В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Белая горячка Назад
Владислав Иноземцев. Белая горячка
На протяжении нескольких недель в России нарастает вал отравлений суррогатным алкоголем. Официальные лица выступают с заявлениями, которых большинство наших сограждан не сделало бы даже в приступе белой горячки. Так, Г. Онищенко пришел сначала к выводу, что "в 12 субъектах РФ проводится спланированная акция против усилий государства вытеснить с рынка производителей нелегаль&-ного алкоголя", а затем выявил и внешних врагов, обвинив в гибели сотен людей "производителей "спиртосодержащих жидкостей", которые недавно завозились в нашу страну из стран,.. из которых мы завозили 40% так называемого вина". Если подобные утверждения и нуждаются в комментариях, то только со стороны психиатров.

Однако проблема существует - и обостряется. Только за последние три месяца в больницы поступили более 6 тыс. человек с диагнозом "токсический гепатит"; почти 200 из них скончались. Можно предположить, что реальные цифры как мининум вдвое выше. По словам руководителя Центра демографии и экологии челове&-ка А. Виш&-невского, от "случайных отравлений алкоголем" ежемесячно умирают около 4 тыс. человек, а те, кто попал в больницы, не смогут полностью восстановиться, поскольку это требует поддержания здорового режима жизни в течение года-двух.

Есть ли выход? Разумеется, большинство чиновников требует дальнейшей централизации экономической власти государства: тот же Г. Онищенко говорит о необходимости акцизов на весь спирт, в том числе и медицинский; С. Ми&-ронов заявляет, что "порядок можно навести, только вернув государству монополию на производство этилового спирта"; Б. Грызлов по бумажке зачитывает, что государство должно ввести монополию на торговлю спиртным. Однако все как-будто забыли, что нап&-ряженность обусловлена в первую очередь действием пресловутого 102-го закона и введением системы ЕГАИС, разработчики которой, с умением опытных диверсантов парализовавшие легальный алкогольный рынок, пока не понесли никакой ответственности.

В поисках выхода не нужно следовать традиционным для чиновников рекомендациям. Необходимо признать очевидное. Россияне пьют - но не намного больше, чем в предшествующие годы. Объемы потребления водки, под видом которой употребляется и спиртное, ставшее причиной почти всех тяжелых отравлений, составляют около 210 млн. дкл в год. Официальное производство на российских заводах - 135-140 млн. дкл. Присутствие "левой" продукции оценивается обычно в 30-35%, реже - в 45-50%. Можно ли противопоставить этой реальности какие-то ограничения? Опыт 1986 года показывает, что нет, - прежде всего потому, что люди не живут плохо из-за пьянства, а пьют из-за плохой жизни, от ощущения бесперспективности, тотальной несправедливости и обмана. Можно ли "цивилизовать" рынок? На наш взгляд, можно - причем без особых проблем.

Сегодня средняя цена 0,5 л водки составляет по России около 85 рублей. По данным Национальной алкогольной ассоциации, на себестоимость приходится лишь 12-13% этой суммы. 47% составляют акцизы и иные налоги производителей, 32% - оптовая и розничная наценки. Самая дешевая бутылка легальной водки сейчас не может сто&-ить меньше 60 рублей. Большинство же отравлений становится следствием употребления жидкостей, купленных по 20-30 рублей. В такой ситуации очевидным выходом может стать налаживание государст&-вом производства качественной водочной продукции именно в указанном "ценовом диапазоне", что быстро сделает все усилия массы фальсификаторов элементарно нерентабельными.

Выпуск государственной водки под единым брендом, прозводимой и поставляемой в унифицированной таре, классифицированной по сортам и стоящей не дороже 25-35-40 рублей, убьет контрафакт экономически. Бороться же с ним организационно государство не в состоянии. Мощности алкогольной промышленности России рассчитаны на ежегодное производство 400 млн. дкл водки - и вытеснить коммерсантов из низшего ценового диапазона не представляет труда. Отмена акцизов на государственных заводах не обескровит бюджет. Независимые производители либо разорятся, либо будут вынуждены переориентироваться на более качественную и дорогую продукцию - что давно следовало бы сделать. В деревенских же магазинах, как и в любимые властью советские времена, будут стоять лишь "Русс&-кая", "Пшеничная" и "Столичная" - однообразные и вредные, но не ядовитые...

Возможна ли реализация такого сценария? Вряд ли. В ответ на это предложение (поступи оно "наверх" официально) последуют рассуждения о том, что бюджет потеряет миллиарды долларов; обвинения в том, что за государственный счет предлагается оболванивать народ, и т. д. Хотя на деле основные потери бюджета связаны, скорее, с коррупцией, а в оболванивании народа больше преуспевают не поставщики алкоголя, а государственное телевидение. Хотя... это уже другая тема, формально с проявлениями белой горячки не связанная.


BusinessWeek (Россия)
06 ноября 2006 г.
http://www.inozemtsev.net/index.php?m=vert&menu=sub2&pr=107&id=724

Док. 376886
Перв. публик.: 06.11.06
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 454

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``