В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. К `большому сливу` готовы? Назад
Владислав Иноземцев. К `большому сливу` готовы?
По мере приближения 1 июля российские политики и эксперты все более живо обсуждают объявленную президентом Путиным конвертацию рубля. Говорят, что рубль скоро станет одной из мировых резервных валют, что, в свою очередь, укрепит геополитические позиции России. Однако упускаются из вида многие факторы, более достоверно объясняющие причины нововведений в этой сфере.

Как известно, о возможности быстро прийти к конвертируемости рубля Вла&-димир Путин говорил в своем Послании Федеральному собранию три года тому назад - 16 мая 2003 года. Тогда речь шла о "достижении полной конвертируемости рубля", "конвертируемости не только внутренней, но и внешней, не только по текущим, но и по капитальным операциям" - конвертируемости, которая считается инструментом "крепкой и надежной свя&-зи с мировой экономической системой". Затем основной целью стало удвоение ВВП, а идеальным средством связи с "мировой экономической сис&-темой" - нити трубопроводов, принадлежащих "Газпрому" и "Транснефти". И вот конвертируемость рубля замаячила вновь как близкая цель.

Для чего нужна свободная конвертируемость национальной валюты и что она может дать стране? Прежде всего она позволяет расплачиваться за товары, закупаемые за рубежом, деньгами, эмитируемыми внутри страны. В то же время конвертируемая (и тем более стабильная) валюта способна обеспечить приток в страну средств из-за рубежа. Наши власти сегодня озабочены скорее "защитой" базовых отраслей от притока инвестиций, нежели привлечением таковых. Стабилизационный фонд достиг уже $73 млрд., а понятных направлений его использования (кроме погашения его частью внешнего долга) так и не видно.

Но каким критериям должна отвечать страна, валюта которой признается во всем мире? Ответ очевиден: она должна быть крупным игроком на финансовом рынке (как США и Великобритания), экспортировать максимально разнообразные товары и услуги (страны еврозоны и Япония) или быть воплощением стабильности, законности и либерального законодательства (та же Швейцария). Россия - с ее доморощенными банками, исключите&-льно сырьевым экспортом и тайной дворцовой политикой - даже в малой степени не отвечает ни одному из этих критериев.

Еще более очевидно, что меры, которые нужно реализовать на пути к конвертируемости валюты, требуют осторожности. И прежде всего это касается свободного перетока капитала, который, как хорошо показал "азиатский" финансовый кризис 1997-1998 годов, может быть обращен не только внутрь, но и вовне (co всеми последствиями, которые вытекают вместе с вытекающим капиталом). Полностью конвертировав рубль, правительство потеряет свою "любимую игрушку" - по сути, волевое определение его курса Центральным банком, что может привести к росту курса рубля и параличу отечественной промышленности (и это хорошо понимают в Китае, вынашивающем сегодня куда более амбициозные геополитические планы, чем Россия, но "как огня" боящемся конвертации юаня).

Соответственно, возникает вопрос: кому (и зачем) все это нужно? Меньше всего верится, что правительство заботится о тех, кто сможет, выезжая за рубеж, менять на евро, иены и юани свои рубли, - многие граждане и внутри страны хранят свои сбережения в евро и долларах. Гораздо более важным фактором представляется желание властей и близких к ним предпринимателей свободно выводить из страны средства, накопленные за период нынешнего экономического бума. Ни для кого не секрет, что в последнее время одной из главных целей российских бизнесменов - в том числе и управляющих государственными корпорациями - стало повышение капитализации их компаний. Это один из главных элементов стратегии, предусматривающей, что конечной целью является продажа бизнеса. И хотя о "сливе" всей "корпорации "Россия" пока открыто не говорится, не следует забывать, что суммарная стоимость IPO российских компаний за последний календарный год превысила $14,5 млрд., но ни одно из них не было проведено на внутреннем рынке. Состояния, сколоченные в последние годы, в основном составлены не из повышающейся стоимости акций компаний, давно оформленных на офшоры, а из экспроприированной внутри страны собственности - причем не всегда юридически законно. Большинство предпринимателей, умноживших свои состояния в последние годы, близки к власти. И поэтому очень трудно отделаться от мысли, что не либерализация трансграничных финансовых потоков нужна для конвертации, а конвертация сама служит ширмой, позволяющей легально "сливать" активы, обретенные российской бизнес-элитой (или политическим классом, что одно и то же) в 2000-е годы.

Сегодня кажется, что отечественные нувориши предпочитают не повторять судьбу богатых пассажиров "Титаника" и готовят все возможные плавсредства, чтобы покинуть корабль до рокового столкновения с айсбергом экономических проблем. Но, возможно, это не так уж плохо - ведь, освободившись от такой команды, пассажирам будет легче изменить курс, чтобы не допустить катастрофы.



Профиль, No 24 (484)
26.06.2006
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=650



Док. 376912
Перв. публик.: 26.06.06
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 353

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``