В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Торкунов Анатолий. МГИМО. Гнездо для высокого полета Назад
Торкунов Анатолий. МГИМО. Гнездо для высокого полета
В ХОДЕ широко отмечавшегося в прошлом году 200-летия МИД России не раз вспоминалось о том, что проблемы кадрового пополнения российской дипломатической службы всегда были приоритетными для руководства страны и ее внешнеполитического ведомства. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что назначение в дипломатическое ведомство осуществлялось именным императорским указом, а каждый молодой дипломат проходил через экзамены, в которых в обязательном порядке участвовал один из членов Совета министерства (по-нынешнему - Коллегии), через специальную процедуру собеседования с министром иностранных дел. Конечно, было бы лукавством утверждать, что и в досоветскую эпоху, и после Октября 1917 года при приеме на службу не учитывалось происхождение самого кандидата, а тем паче заслуги его семейства перед царем (партией-вождем) и Отечеством.

Однако главным критерием всегда была профессиональная пригодность кандидата, его таланты и способности. Иначе и быть не могло. Слишком высока планка требований к молодым людям, принимаемым на дипломатическую службу. Здесь и свободное владение несколькими иностранными языками, обширные познания в экономике, философии, истории, праве, осведомленность до тонкостей, до нюансов в делах международной политики, обширные страноведческие знания, хороший слог письма и т.д. Не случайно, что МИД, как правило, пополняли выпускники лучших университетов России - Московского, Санкт-Петербургского, а также специализированных учебных заведений, таких, например, как Царскосельский лицей или созданное в 1815 году Лазаревское училище (позже Институт востоковедения). Университеты не только готовили специалистов для дипслужбы, их профессора активно сотрудничали с МИД как эксперты, участники международных конгрессов и конференций.

Надо сказать, что тесная кадровая связь университетов и дипломатической службы сохранялась и в советский период, конечно, с той спецификой, которая вообще определяла жизнь в ту эпоху. Особенно продуктивной стала эта связь в военные и послевоенные годы. Многие университетские профессора, прежде всего из МГУ (Е.В.Тарле, С.Б.Крылов, В.Б.Дурденевский и др.), активно работали над проблемами послевоенного устройства, в том числе принимали деятельное участие в создании его международно-правовой базы, по существу, очень демократической, включая работу над уставными документами ООН. Тогда же начался новый этап в деятельности по кадровому обеспечению дипслужбы.

В военные годы было принято решение о восстановлении фактически с нуля Высшей дипломатической школы и начале подготовки нового поколения профессиональных дипломатов на университетской базе.

В 1943 ГОДУ в МГУ, который располагал для этого наилучшими ресурсами, создается международный факультет, преобразованный через в год в самостоятельный Институт международных отношений. Кадровый костяк МГИМО составляли профессора и преподаватели МГУ. Вместе с тем в педагогической деятельности с самого начала активно участвовали профессионалы-дипломаты, что позволяло добиться органичного сочетания фундаментальной университетской и специальной, ориентированной на практику, подготовки.

С объединением в 50-х годах с Институтом востоковедения и Институтом внешней торговли МГИМО приобрел черты университета, что и нашло свое отражении в официальном закреплении за ним этого статуса в начале 90-х годов прошлого века.

Можно с уверенностью сказать, что решение создать высшее учебное заведение в системе МИД полностью себя оправдало. МГИМО не только стал главным источником пополнения МИД молодыми специалистами (а сегодня почти 70% действующих дипломатов являются его выпускниками), но он обеспечивает стабильный приток профессионалов-международников широкого профиля в другие государственные структуры, общественные организации, печатные и электронные СМИ, академические исследовательские центры. С конца 80-х годов Университет включился в подготовку специалистов для рыночных структур.

МГИМО закончили также около 5 тыс. иностранных граждан почти из 50 стран, многие из которых играют заметную роль в политической и экономической жизни своих государств. С 1996 года согласно специальному распоряжению Президента России МГИМО принимает в качестве российских государственных стипендиатов абитуриентов из 30 стран, прежде всего СНГ и Балтии. Сегодня в МГИМО учатся 348 таких студентов. В целом в Университете учится свыше 4 тыс. человек, из них 530 иностранных студентов из 57 стран.

При разнообразии титульных специальностей, по которым идет подготовка в Университете, а их сегодня 14 на шести факультетах и в трех институтах МГИМО, пополнение молодыми профессионалами дипломатической службы остается приоритетной уставной обязанностью Университета. Достаточно сказать, что только за последние пять лет в МИД принято около 450 выпускников МГИМО.

