В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Каждому свое Назад
Владислав Иноземцев. Каждому свое
Уже не в первый раз август становится временем отрезвления для инвесторов. В этом году он заставил вспомнить, что нужно уметь не только выгодно купить, но и вовремя продать. Особенно хорошо осознали это те россияне, которые поучаствовали в новой "игре на деньги" - игре, обозначенной на сей раз словом "IPO".

Суть схемы известна. Три крупных государс&-твенных компании - "Роснефть", "Сбербанк" и ВТБ - в течение года вышли на фондовый рынок. В размещениях номинально поучаствовали более 275 тыс. физических лиц, которые приобрели бумаг соответственно на 19,8; 13,7 и 40 млрд. рублей (и это стало верхушкой айсберга: всего на трех IPO было привлечено почти $28 млрд.). Однако их надежды на обогащение пока не сбылись: в середине августа котировки "Роснефти" и "Сбербанка" колебались около уровня размещения, а бумаги ВТБ потеряли почти 15% цены, установленной при IPO.

Но следовало ли инвесторам ожидать быстрой прибыли, и можно ли счесть размещения "неудачными"? На наш взгляд, на оба вопроса можно дать отрицательный ответ.

Зачем компании проводят публичное размещение акций? С одной стороны, в ходе IPO они привлекают дополнительный капитал, не принимая на себя четких обязательств (акционеры ком&-пании не могут требовать возврата денег; им остается упо&-вать на то, что фирма после IPO начнет развиваться успешнее и цена акций станет расти). С другой стороны, хозяева компа&-нии получают точное представление о ее рыночной цене. Для чего инвесторы покупают размещаемые акции? Почти исключительно в на&-дежде на рост их стоимости (дивиденды обычно приносят крайне незначительные доходы).

Совершенно естественно, что ищущие денег компании предпочитают размещать бумаги в периоды быстрого роста фондовых рынков. Столь же естественно, что они часто оши&-баются в оценке своих фирм, принимая эмоции инвесторов за реальные конкурентные преимущества. И потому большие IPO (а размер российских эмиссий рассматривается как одно из их главных достоинств) не всегда оказываются успешными.

Обратимся к фактам. Из 12 крупнейших в мире IPO только одно - размещение акций Japan Tobacco в августе 1994 года - не пришлось на период, непосредственно предшествовавший фон&-довым кризисам. Еще одно (Nippon Telergaph & Tele&-phone) случилось в 1986-м, накануне обвала рынка в США и незадолго до начала рецессии в Японии. Зато шесть IPO - авс&-тралийской Telst&-ra, японской NTT Mobile, американских AT&T Wireless и UPS, европейских Deutsche Te&-lekom и Enel - прошли на пике "технологического бума" 1998-2000 годов. Остальные четыре - размещения трех китайских банков (Industrial & Commercial Bank of China, China Construction Bank Corporation и Bank of China) и "Роснефти" - приш&-лись на 2006 год. Мы не проводим аналогий, но все же...

Заметим: акции проведших крупные IPO компаний показали смешанные результаты. Котировки китайских банков пока растут - но бумаги NTT Mobile сейчас стоят в 4 раза дешевле, чем в момент размещения, акции Telst&-ra - на 45%, а Deutsche Te&-lekom и En&-el - на четверть меньше, чем при IPO. AT&T Wireless за четыре года потеряла #190; рыно&-чной стоимости и осенью 2004-го была погло&-щена своим конкурентом, Cingular. Такая же судьба постигла инициатора одного из самых крупных IPO в США - Agere Systems, которая в 2001 году была оценена в $32 млрд., а ныне является частью корпорации LSI с капита&-лизацией менее $5 млрд. Charter Communications, занявшая 8-ю ст&-року в списке крупнейших IPO в США, в ноябре 1999 года привлекла $3,7 млрд., но за три года цена ее акции упала с $35 до 78#162;. И это далеко не полный список "успехов".

Стали ли эти размещения неудачами? Нет и еще раз нет. Проведшие их 12 компаний привлекли с рынка 150 млрд. долл., так и не поделившись контролем с новыми акционерами, чья средняя доля в капитале этих фирм достигла по результатам IPO 16%. Задача была выполнена. У корпораций появились деньги, а у инвесторов - иллюзии. Каждый получил свое. Российские компании, пошедшие этим же путем, заслуживают аплодисментов. Власти, вовлекающие в "процесс" доверчивых граждан - порицания.

Означает ли это, что IPO не способны принести инвесторам прибыли? Нет, не значит; но предпочтение следует отдавать тем компаниям, которые стремятся не столько най&-ти дешевые деньги, сколько определить свою истинную цену. Для этой цели не нужно бить рекорды по размерам привлечения. В конце 2004 года Google предложил рынку менее 6% своих акций, оценив их в $1,67 млрд. За три года их цена выросла почти в 6 раз, а капитализация компании - с $21 до $119 млрд. И пусть "Роснефть" прошлым летом привлекла в 6,5 раз больше денег - она до сих пор ст#243;ит меньше, чем Google...

    
3 сентября 2007 г.
http://www.inozemtsev.net/index.php?m=vert&menu=sub2&pr=107&id=825

Док. 376869
Перв. публик.: 03.09.07
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 446

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``