В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Разобщенная страна Назад
Владислав Иноземцев. Разобщенная страна
Месяц назад Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал безобидные на первый взгляд результаты очередного опроса, которые, однако, резко диссонируют с утверждениями о достигнутом за последние годы укреплении единства страны.

Согласно данным ВЦИОМа, мобильность населения России находится на крайне низком уровне: за последние три года 37% россиян ни разу не покидали места своего жительства. Лишь 30% наших сограждан за это время побывали в областных городах за пределами региона проживания, а число посетивших Москву и Санкт-Петербург составило 13% и 6% соответственно. Почти 60% россиян за 10 последних лет не бывали ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге.


Рассуждая о необходимости "противостоять центробежным тенденциям", российские политики, кажется, не принимают во внимание очевидный факт: обеспечение единства страны невозможно без формирования в народе ощущения общности - не только с помощью телеэкрана, но и в реальной повседневной жизни. Одним из средств решения этой задачи служат активные передвижения граждан по стране - обусловленные личными обстоятельствами, требованиями карьерного роста или просто в качестве туристов.


Увы, статистика в этой области удручает. Пассажирооборот железнодорожного транспорта сократился по сравнению с 1990 годом на 40%; пассажирские авиаперевозки уменьшились в 1,9 раза. Сегодня пассажирооборот российского авиационного транспорта соответствует уровню 1974 (!) года, в то время как ВВП России, по официальным данным, уже достиг докризисного, 1991 года, уровня. Для сравнения: с 1975 по 2005 год пассажирооборот авиации в 15 странах ЕС вырос в 5,1 раза, а в США - в 6,4 раза. Значительная доля ответственности за подобное положение вещей лежит, несомненно, на федеральных властях.


Проблемы отечественного авиапрома обсуждаются не реже, чем проблемы российского автомобилестроения, однако к ситуации, сложившейся на рынке авиаперевозок, они имеют косвенное отношение. Основная проблема - бедность населения. Расценки на авиабилеты на внутрироссийских авиалиниях сравнялись с мировыми, а то и превысили их. Так, перелет из Москвы в Томск и обратно в экономическом классе стоит 13,9-16 тыс. рублей ($515-592; 408-470 евро), тогда как из Вашингтона в Cан-Франциско - $392-714, а из Лондона в Тель-Авив - 395-540 евро. Средняя зарплата россиянина при этом в 7,1 раза ниже, чем у американца, и в 5,9 раза ниже, чем у британца.


К тому же перевозки на внутренних линиях в России монополизированы и организованы по крайне неэффективной "маршрутной сетке". Из того же Томска, например, в Красноярск попасть можно только через Москву! Рейсы же между главными российскими региональными центрами и столицами выполняют две, максимум три авиакомпании. Для сравнения: из Вашингтона в Cан-Франциско можно ежедневно добираться 79 рейсами 9 авиакомпаний, из Лондона в Тель-Авив - 57 рейсами 16 авиакомпаний.


Виной всему даже не отсутствие отечественных самолетов или бюрократические препоны. Важнее ценовой фактор. Сегодня 26-30% общих затрат на пассажиро-километр составляет цена топлива; поэтому американские и европейские лайнеры, потребляющие меньше горючего, нежели российские, оказываются выгоднее в эксплуатации, чем формально более дешевые отечественные (для Boeing 737 расход топлива составляет 18 г на пассажиро-километр, для Airbus 320 - 16 г, а для Ту-154 - 27,5 г). В таких условиях лишь радикальные меры по снижению себестоимости перевозок - и даже по прямому дотированию полетов на внутренних линиях! - могли бы сыграть критически важную роль в объединении страны, во многие районы которой "только самолетом можно долететь".


Набор возможных мер выглядит просто. Во-первых, государству нужно взять на себя хотя бы треть стоимости авиабилетов экономического класса; эта мера обошлась бы федеральному бюджету в 55-60 млрд. рублей в год, или менее 1,2% предусмотренных на 2007 год расходов. Дотация могла бы выплачиваться непосредственно авиакомпаниям, причем по факту осуществления перевозки, что исключило бы возможные злоупотребления. Во-вторых, правительству следовало бы инвестировать 80-100 млрд. рублей в строительство 10-12 региональных аэропортов, которые могли бы обслуживать стыковочные рейсы, развивая тем самым сеть перевозок. Практика создания таких аэропортов на Западе показывает, что за счет сборов с перевозчиков, а также сопутствующих доходов они окупаются за 7-9 лет, а порой и быстрее.


В-третьих, необходимо выработать комплекс мер, позволяющих на базе нынешних 182 российских авиакомпаний создать 8-10 общенациональных авиаперевозчиков, которые бы конкурировали друг с другом на территории всей страны или значительной ее части и были способны выходить на зарубежные рынки и вступать в международные альянсы авиаперевозчиков.


Все эти меры, безусловно, требуют значительных затрат и времени; однако, на наш взгляд, в большой - и пока еще единой - стране нельзя руководствоваться только экономией и жить лишь нынешним днем.




Профиль N26(487)
10 июля 2006
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=656

Док. 376910
Перв. публик.: 10.07.06
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 361

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``