В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Рутинный бизнес Назад
Владислав Иноземцев. Рутинный бизнес
Молодежные бунты во Фран&-ции, дебаты по вопросам "энер&-гетической безопасности", рост цен на нефть и нестаби&-льность ва&-лютных рынков ко всем этим явлениям приковано всеобщее внимание. Но под этой бур&-ля&-щей поверхностью как раз и скрывается тот "рутинный" бизнес, ход которого опреде&-лял и определяет наиболее важные тенденции в современном экономическом развитии.

Именно поэтому сигналы, периодически поступающие из этих "глубин" хозяйственной жизни, достойны самого пристального рассмотрения. Одним из них стала сделка, о которой было объявлено в начале прошлой недели: ведущая французская телекоммуникационная компания Alcatel за $13,4 млрд. купила американскую Lucent, в свое время входившую по капитализации в десятку крупнейших компаний США. Возникла гигантская корпорация с ежегодным объемом продаж в $25 млрд. и с 80 тыс. работников более чем в 100 странах мира. Европейский капитал вновь продемонст&-рировал свои возможности; американский менеджерский талант тоже не за&-быт - президентом но&-вой компании стала прежняя руководитель Lucent Патрисия Руссо.

На первый взгляд, не произошло ничего особенного. Вновь, как и в конце 90-х, набирают обороты сли&-яния и поглощения. Действительно, в первом квартале те&-кущего года заключено сделок на сумму в $859,1 млрд. против $514,8 млрд. в первом квартале 2004 г. и $257,9 млрд. в первом квартале 2002-го. Сегодня европей&-цы захватывают американские компании одну за другой так же стремительно, как в 90-е они устанавливали контроль над Chrysler и Amoco, Airtouch и Bankers Trust.

Однако при ближайшем рассмотрении между ны&-нешними процессами и слияниями и поглощениями семи-восьмилетней давности обнаруживается больше раз&-ли&-чий, чем сходства - причем в пользу новой ситуации.

Во-первых, ныне объединение компаний происходит на основе их реалистической оценки. Объемы производства и у Alcatel, и у Lucent сейчас больше, чем шесть лет на&-зад, но сумма сделки - $13,4 млрд. - серьезно отличается от $24,3 млрд., которые Al&-catel предлагал уплатить за Lucent в 2001 г., но получил "от ворот поворот". Следо&-вательно, финансовая устойчивость новой компании будет заведомо большей, неже&-ли у монстра, так и не родившегося на рубеже веков. Во-вторых, в отличие от конца 90-х, когда почти в 85% случаев расчеты производились акциями компании-покупателя, в последние два года 60-65% фирм приобретаются за "живые деньги", счет которых всегда более точен, чем оценка фиктивных активов. В-третьих, экономиче&-ский эффект слияний теперь совсем не тот, что прежде. Если в годы первого и второго бума поглощений (в 1988-1990 и 1998-2000 гг.) акции новообразуемых компаний в первые два года после их появления на рынке проигрывали основным фондовым индексам соответственно 6,4% и 2,5%, то цена акций фирм, образованных в 2002-2003 гг., растет в среднем на 7% быстрее, чем фондовые индексы тех стран, где они зарегистрированы, а это значит, что бизнес развивается даже лучше, чем обычно.

Более того; начиная с 2004 г., в экономике ведущих стран Запада наметился процесс, о котором российским "рыночникам" вообще вряд ли хочется говорить. Поскольку на фондовом рынке формируются более реалистичные оценки, компаниям становится все вы&-годнее покупать за наличные не только акции конкурентов, но и свои собственные акции. В результате в 2005 г., когда в США индекс S&P500 вырос на 5,1%, в Великобритании FTSE-100 - на 18,2%, а немец&-кий DAX-30 - даже на 29,3%, суммарная стои&-мость предлагаемых к продаже ценных бумаг понизилась: в США на 0,2%, в Герма&-нии - на 1,4%, в Великобритании - на 2,4%. (Для справки - с 1984 по 2004 г. среднего&-довой темп прироста объема рынков составлял в Великобритании 5,0%, а в континен&-тальной Европе - 7,6%.) Это может свидетельствовать о постепен&-ной конвергенции амери&-канской инвестицион&-ной модели, базиру&-ющейся на выпуске акций, и европейской, ос&-нованной на доминировании банковского капитала. И этот гибрид может стать эффективным средством противостояния азиатским компаниям - по крайней ме&-ре, он способен по&-мочь Европе и Соединенным Штатам создать корпорации сходного масштаба.

Конечно, в каждой гипотезе заключена возможность ошибки. Нынешняя волна кон&-солидации может, как и прежняя, завершиться неудачами и убытками. Но слишком уж многое указывает на то, что приобретения, объявленные на протяжении только последних трех-четырех месяцев (такие, как покупка амери&-канской те&-лекоммуникационной компанией AT&T своего конкурента BellSouth за $67,2 млрд.; немецкой E.ON испанской Endesa за $35,1 млрд.; французской Gaz de France корпо&-рации Suez за $46,4 млрд.; BNP Paribas - итальянского Banca Nazionale del Lavoro за $10,9 млрд., или только еще заявленные сделки - типа полученного английской ВОС предложе&-ния перейти под контроль немецкой Linde за $10,9 млрд.), послужат укреп&-лению западных экономик. И это - не дань рыночной моде, а следова&-ние очевидной хозяйственной необходимости...



10 апреля 2006 г.
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=602

Док. 376925
Перв. публик.: 10.04.06
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 363

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``