Коренная перестройка всей работы Университета в последние десять лет велась с учетом многих новых факторов, воздействующих на всю систему образования как в России, так и в мире в целом. К наиболее существенным из них относятся:
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества;
- ускорение темпов развития общества, а следовательно, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
- переход к постиндустриальному информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, что обусловливает важность факторов коммуникабельности и толерантности;
- динамичное развитие экономики, высокая мобильность капиталов и рабочей силы, рост конкуренции, в том числе небывалый рост конкурентной борьбы в сфере высшего образования в мире в целом и в России в особенности. Причем в России методы этой конкурентной борьбы не всегда носят цивилизованный характер.

Идет процесс интернационализации, в том числе конвертируемости высшего образования, обязательным требованием становится хорошее владение английским языком, прочными навыками пользователя компьютера, глобальной сети Интернет.

Применительно к специфике нашего Университета следует подчеркнуть, что существенно меняются и требования к выпускникам, идущим на дипломатическую службу, что отражает и коренные изменения в самой модели современной дипломатии. Речь, конечно же, не идет о том, что в условиях глобализации реализуется известный парафраз З.Бжезинского: "Если бы дипломатов не было, то их не надо было бы и выдумывать". Многие требования традиционной дипломатии к сотрудникам службы носят непреходящий характер.

Сегодня, однако, мы ведем речь о подготовке дипломата новой генерации - высокомотивированного и всесторонне образованного, владеющего современными информационными технологиями, которые позволяют ему не только получать информацию, но и превращать ее в аналитику. При этом междисциплинарные университетские знания должны органично сочетаться в нем с навыками практической работы. Принципиальное значение имеет и нравственное, патриотическое воспитание молодых людей, их участие еще в студенческие годы в деятельности институтов гражданского общества.

Университетом при активной поддержке МИД созданы надлежащие условия для обеспечения добротной подготовки специалистов для МИД. К этим условиям относятся прежде всего:
- создание нового поколения общегосударственных стандартов по специальностям международной направленности, которые соответствуют лучшим мировым и по структуре, и по содержательной насыщенности. Эти стандарты разработаны в МГИМО по заданию Минобразования для высшей школы России;
- наличие квалифицированного профессорско-преподавательского коллектива, который насчитывает сегодня 1099 человек, в том числе 122 доктора наук и профессора, более 400 кандидатов наук и доцентов. Среди преподавателей - два академика, 20 член-корреспондентов РАН, заслуженных деятелей науки. Коллектив работоспособный, более 30% его состава - люди в возрасте до 35 лет, средний возраст профессора - 53 года, что на десять лет меньше, чем в целом по стране;
- формирование солидной научно-информационной базы; библиотека, располагающая восьмисоттысячным ресурсом наименований; компьютерные системы, включающие около тысячи машин, объединенных в сети и имеющих выход в высокоскоростной Интернет, в десятки баз данных; подписка на сотни российских и зарубежных периодических изданий;
- существенное наращивание потенциала научно-исследовательской работы, в том числе как фактора интеллектуализации учебной деятельности, развитие научных школ МГИМО, активное вовлечение Университета в международные научные проекты. Этой цели служит деятельность на базе Университета Российской ассоциации международных исследований, Ассоциации международных исследований стран СНГ и Балтии, Российской ассоциации содействия ООН, выпуск при активном участии МГИМО наряду с "Московским журналом международного права" двух новых периодических изданий - журналов "Космополис" и "Мировая энергетическая политика";
- развитие креативных способностей и гражданской позиции у студентов через участие в научно-студенческом обществе, в конференциях, семинарах и тому подобных мероприятиях, в институтах гражданского общества, объединениях молодых юристов, политологов, экономистов;
- создание по нашим специальностям нового поколения общероссийских учебников, в том числе с участием практических работников МИД. Только за последние два года появилось порядка 40 новых базовых учебников, в том числе получившие широкое признание в России и за рубежом учебники "Современные международные отношения" (выдержал уже три издания), "Международные экономические отношения", "Международное право", "Категории политической науки", "Мировая политика" и другие. В декабре 2002 года впервые в нашей истории вышел большой учебник (около 40 печатных листов) по дипломатической службе. Всего же ежегодно в Университете выпускается более 300 учебников и монографий;
- усиление практической направленности образования, прежде всего за счет участия в учебном процессе мидовцев (только в прошлом году в МГИМО состоялось более 120 выступлений сотрудников министерства), привлечения студентов к некоторым видам практической работы (например, подготовка переводов для Историко-дипломатического департамента);
- совершенствование работы ключевого учебно-методического подразделения - кафедры дипломатии, разработавшей специализированные программы для всех пяти курсов. Подготовлены принципиально новые и актуализированы курсы: "Введение в профессию", "Дипломатический протокол и этикет", "Сравнительная история и теория дипломатии", "Многосторонняя дипломатия", "Дипломатия иностранных государств", "Практика современной дипломатической и консульской службы", "Информационно-аналитическая работа дипломата" и другие. Важно также, что сегодня дисциплины дипломатического цикла читаются непрерывно и охватывают весь период обучения. Основу профессорско-преподавательского состава кафедры составляют послы в отставке, имеющие огромный опыт дипломатической работы;
- повышение эффективности ознакомительной и преддипломной практики в МИД: через различные ее виды в год проходит более 300 студентов. Подписание же трехстороннего договора МИД -МГИМО - Фонд Потанина позволило после десятилетнего перерыва вновь вернуться к организации практики в российских загранучреждениях, направлять туда несколько десятков студентов ежегодно;
- активное участие Университета в интернационализации высшего образования, в Болонском процессе, который нацелен на создание единого европейского образовательного пространства. МГИМО сотрудничает более чем с 50 университетами, реализует многие совместные образовательные программы, уже многие годы является членом престижной Ассоциации профессиональных школ международных отношений, в прошлом году стал членом Европейской ассоциации университетов;
- и наконец, наличие надежной юридической базы взаимодействия МИД и МГИМО на основе договорных отношений, определяющих обязательства сторон.

