В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Заметный успех Назад
Владислав Иноземцев. Заметный успех
Завершившееся на прошлой неделе первичное размещение акций ОАО "Роснефть" вызвало множество споров и пересудов - от утверждений о юридической ничтожности сделки вследствие незаконного характера обретения компанией ее основного актива, "Юганскнефтегаза", до рассуждений о чуть ли не очередной "народной приватизации", к которой в данном случае якобы решилось прибегнуть правительство. Высказывались сомнения и в справедливости предложенной цены, назначенной из расчета общей стоимости компании в $62-80 млрд.

Если компания все же не стоит денег, выложенных за нее инвесторами, то какая в том проблема? Ведь если мы имеем дело с приватизацией, то попытку государства в кои-то веки с максимальной выгодой продать принадлежащий ему актив можно только приветствовать. Продажа 14,9% акций "Роснефти" почти за $14 млрд. - несомнен&-ный успех правительства, пусть даже и обусловленный крайне благоприятной конъ&-юнктурой (вспомним "Связьинвест", оцениваемый ныне в $3,2-$4 млрд., 25% которого были проданы в 1997 г. Дж. Соросу за $1,875 млрд., а в 2004 г. выкуплены российскими предпринимателями за $625 млн.). Условия же для продажи "Роснефти" сейчас не менее хороши, чем в 1997 г. для "Связьинвеста". Тогда инвесторы сходили с ума от активов в сфере телекоммуникаций и high-tech"a; теперь - от вложений в энергетику. И тогда казалось, и сегодня кажется, что Россия возродилась, и самые сложные ее проблемы остались позади. Конечно, инвесторы могли - и могут - ошибаться, но как в 1997-м, так и в 2006-м году государство совершило, несомненно, удачные сделки.

Впечатление еще более усиливается, если учесть, что вообще-то ничего и не продано. Менее 15% акций, оказавшихся в "условно-частных" руках (двумя основными покупателями стали китайская и индийская госкомпании) и к тому же раздробленных на мелкие пакеты, не позволят инвесторам влиять на политику компании. Дивиденды же, причитающиеся на 15-процентный пакет акций (если исходить из выплаченных "Роснефтью" по итогам 2005 г. 11 млрд. 340 млн. руб.) не превысят $63 млн., что означает "доходность" в 0,43% годовых. Поэтому продажа напоминает не столько приватизацию "Связьинвеста", сколько другую эпопею конца 90-х: состоявшиеся в странах ЕС аукционы по продаже "воздуха" - лицензий на развертывание мобильной связи третьего поколения, которые принесли бюд&-жету Германии #8364;48,8 млрд., Великобритании - #8356;26,2 млрд., а Италии - #8364;12,1 млрд.

Рыночные законы строги и однозначны, и по этим законам выгодная для продавца сделка не обязательно оказывается таковой и для покупателя. В случае с "Роснефтью" это особенно очевидно, к тому же по целому ряду причин.

Во-первых, ряд покупателей акций (те же китайская CNPC, индийс&-кая ONGC, малазийская Petronas, британская ВР, а также структуры, близкие к Абрамовичу или другим российским олигархам) ориентированы на получение скорее политических, нежели экономических дивидендов, и потому рост котировок этих ценных бумаг будет интересовать их не в первую очередь.

Во-вторых, спрос на бумаги "Роснефти" явно не соответствовал раздутой вокруг нее шумихе. Хотя общий объем заявок и составил, по различным данным, от $15 до $19 млрд., это один из самых низких коэффициентов превышения спроса над предложением на подобных первичных размещениях последних лет (в арабских странах в 2004-2005 гг. заявки в среднем превышали объем размещения в 7-9 раз, в Индии - в 11-14 раз, в Китае - в 9-16 раз). При продаже 19% акций Gaz de France в мае 2005 г. заявок на покупку поступило в 27 раз боль&-ше размещенного объема, при выходе на рынок Bank of China - в 77 раз. Для сведения: акции Gaz de France стоят сегодня около #8364;26 за акцию при цене разме&-щения в #8364;23,4 - а это не тот скачок, ради которого готовы рискнуть российские инвесторы.

В-третьих, торги не предполагают бонусов, типичных для западной практики первичных размещений (несколько более низкой цены для индивидуальных инвесторов или работников компании), не говоря уже о бесплатной выдаче дополнительных акций инвесторам, которые в течение 2-3 лет воздержатся от их продажи на рынке.

Так что есть сомнения в том, что индивидуальным инвесторам покупка акций "Роснефти" принесет большие прибыли, и, быть может, менеджмент ее дочерних компаний, распорядившийся выдать многим работникам июльскую зарплату авансом для участия в подписке, оказал своим подчиненным сомнительную услугу. Но "кто обещал, что будет легко"? Разве государство гарантирует инвесторам возв&-рат их денег, как гарантирует оно банковские вклады? Разумеется, нет. Было бы неплохо, если б интересы российского государства и граждан РФ совпадали всегда, но в данном случае их противоположность не только не предосудительна, но даже понятна. И остается лишь надеяться, что эта сделка, ставшая для госу&-дарства заметным успехом, не обернется для его граждан разочарованием.




Иноземцев Владислав Леонидович - доктор экономических наук, директор Цент&-ра исследо&-ваний постиндустриального общества (Москва).

17 июля 2006 г.
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=658

Док. 376909
Перв. публик.: 17.07.06
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 338

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``