В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Больше полномочий, меньше безопасности? Назад
Владислав Иноземцев. Больше полномочий, меньше безопасности?
Постоянное расширение полномочий органов госуправления стало у нас делом рутинным; менее привычна его "приуроченность" к трагическим событиям. Отмена губернаторских выборов на фоне трагедии в Беслане до недавнего времени выглядела (да и Кремлем представлялась) как исключение.

Однако наделение президента полномочиями тайно и без санкции парламента использовать вооруженные силы за рубежом, случившееся сразу после похищения и убийства четырех российских дипломатов в Ираке, превращает исключение в правило.


Когда сначала Дума, а за ней и Совет Федерации спешно принимали это решение, многие выражали сомнение в необходимости такой меры. Но В. Путин, действия которого все больше напоминают сложную систему пиар-ходов, не ограничился лишь обещанием "уничтожить убийц российских дипломатов", произнесенным перед телекамерами, а инициировал законодательное оформление такой возможности.


И вот на прошлой неделе произошли события, добавившие опасений. После недели относительно осторожных действий по освобождению своего капрала Израиль перешел к радикальным действиям по уничтожению террористов в секторе Газа и Южном Ливане. Израильтяне осуществили именно то, на что недавно получил право и российский президент, - они "использовали формирования Вооруженных сил (Государства Израиль) и подразделения спецназначения за пределами территории (Государства Израиль) в целях пресечения международной террористической деятельности против (Государства Израиль)". Лишь за первую неделю столкновений погибли 14 израильских военных, 16 мирных жителей еврейского государства, а также более 400 человек в секторе Газа, на Западном берегу и в Южном Ливане, вовлеченность большей части которых в террористическую деятельность, мягко говоря, не доказана. Не исключено, что может разразиться большая война на Ближнем Востоке, чреватая непредсказуемыми последствиями.


Реакция российского президента на эти события оказалась, однако, удивительно непоследовательной. Выступая на совместной с Дж. Бушем пресс-конференции 15 июля, он назвал "абсолютно неприемлемыми... попытки достижения каких-либо целей, в том числе и политического характера, путем применения силы и нанесения ударов по территории независимого государства со стороны другого государства". Но разве не на "применение силы для... достижения каких-либо целей, в том числе и политического характера" уполномочил нашего президента парламент? Или он затребовал эти полномочия, заведомо зная, что не будет их использовать? Или, может, "уничтожение убийц" российских дипломатов в Ираке или в других странах, где они скрываются, не нарушает суверенитета этих государств?


И более чем полувековая история Израиля, и менее чем пятнадцатилетняя история новой России свидетельствуют: террор нельзя прекратить насилием; в лучшем случае оно способно послужить средством мести или запугивания - но, как показывает практика, достигнутое таким образом спокойствие не приходит надолго. Конечно, в анналах израильских спецслужб есть много операций, достойных тщательного изучения российскими силовиками. В частности, уничтожение десяти террористов, участвовавших в расправе над израильскими спортсменами на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году (хотя в ходе этой операции был убит невинный норвежец и арестованы шесть агентов "Моссада"), и освобождение в июле 1976 года 105 заложников из захваченного террористами самолета Air France в Энтеббе (в ходе которого погибли один заложник и один офицер спецназа). Результативность действий российских "профессионалов" сильно отличается: достаточно вспомнить хотя бы о 130 погибших в театральном центре на Дубровке или о 338 детях и взрослых, не переживших штурм школы в Беслане. Разумеется, есть и схожие эпизоды: зачистка Самашек и резня в Сабре и Шатиле, действия израильской армии в Бейруте в 1982-м и российского спецназа в Нальчике в 2005-м. Однако ни израильскому, ни российскому руководству в борьбе с террором не удалось ни обеспечить безопасности своих граждан, ни найти политического решения соответственно палестинского и чеченского вопросов.


Фактически Израиль признал бесперспективность такой борьбы с террором, начав в 2003 году строительство "забора безопасности" высотой в 8,5 м и протяженностью почти в 700 км, который к концу прошлого года практически исключал возможность покушения террористов на жителей поселений, прилегавших к линии размежевания. Ничего подобного не было предпринято в России. Напротив, мы узаконили возможность осуществлять акции по уничтожению террористов и - тем самым - возможности для сохранения самих террористических угроз. Правда, ограниченную военную акцию в "горячей точке" всегда можно провести и для того, чтобы предотвратить падение цен на нефть... Ведь израильское вторжение на юг Ливана взвинтило их с $70 до $78,5 за баррель - за этими цифрами как раз и скрывается "национальная безопасность" современной России.



Профиль No28
24 июля 2006 г.
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=659

Док. 376908
Перв. публик.: 24.07.06
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 383

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``