КАЗАЛОСЬ БЫ, в этих условиях приходящие в МИД выпускники должны были бы в максимальной степени соответствовать требованиям дипслужбы. Однако утверждать нечто подобное было бы сильным преувеличением. В ноябре прошлого года на заседании Коллегии МИД обсуждался вопрос о работе МГИМО по подготовке молодых специалистов. Накануне заседания были опрошены многие департаменты и российские загранучреждения. При позитивных откликах было высказано и немало критических замечаний. Не буду ссылаться на объективные причины, о которых все хорошо знают, - слабую довузовскую подготовку, пробел которой приходится компенсировать в студенческие годы, обострение конкуренции на рынке труда, оттягивающем многих способных выпускников в бизнес-структуры, и другие. Главное сегодня - определить наиболее важные задачи на будущее.

Какие из них можно считать приоритетными? Коренное значение имеет профориентация студентов, причем на самых ранних стадиях. Отсюда задача набора способной молодежи, изначально испытывающей интерес к мидовской карьере. Мы видим ее дальнейшее решение в формировании целостной системы олимпиад, конкурсов, в том числе под патронажем МИД, для выявления наиболее способных абитуриентов. Сквозными темами таких конкурсов должны стать вопросы, связанные с дипломатией, международными отношениями, политикой. У нас уже есть хороший опыт - телевизионный конкурс "Умницы и умники".

В этом году по договоренности с руководством Южного федерального округа там будет проведена большая олимпиада исторических и политических знаний. В Москве пройдет олимпиада по экономике. Много способной молодежи приезжает из регионов (порядка 40% всех студентов), поэтому важное значение имеет сотрудничество с администрациями этих регионов, направляющих выпускников школ для поступления в МГИМО. Сегодня соглашения о сотрудничестве подписаны с руководством почти 30 субъектов Российской Федерации.

Оправдывает себя и Восточный лицей (курсы редких языков) на двухгодичной основе, где старшеклассники не только соприкасаются с будущей профессией, но и начинают учить сложные языки. Уже в этом году МГИМО в порядке эксперимента будет принимать школьников по итогам единого государственного экзамена. В настоящее время мы прорабатываем вопрос об открытии собственного лицея для старшеклассников, где могли бы учиться как москвичи, так и ребята из регионов.

Естественно, что по-настоящему профориентация осуществляется уже в вузе, прежде всего через учебные курсы, письменные работы, а также научно-студенческую деятельность. Компонент профессии присутствует уже на первых этапах пребывания в МГИМО. Но он может быть серьезно усилен. Проще всего это можно сделать по линии укрепления взаимодействия департаментов и групп преподавателей и студентов, занимающихся соответствующими регионами и проблемами. Здесь открываются широкие возможности не только для мониторинга практиками МИД учебной подготовки, в том числе языковой, но и активного участия в актуализации традиционных курсов.

