В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Александра Бастрыкина на открытии международной конференции `Правовые проблемы сближения Российской Федерации и Европейского союза` Назад
Выступление Александра Бастрыкина на открытии международной конференции `Правовые проблемы сближения Российской Федерации и Европейского союза`
Уважаемые дамы и господа!
Дорогие коллеги!
Уважаемая госпожа Александрова!
Уважаемый господин Веккерлинг!

Позвольте мне от имени Федерального управления Министерств юстиции Российской Федерации сердечно приветствовать здесь, в Санкт-Петербурге, участников и гостей международной научной конференции "Правовые проблемы сближения Российской Федерации и Европейского союза".

Тема данной конференции имеет значительную актуальность как для юридической науки и правоохранительных органов России, так и для Российской Федерации в целом.

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал важность политического и экономического сближения России и Европейского союза. Для нас совершенно очевидно, что движение в этом направлении невозможно без обсуждения и практического разрешения правовых проблем, которые существуют на данном пути. Этой проблематике и посвящена наша международная конференция.

Полагаю, что целью нашего научного форума должно быть определение важнейших перспектив и направлений совершенствования российского законодательства и практики его применения в связи с движением России к единому с Европейским союзом правовому пространству.

В этой связи нам хотелось бы, чтобы наши уважаемые зарубежные коллеги высказали свои суждения о том впечатлении, которое производит на них происходящая в России судебно-правовая реформа. Откровенно сообщили нам о том, насколько, по их мнению, положения этой реформы соответствуют стандартам в области прав человека, идее правового государства, принципу разделения властей и независимости судебной власти, основным демократическим ценностям гражданского общества.

Хотелось бы также, чтобы наши зарубежные коллеги рассказали о том позитивном опыте, который имеется в Европейском союзе, по укреплению правовых основ жизни государства и общества, а также о тех горьких уроках, ошибках и неудачах, которые, к сожалению, являются неизбежными спутниками всяких новых и прогрессивных процессов, в том числе и процесса внедрения прогрессивных правовых идей в сознание и в жизнь сообщества европейских государств.

Обозначенная цель предполагает обсуждение широкого круга правовых проблем. Можно предположить, что дискуссия совершенно естественно затронет целый ряд отраслей современного права: конституционное и экономическое законодательство, конкурентное, корпоративное и экологическое право, уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право.

Именно в этой связи второй день работы конференции пройдет в виде заседаний рабочих групп, на которых специалисты в каждом из направлений смогут в рабочем и конструктивном порядке обсудить конкретные вопросы сближения правовых систем Европейского союза и России.

После этого мы предполагаем заслушать доклады руководителей рабочих групп о проделанной ими работе и на этой основе принять рекомендации нашей международной конференции.

Пользуясь случаем, я хотел бы еще раз сердечно приветствовать уважаемого господина Матиаса Веккерлинга - директора Германского фонда международного правового сотрудничества. Господин Веккерлинг не только с большим энтузиазмом воспринял идею проведения нашей международной конференции в Санкт-Петербурге, но и с помощью сотрудников возглавляемого им фонда провел большую организационную работу по ее подготовке.

Особенно хотелось бы отметить, что Германский фонд международного правового сотрудничества выделил значительные финансовые средства для проведения конференции, что явилось весомой поддержкой для Северо-Западного филиала Российской правовой академии - непосредственного организатора конференции.

Не могу не отметить ту выдающуюся роль, которую сыграл в подготовке конференции еще один наш уважаемый коллега из Германии - профессор юридического факультета Университета в Грайфсвальде Фридрих Дюнкель, который предпринял значительные интеллектуальные, организаторские и, я бы добавил, дипломатические усилия для того, чтобы собрать нас всех вместе в Санкт-Петербурге для выполнения столь благородной миссии - способствование сближению Европейского союза и России.

