В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. `Свои` и `чужие` Назад
Владислав Иноземцев. `Свои` и `чужие`
Целый ряд событий последнего времени - от зашедших, похоже, в тупик перегово&-ров с Европейским Союзом по проблемам реадмиссии до непрекращающихся актов насилия в отношении как иностранцев, так и россиян, не принадлежащих к титульной нации, которой власть отводит "консолидирующую роль" в создаваемом ею "едином многонациональном обществе", - вновь и вновь привлекает внимание к проблеме миграции. Несмотря на признание актуальности этой проблемы, какая бы то ни было внятная миграционная политика в России как отсутствовала, так и отсутствует. Почему? Каковы, в принципе, общие и особенные черты российской миграции?

Россия - не первое и не последнее государство, столкнувшееся с миграционной пробле&-мой. Более того, масштабы притока населения в нашу страну даже в 90-е годы не были катастрофически большими. В последнее десятилетие прошлого века сре&-днегодовая численность приезжающих в Россию мигрантов составила 330 тыс. человек, и только в 1994 г. имел место всплеск миграционной волны с амплитудой в 810 тыс. Это очень мало - как по сравнению с другими странами (в 90-е годы ежегодный приток мигрантов в США составил в среднем 910 тыс. человек, а в Германию - 730 тыс.), так и с точки зрения демографии (самые консервативные расчеты показывают, что для про&-стого поддержания нынешней численности населения России следует "импортировать" не менее 650 тыс. человек в год). Однако даже нынешние показатели миграции у большинства наших сограждан не вызывают иных чувств, кроме ужаса, отчасти подпитыва&-емого опасениями экономической конкуренции со стороны мигрантов, а отчасти - банальным национализмом, усиливающимся в современном российском обществе.

Между тем Россия находится ныне - как это ни покажется странным - в исклю&-чи&-тельно выгодном положении, позволяющем ей решать многие свои проблемы за счет миграционных потоков. Во-первых, с момента распада СССР у России остается значительный демографический "резерв" в виде русскоязычного населения бывших советских республик. Во-вторых, в России есть все предпосылки для устойчивого функционирования той модели временной трудовой миграции, отказ от которой в Европе привел в 80-е и 90-е годы к обостре&-нию социальных и этнических проблем в большинстве западных стран.

Хорошо известно, что распад колониальных империй сопровождался мощными мигра&-ционными потоками в Европу. Около 400 тыс. голландцев (и почти 200 тыс. сотруд&-ничавших с ними местных жителей) были эвакуированы после обретения незави&-симости Индонезией. Не менее 900 тыс. pieds-noirs (и 90 тыс. алжирцев, воевавших на стороне Франции) прибыли во Францию в одном только 1962 г. Более 800 тыс. (!) португальцев вернулись в конце 70-х годов на родину после поражения в войнах Англоны и Мозамби&-ка за независимость. На этом фоне распад советской импе&-рии (отчасти и обусловленный "консолидирующей ролью" русского наро&-да) не породил аналогичного по масштабам миграционного процесса. По некоторым оценкам, в этот процесс могли включиться от 7 до 11 млн. человек, имеющих русские корни и проживавших в национальных республиках Советсткого Союза. И если в Европе приток беженцев вызвал мно&-жество проблем и воспринимался как едва ли не национальная трагедия, то отток русских из "ближнего зарубежья" мог бы (и должен был) стать историческим шансом, открывающим путь к ускоренному развитию России. Пока же нефтедоллары, манной небесной упавшие на страну, расходуются на пропагандистско-шовинистические программы типа разработки "национальной идеи" или организации телеканала Russia Today - вместо того, чтобы быть направленными на до&-тации переселенцам.

Сегодня в России ищут лучшей жизни сотни тысяч и даже миллионы гастарбайтеров - практически из всех республик бывшего СССР. Этот миграционный поток, ко&-торый вызывает подчас больше раздражения, нежели непредвзятой оценки, также следовало бы приветствовать. В Европе уже к концу 80-х годов власти столк&-нулись с тем, что временные рабочие, приезжавшие на заработки, начали оседать в Германии, Франции и других странах, перевозить свои семьи и постепенно переходить на положение иждивенцев. Знаменитая фраза Макса Фриша "мы звали работников, а к нам прибыли люди (we called for workers, human beings came instead)", сказанная еще в 1967 г., наполнилась драматическим смыслом. Сегод&-ня в 15 странах ЕС лишь 47% (!) жителей, родившихся за пределами этих стран, име&-ют постоянную работу. В России же складывается принципиально иная си&-туация - в первую очередь потому, что отечественная "система" социального обес&-печения предлагает нищенский уровень жизни даже собственным гражданам, не то что пришлым мигрантам. Парадоксально, но даже несмотря на трех- или четырехкратный разрыв в показателях уровня жизни в России и некоторых бывших советс&-ких республиках (а приблизительно такой же разрыв существует и между странами Южной Европы и Северной Африки), трудовые мигранты не стремятся задержива&-ться в нашей стране. Не делать ничего для исправления этой ситуации - близорукая и примитивная политика.

Главной проблемой нынешней России оказывается в рассматриваемом контексте то, что власти, упражняющиеся в создании разного рода "наших", полностью утратили способно&-сть отличать "своих" от "чужих". Программа возвращения русскоязычного населения - предусматривающая даже определенные преференции перед "коренными" россиянами, кото&-рые можно было бы объяснить пятнадцатилетним забвением их интересов, - должна была бы стать первым из "общенациональных проектов" Кремля. Привлечение иностранных работников на временной основе также следует всемерно использовать на благо страны. Покушение на жизнь и здоровье иностранных граждан должно на&-казываться более строго, чем "обычные" преступления подобного рода - что предусмотрено, заметим, уголовным кодексом Китая, столь любимого кремлевскими реформаторами. Единс&-твенное, от чего надо бы воздержаться, - это от соблазна решать за счет мигра&-ционных "средств" сугубо геополитические проблемы, вроде циничного выписыва&-ния российских паспортов гражданам Абхазии, в войне которых против Грузии - не стоило бы этого забывать, - "закалялись" многие чеченские полевые командиры.

Россия нуждается в русских. В то же время она нуждается во всех, кто способен уме&-ло и качественно работать в собственных интересах, но на благо России. Все эти лю&-ди отнюдь нам не "чужие", - хотя бы потому, что "своими" они, ви&-димо, все равно нам не станут, причем, скорее всего, по собственной воле. А жаль...




BusinessWeek No5
24 октября 2005
http://www.inozemtsev.net/index.php?m=vert&menu=sub2&pr=107&id=473

Док. 377067
Перв. публик.: 24.10.05
Последн. ред.: 01.10.07
Число обращений: 400

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``