Еще одна возможность упрочения связей с практикой - это подготовка семинаров, конференций, практикумов, где роль экспертов выполняли бы сотрудники МИД, тем более что в связи с перестройкой учебных программ и постепенным переходом к оценке знаний студентов по системе кредитов эти формы обучения, особенно на старших курсах, будут применяться намного шире. У нас уже сейчас немало позитивных примеров такого рода. В конце прошлого года прошла студенческая конференция по проблемам Ближнего Востока, организаторами которой выступил студенческий ближневосточный клуб МГИМО и участие в которой помимо МГИМО приняли студенты восьми ведущих российских и трех зарубежных университетов. Департамент

Ближнего Востока и Северной Африки активно с ними сотрудничал. В качестве примера могу сказать и о продуктивном взаимодействии Латиноамериканского департамента с ибероамериканским центром МГИМО. Следует использовать и позитивный опыт, начало которому было в свое время положено Департаментом СНГ, прочитавшим целый учебный семестровый курс по своей проблематике. В текущем учебном году такой курс будет прочитан Правовым департаментом для юристов. Речь, естественно, не идет о дублировании того, что делают преподаватели. Практики способны разобрать те вопросы, казусы, которыми они занимаются, и сделать это уже на базе полученных студентами теоретических знаний. Важно придать этой работе системный характер. Надо подумать и о том, чтобы на этапе итоговой аттестации - защите дипломов специалистов и магистерских диссертаций - у ребят, идущих на работу в МИД, было два куратора - научный руководитель - преподаватель МГИМО и консультант-практик. Темы дипломов для этой категории выпускников должны обязательно согласовываться с департаментами МИД.

Хотел бы обратить внимание на магистратуру как наиболее важный источник пополнения МИД специалистами (50 человек приняли в МИД за последние три года), тем более что в магистратуре МГИМО, работающей по таким программам, как мировая политика, европейские и восточные исследования, международная экономика, европейское право, международный менеджмент, учатся сегодня не только наши выпускники, но и воспитанники почти 20 ведущих университетов России (более трети) - МГУ, СПбУ, Ростовского, Казанского, Томского и других. Именно на этом этапе обучения при соответствующем кадровом планировании их последующего приема на работу можно было бы добиться максимальной специализации будущих работников МИД, ориентировать их на новаторскую разработку в магистерских диссертациях тех или иных тем по заказам департаментов.

Отдельно о языковой подготовке. Сегодня в МГИМО преподается 53 иностранных языка. Помимо того что преподаванием занимаются высококлассные специалисты, созданы уникальные технические возможности - 50 мультимедийных классов, десятки каналов телевидения на иностранных языках. Однако упорно учить язык, особенно редкий, - тяжелый труд, и его надо стимулировать. Собственно в институте - поддерживая наиболее продвинутых по этой части ребят: языковые стажировки за рубежом, создание переводческих групп, проведение конкурсов на лучшее знание того или иного языка, выделение специальных стипендий. Второй очень важный момент - укрепление вертикали языковой подготовки МГИМО - ВКИЯ (Высшие курсы иностранных языков) - ДА (Дипломатическая академия), которая складывается у нас в рамках мидовского координационного Совета по языкам. Здесь важны единые требования, непрерывность изучения и совершенствования языка. И наконец, четкое планирование.

Завершая тему качества подготовки, нужно подчеркнуть, что, на наш взгляд, его повышению будут способствовать и намеченные Университетом на ближайшие годы следующие крупные меры;
- существенное расширение совместных образовательных программ с ведущими европейскими университетами (речь идет о том, чтобы в дополнение к нашей совместной с Парижским институтом политических наук магистерской программе по международным отношениям начать и некоторые новые, в частности программы со Свободным университетом Берлина по регионоведению, с Университетом Триеста по дипломатии, с Университетом Дюнкерка по менеджменту, Университетом Лейдена по мировой и российской политике и др.);
- переход к новому этапу использования информационных технологий (дистантные курсы на языках, on-line видео-конференции с ведущими российскими и зарубежными центрами, повсеместное введение учебного курса "Интернет в международных отношениях и в политике", обучение навыкам создания и поддержания сайтов, расширение институтских баз данных и обеспечение свободного доступа к другим базам, создание банка ролевых игр и case studies);
- создание конкурентной атмосферы среди преподавателей: введение обязательного преподавательского рейтинга, который будет влиять и на материальное вознаграждение; расширение курсов по выбору, в том числе и по темам, рекомендованным МИД; создание интерактивных программ обучения;
- введение обязательного ежегодного рейтинга студентов. Можно сказать, что сегодня МГИМО (Университет) - это гнездо для высокого полета. Конечно, все зависит от таланта, целеустремленности, настойчивости каждого из его выпускников. Мы, профессора, преподаватели, сотрудники, стараемся сделать так, чтобы их профессиональная подготовка, знания позволили им занять достойное место в жизни, в нашем обществе,

