В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Торкунов Анатолий. Азиатские шероховатости Назад
Торкунов Анатолий. Азиатские шероховатости
Российская внешняя политика в отношении южных соседей должна быть нацелена на создание благоприятных условий для Сибири и Дальнего Востока

Азиатское направление российской внешней политики традиционно имеет приоритетное значение, однако в последние годы важность его стремительно возрастает. Это связано с тем, что огромный политический, экономический и военный потенциал данного региона, равно как и наличие там острых проблем, оказывают существенное воздействие на развитие России, особенно ее сибирских и дальневосточных районов.

С другой стороны, ситуация в нашей стране, характер и темпы развития ее восточной части являются важным фактором, влияющим на обстановку в Азии. Внешнеполитические позиции России в целом напрямую связаны с российской политикой на Востоке.

Можно выделить несколько основных целей азиатской политики России. Прежде всего это обеспечение безопасности границ и стабильности в потенциально конфликтных зонах, особенно там, где они непосредственно примыкают к российским границам.

При этом следует исходить из решения двух важнейших задач - создания внешних условий для форсированного развития Сибири и Дальнего Востока и стабилизации центрально-азиатского "подбрюшья" России путем установления многомерных тесных отношений с "исламским миром" в партнерстве с США, Европой и Китаем.

Отношения между Россией и Китаем вышли на уровень фактически официально провозглашенного "стратегического партнерства". Связи двух стран приобрели устойчивый и обоюдовыгодный характер; во всех областях сотрудничества действуют межправительственные, межведомственные и межрегиональные комиссии; между Россией и Китаем расширилось взаимодействие в решении конфликтных ситуаций в мире (Корея, Ближний Восток, Ирак); институализировано сотрудничество в области региональной безопасности (ШОС); получил развитие механизм двусторонних консультаций по широкому кругу проблем; растет товарооборот и оживились культурные связи.

Тем не менее следует сделать еще немало для того, чтобы "стратегическое партнерство" России и КНР приобрело глубокий и необратимый характер. Так, например, в основном государственная граница между Россией и КНР делимитирована и демаркирована, однако судьбы трех небольших островов еще не решены. Эту работу следует завершить, чтобы навсегда закрыть "пограничный вопрос" в отношениях двух стран.

Существует также целый ряд других проблем и шероховатостей. К их числу можно отнести урегулирование осложнений в торговой области (в том числе в контексте присоединения России к ВТО), в области энергетического сотрудничества, снятие озабоченностей по проблеме "китайских мигрантов" и др.

На российско-японском направлении должна оставаться незыблемой глубокая заинтересованность в развитии всестороннего взаимодействия и широкого сотрудничества, основанная на обоюдном понимании стратегического значения российско-японских отношений. Соответственно, экономические и политические отношения между нашими странами следует вывести на надлежащий уровень. Проблема Курил может иметь только комплексное решение, и рассматривать ее необходимо сквозь призму совместного движения к созданию общего экономического пространства и безвизового режима.

Отношения России с Южной и Северной Кореей эволюционировали к прагматическому типу. России удалось разморозить отношения с КНДР, однако особых достижений здесь нет.

Главная причина этого - политика Пхеньяна, который оставляет страну закрытой для мира и нередко, используя свою ядерную программу, прибегает к явному шантажу. Для России жизненно важно не допустить военной нуклеаризации Корейского полуострова, эффективно использовать процесс шестисторонних переговоров для урегулирования северокорейской ядерной проблемы с возможным последующим выходом на коллективные договоренности, гарантирующие безопасность и соблюдение интересов всех расположенных там государств. В экономической области необходимо последовательно реализовывать планы соединения восстанавливающейся Транскорейской железной дороги с Транссибом, а также проекты в энергетическом секторе.

Нуждается в активизации политика России по развитию многостороннего сотрудничества с сообществом стран Восточной Азии и Тихого Океана. Несмотря на оживление дипломатических усилий, значительного сдвига в торговле со странами региона, к сожалению, не произошло. Наиболее перспективными на этом направлении являются связи с государствами АСЕАН.

Отношения России с Индией развиваются с позитивной динамикой, что фактически придает им свойства стратегического партнерства. Большое значение для стабилизации обстановки в Азии могло бы иметь неформальное взаимодействие России, Китая и Индии, особенно в контексте борьбы с международным терроризмом и обстановки в Афганистане.

В завершение хотел бы еще раз подчеркнуть, что все шаги и практические действия в АТР должны быть нацелены на главное - создание благоприятных условий для развития Сибири и Дальнего Востока, привлечение туда инвестиций из стран АТР, разумное решение проблем депопуляции этого региона, в том числе и за счет юридически выверенного решения вопросов иммиграции и пребывания там мигрантов.



Анатолий ТОРКУНОВ,
член-корреспондент РАН,
ректор МГИМО(У) МИД России,
доктор политических наук
"ФельдПочта"
19.04.2004
http://www.torkunov.mgimo.ru/pr_o19_04_04.php




Док. 377096
Перв. публик.: 19.04.04
Последн. ред.: 01.10.07
Число обращений: 423

  • Торкунов Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``