Мне также хотелось бы сердечно поблагодарить уважаемую госпожу Ольгу Александрову - директора Северо-Западного филиала Российской правовой академии Минюста России за прекрасную идею проведения этой конференции и за те большие усилия, которые она вместе с коллективом возглавляемого ею филиала академии предприняла для воплощения этой идеи в жизнь.

И, конечно же, от всей души мне хотелось бы приветствовать наших уважаемых зарубежных коллег - представителей юридической науки и практики из Германии, Нидерландов, Польши, Финляндии:

- госпожу Терезу Ромер - судью Верховного суда Республики Польши;
- господина Йенса Майера-Ладевига - представителя Правительства ФРГ в Европейском суде по правам человека в отставке;
- господина Йенса Фляйшхауера - представителя Федеральной нотариальной палаты ФРГ;
- господина Кристиана Кирхнера - профессора юридического факультета Университета им. Гумбольдта (г. Берлин);
- господина Ульриха Карпена - профессора юридического факультета Университета в Гамбурге;
- господина Альбина Эзера - профессора научно-исследовательского института международного уголовного права им. Макса Планка;
- господина Фридриха Дюнкеля - профессора юридического факультета Университета в Грайфсвальде;
- господина Михаэля Роди - профессора юридического факультета Университета в Грайфсвальде;
- госпожу Янину Рехель - научного сотрудника юридического факультета Университета в Грайфсвальде;
- господина Эркки Холло - профессора юридического факультета Университета в Хельсинки;
- господина Антониусу Мариа Ван Кальтхоут - профессора юридического факультета Университета г. Амстердама.

С российской стороны в работе нашей конференции принимают участие преподаватели, научные сотрудники и студенты Северо-Западного филиала Российской правовой академии, юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Санкт-Петербургского университета МВД России, Северо-Западной академии Государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В работе нашей конференции принимают участие руководители и представители государственных и правоохранительных органов:

- аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе;
- Федерального управления Министерства юстиции по Северо-Западному федеральному округу;
- Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
- Министерства внутренних дел России;
- Уставного суда Санкт-Петербурга;
- Санкт-Петербургского городского и Ленинградского областного судов;
- Федерального арбитражного суда по Северо-Западному федеральному округу;
- руководители и представители нотариальной палаты Санкт-Петербурга;
- коллегий адвокатов Санкт-Петербурга;
- представители юридической общественности.

Позвольте всех их приветствовать на нашей конференции!

В завершение не могу не коснуться еще одного, с моей точки зрения, весьма важного вопроса.

Наша конференция проходит в прекрасное время - в пору белых ночей, великолепие которых, кажется, известно всему миру. Устроители конференции весьма мудро предусмотрели в плане конференции не только научные доклады и дискуссии, но и культурную программу, которая позволит нашим уважаемым гостям поближе познакомиться с городом белых ночей.

Я призываю наших уважаемых зарубежных гостей не упустить этой редкой возможности и 19 мая, в третий день работы конференции немного отдохнуть и в полной мере воспользоваться гостеприимством организаторов конференции.

Интеграция в мировое сообщество: некоторые проблемы и перспективы

В нынешних условиях совершенствование государственно-правовой системы России в связи с ее интеграцией в мировое сообщество является объективной необходимостью. Российское государство и право, вне всякого сомнения, должны соответствовать современным общепринятым в сообществе цивилизованных государств представлениям о социальной роли государства и права, о демократических механизмах регулирующего воздействия права на систему общественных отношений, о его гуманистической направленности, о приоритетных ценностях, защищаемых правом, о том, что человек и гражданин, его свобода, достоинство, благополучие и безопасность должны стать предметом особой заботы государства и его правовой системы.

Однако указанный процесс нельзя понимать упрощенно. Деятельность по совершенствованию российского государственного механизма и законодательства должна основываться на глубоком понимании теоретических закономерностей и практических проблем взаимодействия международного права и национальных правовых систем (*1), учитывать реальности нашего времени, многосложность и противоречивость происходящих в мире процессов, объективные сложности, существующие в решении глобальных проблем человечества, тенденции современной экономической и политической жизни государств. Процесс приведения российских государственно-правовых институтов к стандартам Европы и мирового сообщества должен учитывать то положение, которое занимает Россия в современном мировом историческом процессе, ту роль, которую отводят ей за рубежом в сообществе государств, те сложные, болезненные и противоречивые процессы, которые происходят в российском обществе и государстве в ходе проводимых радикальных экономических, политических и правовых реформ.

