В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Их дело - труба Назад
Владислав Иноземцев. Их дело - труба
Незадолго до отставки Герхарда Шредера возник слух, будто бывшему канцлеру Германии может быть предложен высокий пост в структуре "Газпрома", стремительно превращающегося в крупнейшую транснациональную сырьевую корпорацию. Но Шредер, политик мирового масштаба, отдал предпочтение карьере юриста, в отличие от юристов российских, которые превращаются из политиков в менеджеров этого нефтегазового гиганта.

Вспомним события последнего времени. Конец лета. Энергично идут переговоры вокруг строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Владимир Путин встречается со своим германским коллегой едва ли не чаще, чем в прошлом году с несостоявшимся украинским президентом Януковичем. Восьмого сентября в Берлине подписывают договор о создании North European Gas Pipeline Co. (с закреплением за "Газпромом" 51% акций). Начало октября - встреча президента с лидерами ЕС. Энергетическая тема доминирует в повестке дня переговоров. Середина ноября: Путин пиарит "Газпром" в Турции, участвуя в церемонии "открытия" газопровода "Голубой поток", функционирующего уже полтора года. Оттуда президент мчится на Дальний Восток, где подписание масштабного договора с Южной Кореей срывается, но только потому, что Путин-предприниматель на время уступил место Путину-стратегу, попытавшемуся подключить к контракту еще и КНДР.

Однако даже когда политики занимаются бизнесом, ни бизнес не перестает быть бизнесом, ни политика - политикой. Хотя возникают вопросы об эффективности и того, и другого. Начнем с бизнеса.

"Голубой поток" имеет проектную мощность в 16 млрд. куб. метров газа в год; стоимость проекта - около $3,2 млрд. Выход на проектную мощность планируется лишь к 2010 году, причем задержка обусловлена не только техническими условиями. Турция, которая в 1997-м обязалась купить у России 364 млрд. куб. метров газа до 2025-го (т. е. как раз по 16 млрд. куб. метров ежегодно, начиная с 2003 года) уже в 2002-м отказалась от прежних объемов закупок и стала шантажировать Россию требованиями снизить цены на поставляемое топливо (частично они были удовлетворены). Но эти неудачи меркнут перед проблемами на "северном фронте", где российско-германский проект оценивается не менее чем в $8 млрд., а мощность первой "нитки" составит 27 млрд. куб. метров газа в год. Между тем, по расчетам экспертов, даже при самом удачном развитии событий добыча на Южно-Русском месторождении, с которого в СЕГ и должен поступать газ, достигнет к 2013 году лишь 24 млрд. куб. метров в год. На память приходят слова, написанные рукой бывшего главы "Газпрома" Рема Вяхирева в виде резолюции на одном из документов: "Ну и что мы будем с этим делать?!" Сейчас таких вопросов задавать не принято, а принято рассуждать о прокладке наземного газового "коридора" в Китай и Корею стоимостью уже около $18 млрд., да еще об экспорте сжиженного газа со Штокмановского месторождения, на разработку которого потребуются "всего-то" $20-21 млрд.

Почему сейчас не задают лишних вопросов, понятно: потому что экономика, при всей ее важности, подчинена в современной России политическим интересам, а точнее - задачам. А чего больше всего хочется российской элите? На мой взгляд, обеспечить себе такую же свободу действий на международной арене (или хотя бы в ближнем зарубежье), какой она уже располагает в пределах своей страны. Но, ощущая в этом угрозу для себя, соседи России, естественно, постараются не выстраивать с нами союзнических отношений. Скорее всего, они попытаются сделать ставку на другие геополитические альянсы. Так уже повели себя Грузия, Украина, Молдавия... Отсюда и стремление наших политиков-бизнесменов тянуть газопроводы хоть по дну, хоть по небу - только в обход ненадежных соседей. И это правильно. Но правильно только в той ситуации, в которую Россия сама себя поставила.

С точки зрения глобальной и региональной стабильности, несомненно, лучше вести трубопроводы через близлежащие страны, чем в обход их, потому что любой нормальный экспортер заинтересован в том, чтобы вокруг его границ формировалась зона стабильности и взаимопонимания, и нахождение общего языка с соседями всегда было основой добрых взаимоотношений. Разработка же окольных путей снимает эти заботы с повестки дня, переводит отношения с соседями в чисто политическую плоскость и тем самым открывает возможность разговаривать с ними на языке ультиматумов. Но, похоже, российским руководителям, набирающимся опыта в строительстве вертикалей власти в своей стране и вне ее, все более чужды горизонтали власти, воплощающиеся в том числе в трубах, проложенных через чужие территории.




28 ноября 2005
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=485

Док. 377062
Перв. публик.: 28.11.05
Последн. ред.: 01.10.07
Число обращений: 359

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``