В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Мир без правил Назад
Владислав Иноземцев. Мир без правил
9 октября Северная Корея осуществила первое в своей истории испытание ядерного оружия. Предупредив Россию и Китай всего за полчаса, северокорейские военные взорвали ядерное устройство приблизительной мощностью от 0,8 килотонны до 12 килотонн на глубине 2 км в старой угольной шахте неподалеку от города Кильчжу в северо-восточной части КНДР.
"Сотрясения воздуха" политиками и экспертами как до, так и после взрыва оказались чуть ли не более сильными, чем подземные колебания, которые спровоцировало само ядерное испытание. Проведенное в момент, когда в Сеуле проходила встреча президента Южной Кореи Но Му Хена с новым премьером Японии Синдзо Абэ, и накануне утверждения южнокорейского министра иностранных дел Пан Ги Муна Генеральным секретарем ООН, оно вызвало в мире истерику. Токио и Сеул заявили об ужесточении режима санкций против Северной Кореи; Москва и Пекин "резко осудили" испытание, а США в четверг внесли в Совет Безопасности ООН проект резолюции, предлагающей ввести в отношении этой непослушной страны режим тотальной блокады.


Является ли на самом деле ядерная КНДР угрозой миру и сможет ли международное сообщество предпринять что-либо для сдерживания этой угрозы? На мой взгляд, на обе части вопроса следует дать отрицательный ответ.


Говорят, что КНДР - несостоявшееся государство с безумным руководством. Это не вполне так. Осуществив ядерное испытание, КНДР не нарушила норм международного права. Задолго до взрыва, в 2003 году, она вышла из Договора о нераспространении ядерного оружия в соответствии с прописанной в нем процедурой выхода. Она предупредила мир о своих намерениях и лишь затем реализовала их. Само испытание не нанесло экологического ущерба сопредельным странам. В чем проблема? Почему весь мир так взволнован?


Мне кажется, что истинной причиной беспокойства стало растущее осознание очевидного факта, что система глобального управления сегодня полностью отсутствует, а "мирового порядка" - ни старого, ни нового - не существует. В отношении стран, не желающих следовать в своей политике "цивилизованному" миру, у постоянных членов Совбеза ООН нет ни аргументов, ни способов давления. Вот уже 4 года продолжается массовый геноцид в суданском Дарфуре, на который не дано внятного ответа; мир разделен по вопросу об отношении к ядерной программе Ирана; вторжение США в Ирак в 2003 году в той же мере ознаменовало крах заложенной в Уставе ООН модели международных отношений, в какой война в Заливе в 1991 году породила надежды на ее жизнеспособность. В мировом масштабе не существует ни правил, которые сегодня жестко бы выполнялись, ни принципов, нарушение которых влекло бы за собой неотвратимое, жесткое и поддерживаемое всеми странами наказание.


Пока нынешняя хаотичная ситуация не будет упорядочена, новые очаги международной напряженности обречены возникать со все возрастающей быстротой. В этом я вижу первый урок "корейского кризиса".


Второй урок состоит в том, что в новых условиях тревожным фактом становится "недоговороспособность", все чаще проявляемая великими державами. После вторжения в Ирак "страны-изгои" не могут не понимать, что только опасение непредсказуемого по своим последствиям ответного удара может удержать "единственную сверхдержаву" от неспровоцированной агрессии. США отказываются от прямых переговоров с Ираном и КНДР по проблемам безопасности - хотя было бы наивным полагать, что у этих стран есть повод разговаривать с кем-либо еще. Сегодня соседи Ирана с запада и востока - Ирак и Афганистан - являются протекторатами США; в Южной Корее с 50-х годов размещается американская военная группировка, ныне насчитывающая более 37 тыс. солдат. В такой ситуации малопредсказуемыми представляются обе стороны противостояния - и здесь должно действовать очевидное правило: сильным следует быть более чуткими и внимательными к слабым, а иначе масштабных неприятностей не удастся избежать...


Если США считают зоной своих интересов весь мир, то американцы должны понимать, что он является и зоной их ответственности - которая пока мало в чем проявляется. Им следует либо смириться и начать самим действовать по общим правилам, либо научиться договариваться с теми, кто не признает этих правил точно так же, как и они сами. Мир без правил - это мир волюнтаризма, насилия и подозрительности; это тоталитарная система глобального масштаба, даже более опасная, чем тоталитаризм в отдельных странах. Америке, видимо, придется когда-нибудь прекратить борьбу с "осью зла" в масштабах планеты - так же, как она прекращала "охоту на ведьм" в собственной стране сначала в 1920-м, а потом в 1957 году. Ядерное оружие при этом продолжит расползаться, хотя и не будет применяться в локальных конфликтах, чего сегодня многие так боятся. В этой новой ситуации западному миру - да и нам с вами - остается пожелать лишь "доброй ночи и удачи", так как в условиях, когда мировая дипломатия погружается во мрак, кроме как на удачу не на что больше рассчитывать.



Профиль No38(499)
16 октября 2006
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=710

Док. 376889
Перв. публик.: 16.10.06
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 446

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``