ОТ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ кадров в МГИМО и заложенных в ее программу стандартов сегодня в значительной степени зависит в целом ситуация в этом секторе российского образования. МГИМО как мидовский Университет участвует в реализации некоторых координирующих функций министерства. Это находит свое выражение в том, что Университет институционально выступает в качестве учебно-методического центра российского образования по целой группе специальностей: международные отношения, регионоведение, политология, связи с общественностью и другие. В наше учебно-методическое объединение сегодня входит почти 100 вузов. В обязанности Университета входит, таким образом, формирование и реализация общегосударственных стандартов, в том числе через лицензирование и аттестацию, ряда программ подготовки профессиональных кадров, традиционно связанных с обеспечением внешнеполитических функций государства, развитием международных связей регионов, бизнеса, субъектов гражданского общества. В связи со стремительным ростом числа участников международного общения, появлением новых вызовов и проблем, равно как и образовательных центров, которые берутся за подготовку кадров в этой сфере, круг обязанностей Университета в таких делах существенно расширился. Достаточно сказать, что с учетом акцента, который МИД делает на оказание содействия отечественному бизнесу, в МГИМО открыт ряд специальных программ для бизнесменов. Так, например, в прошлом году были организованы учебные программы по вопросам присоединения России к ВТО, в которых приняли участие руководители и сотрудники Новолипецкого и Нижнетагильского металлургических комбинатов, реализуются четыре программы второго высшего образования.

Несколько слов о созданном три года назад при активном содействии МИД Международном институте топливно-энергетического комплекса (МИТЭК). Этот новый в структуре Университета институт развернул подготовку специалистов-международников для ТЭК. О значении подготовки таких специалистов для России свидетельствует тот факт, что в Наблюдательный совет по развитию МИТЭК МГИМО, возглавляемый министром иностранных дел России И.С.Ивановым, входят руководители десяти крупнейших нефте-, газо- и угледобывающих регионов страны и около 30 ведущих компаний ТЭК. В 2002 году была сформирована кафедра международных проблем ТЭК, возглавляемая вице-президентом Российской академии наук академиком Н.П.Лаверовым.

В МИТЭК активно действует Центр стратегических исследований и геополитики в области энергетики, занимающийся проблемами воздействия макроэкономических и геополитических факторов на развитие мировых энергетических рынков, разработкой стратегии развития ведущих компаний ТЭК, изучением механизмов оптимизации инвестиционного и налогового климата в целях привлечения зарубежных инвестиций в российскую энергетику, а также путей совершенствования правового регулирования международной деятельности в сфере ТЭК.

В интересах ведущих компаний ТЭК Центром стратегических исследований выполнен ряд крупных работ по разработке стратегии развития компаний, аналитическим исследованиям финансовой стратегии и стратегии долгосрочных вложений, по сравнительному анализу тенденций изменения российского и зарубежного рынка ценных бумаг нефтяных компаний.

Особое внимание в настоящее время МИТЭК и Центр уделяют краткосрочному и долгосрочному прогнозированию развития мирового энергетического рынка, изучению процессов ценообразования, влияния политических факторов на ситуацию на рынках нефти и газа.

В целях обеспечения мирового уровня подготовки специалистов-международников для ТЭК институт большое внимание уделяет привлечению лучшего зарубежного опыта и созданию с этой целью совместных структур с ведущими мировыми университетами и научными центрами. В сотрудничестве с Высшей национальной школой нефти и Французским институтом нефти действует Российско-французский институт энергетической дипломатии. В мае 2002 года совместно с Государственным университетом Генуи, Университетом Луиджи Боккони и миланским Институтом экономики источников энергии создан Российско-итальянский институт мировой энергетики. Ведется работа по организации Российско-американского института стратегического партнерства и Российско-германского учебного и научного центра.

С учетом глубоких изменений в российском обществе в целом, реформ в образовательной сфере перед МГИМО стоит основная стратегическая задача - укрепление и развитие Университета как уникального образовательного, научного и культурного центра, занимающего достойное место в российской высшей школе и в международном образовательном пространстве, сохранение роли МГИМО как основного источника пополнения МИД молодыми профессионалами-дипломатами, центра исследований по международной проблематике. О значении Университета и внимании к нему политического руководства страны свидетельствует прямое поручение Президента В.В.Путина заботиться об укреплении МГИМО, сформулированное на совещании послов в июле прошлого года.




Международная жизнь No 2
2003
http://www.torkunov.mgimo.ru/s_gnezdo.php



Док. 377097
Перв. публик.: 01.10.03
Последн. ред.: 01.10.07
Число обращений: 501

  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``