В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Сгодится все? Назад
Владислав Иноземцев. Сгодится все?
Формирование гигантского холдинга Russia Inc. продолжается. Еще "Роснефть" и "Газпром" не расплатились за приобретение "Юганскнефтегаза" и "Сибнефти", как появилась новость о приобретении государственным "Рособоронэкспортом" двух фирм, совместно владеющих контрольным пакетом ОАО "АвтоВАЗ".

Операция прошла, как обычно: без конкурентов, конкурса и денег. $700 млн. решено было занять у ВТБ; акции перешли на счета покупателей под обязательство отложенного платежа. Но эта на первый взгляд мало чем отличающаяся от прочих сделка не так уж "стандартна" и может, по нашему мнению, свидетельствовать о переменах в политике государственного предпринимательства в России.


До сих пор основное внимание чиновников сосредотачивалось на предприятиях сырьевых отраслей, а также компаниях, чья прибыльность и привлекательность для инвесторов не вызывают сомнений. В отличие от "Газпрома", "Роснефти", "Сибнефти", "МегаФона" и др. АвтоВАЗ отнюдь не обещал большой доходности: производство практически не росло, обновления модельного ряда не происходило, продукция становилась все более неконкурентоспособной.


Так для чего же власти потребовалось предприятие, которое не стало банкротом только по причине постоянного повышения пошлин на импортные автомобили? На этот вопрос есть два варианта ответа.


Первый. Решение о покупке АвтоВАЗа могло быть реакцией на попытку приобрести контрольный пакет акций автозавода группой компаний "СОК". Такое предположение отчасти объясняет различные и порой не согласующиеся между собой мнения чиновников о причинах и даже самом факте покупки. Неожиданное появление в качестве нового хозяина "Рособоронэкспорта" может иметь своей причиной срочность оформления сделки, которая не позволила создать подходящую холдинговую структуру. В таком случае государством послан четкий сигнал: национализация стала новым курсом и будет проводиться в отношении всех значимых компаний. Ее завершение - вопрос времени. Если учесть, что в последний период новые активы приобретаются по рыночным ценам, действия властей можно истолковывать как "благородное" приглашение крупным игрокам сбывать свои компании государству по тем ценам, что будут им предложены.


Второе. Установление контроля над АвтоВАЗом может быть обусловлено стремлением правительства спасти компанию, которая, несомненно, разорится в условиях смещения спроса в сторону более дорогого сегмента рынка и ужесточения конкурентной борьбы в свете предполагаемого вступления России в ВТО. В этом случае речь идет о выстраивании холдинга, подобного структурам Олега Дерипаски, где прибыль от металлургии покрывает убытки промышленных предприятий, проводящих реструктуризацию и обновление своих основных фондов. В рамках такой логики можно также ждать дальнейших поглощений крупных предприятий, что в конце концов приведет к формированию крупнейшей в стране холдинговой структуры, обладающей полным политическим "прикрытием" и потому неуязвимой даже в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры.


Какими бы мотивами ни руководствовались чиновники, результат очевиден. Национализация перешла в новую стадию, на которой государству придется - как в СССР - быть готовым не только получать прибыли, но и нести расходы. Более того, необходимо будет вырабатывать производственную стратегию, доказывающую свою эффективность в конкурентной борьбе, а заодно и обеспечивать возврат средств, которые были привлечены для приобретения самих предприятий. При этом - по крайней мере на начальном этапе - для решения данных задач вряд ли получится привлекать прямое бюджетное финансирование; увеличение же долгов (даже гарантированных правительством) также не станет удачным решением.


Все это позволяет предположить, что расширение госкапитализма вскоре вступит в серьезное противоречие с декларируемой "открытостью" экономики. Ведь если нефть и газ можно продавать без особых проблем практически в любых условиях, то поддерживать на плаву промышленные предприятия советского типа, не защищая их от конкуренции, невозможно. До поры до времени чиновники могли допускать банкротства подобных фирм - но только не тех, которые находились в их собственности. Распространение же государственного контроля на все возрастающий сектор экономики поведет страну по японскому сценарию, когда огосударствление влекло за собой дополнительные дотации, необеспеченные банковские ссуды, коррупцию и непрозрачность бизнеса. Результат такой тактики в Японии хорошо известен: дефицит госбюджета сегодня достигает там 8% ВВП. И наивно думать, что в России такой показатель недостижим. Раз в виде собственности годится все, то и методы ее защиты будут соответствующими.



Профиль No45(459)
05 декабря 2005
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=488

Док. 377061
Перв. публик.: 05.12.05
Последн. ред.: 01.10.07
Число обращений: 339

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``