В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Долгожданный звонок Назад
Владислав Иноземцев. Долгожданный звонок
Группа работников ОАО "АвтоВАЗ" позволила себе начать забастовку, которая продолжалась несколько часов и не привлекла широкого внимания. Однако этот робкий прецедент рабочего движения подчеркивает "норма&-льность" России больше, чем повышение капитализации фондового рынка.

Практика капитализма свидетельствует: бороться за повышение заработной платы для трудящихся столь же естественно и нормально, как и для предпринимателей биться над ростом прибылей.

Трижды показательно, что первый "звонок" прозвенел именно на АвтоВАЗе. Во-пер&-вых, потому, что автомобилестроение - наименее конкурентоспособная отрасль российской промышленности, а зарплата на ВАЗе почти на 35% ниже средней по стране (составлявшей в июне, по данным Росстата, 13,8 тыс. рублей). Во-вторых, потому, что попытка вазовцев добиться нормальной оплаты стала своего рода развитием февра&-льской акции на заводе "Форд" во Всеволожске, где рабочие выступили против "гра&-бителей" с Запада, плативших им почти вдвое больше. И, наконец, в-третьих, потому что повышение заработка до 25 тыс. рублей в месяц обещалось местными лидерами "Единой России", когда эти слуги народа шли на выборы нынешней весной - и мы имеем дело с первым требованием к правящей партии выполнять свои обещания.

Конечно, пока в России любую забастовку, "не согласованную" с руководством предприятия, можно признать незаконной (что и сделал Верховный Суд 20 апреля в отношении акции рабочих "Форда"), подъема рабочего движения ожидать не стоит. Но можно заметить, что во всем мире успешные автомобильные компании экономят на персонале в последнюю очередь, а к требованиям рабочих относятся с должным вниманием. В странах ЕС (откуда в Россию через несколько лет будет завозиться больше машин, чем производит ныне АвтоВАЗ) средняя зарплата в отрасли составляет #8364;36,3 тыс., а в Германии достигает #8364;43,4 тыс. (125 тыс. рублей в месяц). В новых странах ЕС она ниже - от #8364;11,7 тыс. в Словакии до #8364;18,6 тыс. в Чехии; но она растет в среднем на 12-14% ежегодно. Во всех странах Европы и в США доходы работников в автомобилестроении превышают среднюю зарплату в промышленности на 26-41%. Неудивите&-льно, что в той же Словакии, где 20 лет назад о выпуске легковых автомашин даже не задумывались, в их производстве заняты сейчас 10,9% всех промышленных рабочих.

По итогам 2006 года Россия занимает 13-е место в рейтинге автопроизводящих стран (1,5 млн. машин), и на долю АвтоВАЗа приходится 50,7% выпущенных автомобилей. В этом году объем производства в Тольятти сократится на 6,6% - хотя в 2006 году, по данным Международной федерации автопроизводителей (OICA), он вырос в Польше на 16,5%, в Венгрии - на 25,5, в Словакии - на 35,3, а в Чехии - на 42% (последняя, кстати, не позднее 2010 года будет производить автомобилей больше, чем Россия).

Законны ли требования работников АвтоВАЗа? На наш взгляд, несомненно. Рабочие не несут ответственности за бездарную политику российских властей, заведшую завод в тупик. Компания не имеет будущего: чтобы согласиться с этим, достаточно сравнить показатели де&-ятельности АвтоВАЗа и схожей с ним по объему производства (да и по рыночной нише) японской Daihatsu (чья базовая модель, малолитражка Sirion, продается в Герма&-нии за #8364;9,9-10,4 тыс.). Daihatsu в 2006/07 финансовом году произвела 909 тыс. машин и получила $13,7 млрд. выручки. АвтоВАЗ выпустил 766 тыс. автомобилей и выручил за них 146 млрд. рублей ($5,6 млрд.). Прибыль Daihatsu достигла $456 млн., прибыль АвтоВАЗа - $97 млн. (или, соответственно, $501 и $126 на одну машину). При этом выручка в расчете на каждого из занятых в японской компании 11.800 работников составила $1,16 млн., а на каждого из 110 тыс. вазовцев - $50,9 тыс. И только по капитализации АвтоВАЗ противоестественным образом обошел японцев: на радость спекулянтам она составила $4,6 млрд. (против $4,1 млрд. у Daihatsu).

Выполнимы ли требования рабочих? Руководство АвтоВАЗа утверждает, что нет. В то же время оно заявляет, что средняя зарплата на заводе составляет не 7-8 тыс. рублей, как указывают члены профсоюза "Единство", а 14,6 тыс. рублей. В таком случае для ее повышения до 25 тыс. рублей нужны 13,7 млрд. рублей в год (с налогами - около 20 млрд.). Может, нужно урезать административные расходы, превышающие затраты на НИОКР в 13 (!) раз? А ведь они выросли с 9,76 млрд. рублей в 2004 году до 11 млрд. в 2005-м и сегодня наверняка превышают требуемую рабочи&-ми прибавку. Государство дало бы предприятию льготу и освободило дополнительные доходы ра&-бочих от на&-логов. А и без того небедные менеджеры поработали бы за $1 в год - как Ли Якокка, сравнения с которым им еще следует заслужить...


20 августа 2007 г
http://www.inozemtsev.net/index.php?m=vert&menu=sub2&pr=107&id=821

Док. 376870
Перв. публик.: 20.08.07
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 468

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``