Процессы, которые мы мягко называем болезненными, всем нам хорошо известны, это: социально-экономическое расслоение общества, изменение его социальной структуры, радикальная трансформация базисных для любого общества экономических и правовых отношений собственности, что порождает острые социальные конфликты; переоценка идеологических постулатов и догм; изменение моральных ценностей и поиск новых духовных начал; обострение межнациональных отношений и, как следствие всего этого, - криминализация общества, возрастание социальной напряженности, появление на территории России очагов вооруженных конфликтов, трудности в развитии экономики, ослабление механизмов социальной защиты, кризисное положение в сфере образования, науки, культуры и т. д.

Абстрагироваться от этих острых внутригосударственных проблем и создавать оторванную от реалий нынешней российской жизни государственно-правовую систему лишь ради того, чтобы во что бы то ни стало быть принятыми в мировое сообщество, - это значит осуществлять недальновидную и можно сказать, безответственную правовую политику, которая объективно ведет ни к укреплению и улучшению, а к ухудшению и даже разрушению национальной государственно-правовой системы России.

Нельзя не учитывать и тот очевидный факт, что далеко не все за рубежом искренне желают России возрождения, благоденствия и процветания, далеко не все хотят видеть Россию великой.

Об этом, например, свидетельствуют слова "друга Билла", произнесенные на закрытом заседании начальников штабов США в 1996 году (то есть в самый разгар дружбы с "другом Борисом"). Б. Клинтон заявил тогда: "В ближайшее десятилетие предстоит решение следующих проблем: расчленение России на мелкие государства путем межрегиональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии; окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии; установление нужных нам режимов в оторвавшихся от России республиках...". (*2) Как видим, Клинтон цинично рисовал перспективу раздробления России на множество мелких враждующих между собой государств, легко управляемых извне.

А вот откровение главного американского специалиста по "славянскому вопросу" господина 3. Бжезинского - бывшего советника по национальной безопасности президента США, а ныне консультанта Центра стратегических и международных исследований. В книге "Великая шахматная доска (господство Америки и его геостратегические императивы)" с посвящением: "Моим студентам - чтобы помочь им формировать очертания мира завтрашнего дня", он откровенно пишет, что хотел бы видеть вместо крепко спаянной России "свободно конфедеративную страну, состоящую из Европейской России, Сибирской республики и Дальневосточной республики".

По мысли Бжезинского такое государственное устройство будет способствовать процветанию нашей страны. Бжезинский утверждает, что "потеря территорий не является главной проблемой для России. Скорее, огромная Россия должна прямо признать и сделать нужные выводы из того факта, что и Европа, и Китай уже являются более могучими в экономическом плане и что, помимо того, существует опасность, что Китай обойдет Россию на пути модернизации. В этой ситуации российской политической верхушке следует понять, что для России задачей первостепенной важности является модернизация собственного общества, а не тщетные попытки вернуть былой статус мировой державы. Ввиду колоссальных размеров и неоднородности страны децентрализованная политическая система на основе рыночной экономики, скорее всего, высвободила бы творческий потенциал народа России и ее богатые природные ресурсы. В свою очередь такая, в большей степени децентрализованная Россия была бы не столь восприимчива к призывам объединиться в империю. России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и с Востоком, что ускорило бы тем самым развитие самой России. Каждый из этих трех членов имел бы более широкие возможности для использования местного творческого потенциала, на протяжении веков подавляющегося тяжелой рукой московской бюрократии".(*3)

Вот чему учит нас, ну и, конечно, своих студентов - будущих американских политологов, профессор Школы современных исследований при Университете им. Джона Хопкинса в Вашингтоне. Ради развития более тесных экономических и политических связей России с иностранными государствами, ее интеграции в мировое сообщество господин Бжезинский рекомендует субъектам Российской Федерации высвободить "местный творческий потенциал" и превратить Российскую Федерацию в Российскую Конфедерацию, состоящую из трех мало связанных между собой частей, то есть попросту вслед за Советским Союзом развалить и Россию.

