В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. `Человек долга` Назад
Владислав Иноземцев. `Человек долга`
Новейшая экономическая история США началась 15 августа 1971 года, когда президент Никсон объявил о прекращении обмена доллара на золото.

Отказ от золотого обеспечения доллара позволил Америке забыть о привычных экономических законах и пропорциях. Если в 1945-1971 годах страна считалась с "правилами", требовавшими ограничения внешнего долга (который за это время удалось сократить с 121% до 38% ВВП) и поддержания сбалансированного внешнеторгового баланса (в 1945-1970 годах экспорт из США ежегодно превышал импорт), то с отменой золотого стандарта отношение к ним изменилось. Оставаясь некоторое время стабильным, внешний долг к середине 80-х превысил 40% ВВП. Суммарное отрицательное сальдо внешней торговли только за 1975-1980 годы превысило совокупный профицит за весь послевоенный период; а с 1984-го уже ежегодный дефицит внешнеторгового баланса превышал профицит 1945-1974 годов. Стал заметен быстрый рост долгов корпораций и частных лиц.


Сначала все это не воспринималось как норма. Мощные кризисы 1973-1975 годов, а также депрессия 1979-1981-го, инфляционный всплеск начала 80-х - все это отражало "трудности привыкания" к ситуации, в которой можно было жить взаймы, а недостающие товары и капиталы "высасывать" из внешнего мира, не слишком задумываясь о будущем. Однако когда постепенно и сами американцы, и остальной мир начали свыкаться с новой реальностью, задачей финансовых властей стало ее использование во имя глобального доминирования США.


Именно тогда на арену вышел Алан Гринспен, 2 июня 1987 года назначенный Рейганом новым главой Федерального резерва. Хотя сама новость о назначении Гринспена, не написавшего не то что множества умных книг, но даже кандидатской (в российском понимании) диссертации, на место опытнейшего гарвардца Пола Волкера вызвала самое большое дневное падение американских фондовых индексов за пять лет, с тех пор новый глава ФРС больше ничем не разочаровывал биржевиков. Более того, результаты его деятельности поражают воображение.


С 1987 по 2005 год средний уровень инфляции в США составил 3,04% против 6,38% за годы, когда ФРС возглавлял П. Волкер; темпы роста ВВП с 2,78% поднялись до 3,55%; безработица снизилась с 6,2% до 4,9%, количество закладываемых каждый год новых домов увеличилось с 1,6 млн. до 2 млн., а потребительские расходы ежегодно подрастали на 4,9%. В экономике было создано 30 млн. рабочих мест, ВВП почти удвоился - с $6,4 трлн. до $11,4 трлн., а фондовый индекс Dow Jones вырос в 4,5 раза.


И что самое важное, экономика счастливо избежала кризисов - кстати, вполне вероятных.


В чем же состоит гениальность Алана Гринспена? На мой взгляд, она отчасти заключена и в том, что на протяжении всей своей карьеры этот хладнокровный прагматик оставался "человеком долга", последовательно придерживаясь принципа: у Америки нет причин избегать наращивания финансовых обязательств, если требование их погашения может больно ударить прежде всего не по стране, а по самим заимодавцам. За 18 лет его пребывания на посту руководителя ФРС наиболее динамичным сектором экономики стало накопление обязательств. Госдолг вырос с 43% до 71% ВВП, а в номинальном выражении - с $2,3 трлн. до $8 трлн. Суммарный торговый дефицит за это время превысил $4,5 трлн., достигнув в 2005 году почти 7% ВВП. Ссуды банков коммерческим компаниям увеличились в 3,5 раза - с $2,2 трлн. до $7 трлн., а выпуск компаниями необеспеченных бондов - в 6 раз, с $1,4 трлн. до $8,5 трлн. Втрое увеличился объем потребительского кредитования и почти в четыре раза (с $2,9 трлн. до $11 трлн.) - сумма ипотечных кредитов. Общий прирост кредитных средств и торгового дефицита составил $30 трлн., в то время как ВВП вырос всего на $5 трлн. Вроде не есть хорошо.


Однако из окон здания ФРС на вашингтонском молле все выглядит иначе. О каких опасениях может идти речь, если в 2002-2004 годах, когда ФРС удерживала ставку ниже уровня инфляции, иностранцы скупили бондов федерального казначейства и оставили в своих валютных резервах американской валюты более чем на $1 трлн.! Билл Бернанке, который уже завтра, 31 января, станет преемником Гринспена на посту председателя ФРС, еще в ноябре 2002-го изложил свое видение финансовых проблем в знаменитом выступлении о "теории вертолета". Деньги, утверждает он, сегодня могут и должны сыпаться в руки американцам, как будто их разбрасывают с вертолета; если их окажется слишком много, проблему автоматически решит инфляция. Не этот ли яркий образ врезался в сознание президента Дж. Буша, выбравшего в качестве нового главы ФРС именно Бернанке?


Завтра Гринспен в последний раз спустится по широкой лестнице здания ФРС. 6 марта ему исполнится 80. Он уходит героем, который заставил весь мир почти двадцать лет финансировать американскую империю. В эти годы его сограждане научились жить в долг, не задумываясь о дне расплаты, который он умелыми действиями максимально отдалял. Сможет ли его преемник так же баловать Америку еще 18 лет? Ведь вертолеты, барражирующие над Вашингтоном, следят за террористами, а не разбрасывают зеленоватые банкноты...




Профиль No3(465)
20 января 2006
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=562

Док. 376937
Перв. публик.: 20.01.06
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 325

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``