В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Без туристов нет понимания Назад
Владислав Иноземцев. Без туристов нет понимания
Напряженность в отношениях между Россией и Западом, вполне ощутимая в последние месяцы, прежде всего обусловлена, конечно, словами и поступками политиков. Однако прогрессирует и отчуждение на уровне простых граждан, и обратить вспять этот тревожный процесс невозможно ни с помощью пропаганды, ни с помощью информации, а только посредством личного общения. Именно оно способно изменить имидж России в глазах остального мира, но о каких-либо успехах на этом направлении говорить сейчас, увы, не приходится.

Объединение Европы, которое принесло ей мир и спокойствие, было обусловлено не только экономическими и политическими причинами, но и все более глубоким осознанием ев&-ропейцами их исторической и культурной общности. Осознание это пришло и приходит через общение, преодолевающее национальные границы. В 2005 г. 61% граждан "ста&-рых" стран ЕС не менее раза в год посещали другие государства Союза. 4,2% всех состоящих в официальном браке европейцев замужем за или женаты на граж&-данах других стран ЕС. В 2004-2005 гг. доля интернациональных пар во вновь регистрируемых семьях превышала 7%. Заметим, что открытость Европы и гостеприимство европейцев (а сегодня на страны ЕС приходится более 59% всех международных тури&-стических прибытий) - одна из причин позитивного отношения к Европе повсюду в мире (в отличие, например, от США). Неудивительно, что настороженность в отношении России усиливается вместе с сокращением потока туристов, посещающих нашу страну.

В 2006 г., по данным Международной организации туризма, число туристических путешествий в мире превысило 842 млн. Принимающие страны заработали на этом $654,7 млрд. В целом на туристический сектор приходится в настоящее время 10,5% мирового ВВП; в нем занято 8,2% всего работающего населения планеты. Доля России в общемировом количестве международных туристских прибытий составляет 1,2%. Если говорить о туристских прибытиях в Европу, то наша доля в них равна 2,2%. Интересны данные по 16-ти странам ЕС, из каждой из которых в Россию приезжало более 15 тыс. тури&-стов в год: в 2004 г. их общее количество составило 2,16 млн. человек, а в 2006-м - всего 1,41 млн., то есть уменьшилось за два года на 35% (при этом турпоток из России в Европу за тот же период - несмотря на стенания о жесткости визового режи&-ма - вырос более чем в 1,4 раза). Какова природа этой тенденции и почему в своих прогнозах Международная организация туризма называет Россию (на&-ряду с США, ес&-ли это кого-то порадует) наименее перспективным рынком на период 2007-2012 гг.?

На мой взгляд, ответ очевиден: российские власти последовательно ухудшают условия пребывания иност&-ранных граждан в стране. Согласно опросу туроператоров, проведенному Российской ассоциацией туристических агентств, 7 из 20 основных проблем связаны с действиями работников консульств или правоохранительных органов, а еще 4 - с налоговым и таможенным законодательством. Во введенном 15 января 2007 г. в действие федераль&-ном законе "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" содержатся требования, заведомо невыполнимые при нынешней органи&-зации миграционного учета. Еще одной причиной становится экономическая нецелесообразность поездок в Россию, где в 2004-2006 гг. цена стандартного пакета туристических услуг ежегодно повышалась в долларовом эквиваленте на 32,4%, в то время как в большинстве других стран в этот период рост цен состав&-лял не более 4% (он ускорился лишь во второй половине 2005 г., когда отрасль вышла из кризиса, в котором пребывала с момента терактов в США 11 сентября 2001 г.).

Вместо того, чтобы создавать условия, побуждающие иностранцев, способных состави&-ть объек&-тивное впечатление о нашей стране, побывать в России, вла&-сти настойчиво стремятся улучшить "имидж" страны дорогими (но бесполезными) пропагандистскими кампаниями. (Замечу, кстати, что у большинства иностранцев после посещения России остаются гораздо более хорошие впечатления о наших соотечественниках, чем пос&-ле встреч с российскими туристами, приезжающими в их собственные страны.) Бюджет RussiaToday на 2007 г. превышает $90 млн., около $30 млн. расходуется на иновещание; бюджет заказных рекламных кампаний в большинстве случаев остается коммерческой тайной. В то же время ассигнования по линии Федерального агентства по туризму на организацию рекламы российского туризма за рубежом составят в текущем году 137 млн. ...рублей, или менее $6 млн. Для сравнения: Мальта выделяет из своего бюджета на эти цели $25,6 млн., Кипр - $66,3 млн., а Греция - $152,8 млн. Правда, в Греции есть что рекламировать: в стране зарегистрировано 8900 гостиниц, способных одновременно принять 670 тыс. человек; в России же по состоянию на начало 2007 г. "категорийными" были признаны Ростуризмом всего 573 (!) гостиницы, общее число мест в которых не превышает 75 тысяч...

Без общения между людьми не может возникнуть взаимопонимания между народами. И очень жаль, что российское правительство предпочитает тратить деньги на улучше&-ние имиджа России, а не зарабатывать на улучшающемся отношении к ней.


BusinessWeek (Россия)
25 июня 2007 г.
http://www.inozemtsev.net/index.php?m=vert&menu=sub2&pr=107&id=815

Док. 376873
Перв. публик.: 25.06.07
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 419

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``