в числе прочего размещены электронные версии публикаций ученых-международников, учебные программы, выходит печатный Вестник Ассоциации, проведены два Конвента, на каждом из которых присутствовало более 200 участников. Вместе с тем, в дальнейшем мы будем стремится к диверсификации финансовых затрат.

Развитие профессиональной ассоциации российских международников идет, на мой взгляд (и не только потому, что я являюсь президентом РАМИ), динамично и успешно. Участие в РАМИ позволило расширить российские и международные связи региональных вузов, познакомить их с научными достижениями в области международных отношений. Опорными точками РАМИ помимо Москвы стали Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Калининград, Владивосток. В отношении этих городов можно сказать, что там де-факто действуют отделения Ассоциации. Весомым и плодотворным является вклад вузов Томска, Барнаула, Краснодара, Казани, Перми, Иркутска, Волгограда. Популярность РАМИ в последнее время стала настолько высокой, что мы были вынуждены усложнить прием в члены организации; так, теперь для вступления в РАМИ требуется рекомендация ученого совета вуза. В рамках РАМИ действует молодежная секция, что создает возможность для профессионального общения студентов-старшекурсников и аспирантов.

Еще одним серьезным элементом, взаимодействия с региональными вузами, и, как следствие, вклада в подготовку специалистов в регионах можно считать осуществлявшийся (вплоть до конца 2002 г.) Институтом "Открытое общество" Мегапроект "Развитие образования в России", где МГИМО выступал в качестве "ресурсного центра" и взаимодействовал с Кубанским, Ростовским, Нижегородским, Пермским, Иркутским и Томским госуниверситетами. В рамках мегапроекта была проведена разработка и модернизация учебных курсов по политологии, международным отношениям, истории, проведение научных и методологических конференций в Москве и региональных вузах. Профессора МГИМО читали выездные курсы лекций в указанных университетах, консультировали молодых исследователей из региональных университетов. В рамках мегапроекта МГИМО принимал на стажировки, обеспечивая проживание, студентов старших курсов, аспирантов, молодых преподавателей, предоставляя им доступ к своим информационным ресурсам, выступал в качестве координатора их научных контактов в Москве. Значительную роль в обеспечении учебного процесса в регионах играют дистантные курсы по международным отношениям и политологии, подготовленные профессорами и преподавателями МГИМО в рамках мегапроекта и размещенные в интернете.

Мы надеемся, и, мне кажется, не беспочвенно, что формат взаимодействия, заложенный в Мегапроекте, будет реализоваться и дальше. По крайней мере, и мы, и наши партнеры в регионах к этому готовы.

Готовя кадры для субъектов федерации, бизнес-структур, осуществляя профессиональное взаимодействие с нашими региональными коллегами, МГИМО, как мне кажется, реализует важнейшую задачу - формирует общероссийское сообщество специалистов-международников. Наличие же такого консолидированного сообщества принципиально важно для нашей страны с ее огромными масштабами, территорией, населением. Управлять всем и вся непосредственно из Москвы чрезвычайно трудно и неэффективно. С другой стороны, адекватность, эффективность и слаженность внешней политики страны, внешнеэкономических связей может быть достигнута только при условии высокого профессионализма всего сообщества международников, включая его региональные компоненты, наличия у каждого специалиста четкого понимания того, что мы все работаем ради достойного места России на мировой арене.




"Вестник РАМИ"
2003
http://www.torkunov.mgimo.ru/srami2003.php





Док. 377098
Перв. публик.: 01.10.03
Последн. ред.: 01.10.07
Число обращений: 499

  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``