Каким лицемерием на этом фоне кажутся звучащие из-за океана целое десятилетие призывы, обращенные к нашей стране, ускорить либерализацию политического режима, активизировать экономические, политические и правовые реформы, без чего вхождение России в мировое сообщество будто бы совершенно невозможно.

Хорошо известно, как подобные советы еще совсем недавно воспринимались прежним руководством страны. Надо признать, что оно сделало немало для того, чтобы облегчить решение проблем, которыми были озабочены бывший Президент США и политолог 3. Бжезинский, подготовив, в сущности, почву для развала страны. Недавние правители России, по словам авторов одного из исследований по её новейшей истории, стали натягивать на автономные образования "мундиры суверенных государств с президентами, парламентом и прочей атрибутикой и символикой". Затем вообще ввели понятие субъектов Федерации, у которых для обособленности практически все готово: есть правительство, законодательные органы, президент. "...Нынешняя политика центра, - пишут авторы, имея в виду Б. Н. Ельцина и его ближайшее окружение, - провоцирует на суверенизацию субъекты Федерации, многие из которых только и ждут подходящего момента для обособления". "Над Россией нависла угроза распада на 89 "независимых частей"", - совершенно справедливо констатировали авторы указанного исследования. (*4)

Хорошо известно, что эту угрозу создавали личные действия и слова Б. Н. Ельцина. Многие помнят, как он, находясь в Татарии, предлагал местным лидерам взять суверенитета столько, сколько они смогут "проглотить" и "переварить".(*5)

Находясь уже на "финишной прямой" своего президентского правления, Б. Н. Ельцин на встрече с губернаторами 20 апреля 1999 года спросил у присутствующих, явно заигрывая с ними: "Чтобы вы хотели еще отхватить у федерального центра?". Такое, по сути, провокационное поведение президента России, конечно, не могло не подталкивать субъекты Федерации к сепаратизму.

В свете вышесказанного не может не вызывать чувство глубокого удовлетворения последовательная политика нынешнего президента РФ В. В. Путина, направленная на усиление "вертикали власти", укрепление Федерации, преодоление сепаратизма и местничества, ликвидацию местного правотворчества, противоречащего феде-ральному законодательству и подрывающего основы российской государственности и ее правовой системы.

А.И.Бастрыкин

(*1) О теоретических и практических проблемах взаимодействия международного и внутригосударственного права см.: Блищенко И. П. Международное и внутригосударственное право. М., 1960; Миронов Н.В. Советское законодательство и международное право. М., 1968; Мюллерон Р.А. Конституция СССР и вопросы соотношения международного и социального права. М., 1980; Он же. Соотношение международного и национального права. М., 1982; Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981; Игнатенко Г.В. Взаимодействие внутригосударственного и международного права. Свердловск, 1981; Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М., 1984; Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // МЖМП. -1994. -No 4.

(*2) Санкт-Петербургские ведомости . - 1999. - 10-16 июля.

(*3) Бжезинский З. Великая шахматная доска (господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1999. - С. 239-240.

(*4) Долгов В.Г., Ельмеев В.Я., Попов М.В. Уроки и перспективы социализма в России. Л., 1989. - С.24. 5 Митрохин С. Российский федерализм: история болезни // НГ. Регионы. - 1998 - No16. - С.10.
    



"Время и право", No7
2004 г.
http://www.bastrykin.ru/press/vip7.html

Док. 376854
Перв. публик.: 30.09.04
Последн. ред.: 30.09.07
Число обращений: 533

  • Бастрыкин Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``