В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев: через 20 лет Восточной Европы не будет Назад
Владислав Иноземцев: через 20 лет Восточной Европы не будет
Справка: Владислав Леонидович Иноземцев. Родился в 1968 году в Нижнем Новгороде. В 1989 году с отличием закончил экономический факультет МГУ и продолжил обучение в аспирантуре. В 1991 году назначен консуль&-тантом теоретического журнала "Коммунист". В 1991-1992 годах - экс&-перт по экономическим проблемам парламентской фракции партии "Сво&-бодная Россия" в Верховном Совете Российской Федерации. С 1999 по 2003 год - председатель правления коммерческого банка "Московско-Парижский банк".

Владислав Иноземцев - доктор экономических наук, основатель "Центра исследований постиндустриального общества", заместитель главного ре&-дактора журнала "Свободная мысль", председатель совета журнала "Россия в глобальной политике".

Автор более 200 работ, в том числе - 13 книг, четыре из которых пе&-реведены на английский, французский, японский и китайский языки. Среди них - "Пределы "догоняющего" развития", "За пределами экономического об&-щества", "Расколотая цивилизация" и другие.

Живет и работает в Москве и Париже.

Можно ли устранить человеческое неравенство? Могут ли бедные страны стать богатыми? Каким будет общество нового тысячелетия? Превратится ли доллар в бумагу, а мир - в антиутопию братьев Стругацких? Эти задает сам себе известный российский ученый Владислав Иноземцев.

Владислав Иноземцев разрабатывает проблемы и регионального масштаба. Во время оранжевой революции Иноземцев был в гуще киевских событий, недавно побывал в Грузии, а теперь приехал и в Кишинев.

В программе визита Иноземцева - встреча с президентом Молдовы Владимиром Ворониным и три лекции перед самой широкой общественностью. Первая встреча прошла все-таки в узком кругу и творческой атмосфере Высшей Антропологической Школы. Разговор шел о том, как мир поделен экономически, политически и социально и о возможностях постсоветское пространства в современном мире. Какие ориентиры в политике и экономике наиболее приемлемы, а какие - опасные.

На встрече с президентом Молдовы Владимиром Ворониным Владислав Иноземцев сообщил, что среди известных авторов, которые издаются Центром постиндустриального общества - современные европейские коммунисты. Ученый пообещал, что в ближайшее время пригласит их в Кишинев. Владимир Воронин оценил это актуальное предложение, ведь до конца следующего года грядет реформа идеологической платформы ПКРМ. В ответ глава государства рассказал эксперту, как партия коммунистов пытается реформировать государство и общество.

Врезка

"Иноземцев: то, что мне сегодня говорил президент, мне показалось весьма убедительным. Он говорил очень много и о системе регистрации кампаний, и об отмене налога на прибыль в первые годы после регистрации, о социальной политике, на которую идет около двух третей бюджета, что очень впечатляет по сравнению с Россией, Но в любом случае при самом лучшем варианте мне кажется конечно, что для улучшения инвестиционного климата в первую очередь необходима четкая законодательная база. Причем база - базой, но еще необходимо ее четкое соблюдение. То есть фактически в случае с Россией возможно и в случае с Молдовой было бы желательно распространение на российскую федерацию европейской правовой системы".

Врезка

"Та позиция, которую сегодня занимает Россия, мне категорически не нравится. Сегодня сырьевая олигархия находится у власти и жес&-тко ставит политику выше любых экономических интересов. У Рос&-сии возник некий комплекс, который проявляется в упорном неже&-лании строить нормальные отношения с Украиной, Молдовой и Грузией. Эти страны пытаются направить свои взгляды в сторону Европы, что Россию крайне раздражает. Поддержка сепаратизма в Абхазии отчасти служит тому, чтобы Грузия не была политичес&-ки свободной от России. Мне эта ситуация кажется вызвана про&-с&-то некоей умственной неполноценностью. Это очень обидно, но Рос&-сия сегодня не готова морально, интеллектуально и на уровне поли&-тического класса к движению в европейскую сторону, что имеет очень плохие последствия для россиян".

Несмотря на интенсивный график визита, Владислав Иноземцев согласился дать эксклюзивное интервью журналисту газеты "Время".

- Владислав Леонидович, что такое СНГ сегодня и чем оно станет в ближайшие годы?

СНГ - это первая организация, возникшая на постсоветском пространстве. На мой взгляд, сейчас она переживает не лучшую форму и находится на фазе заката, в периоде умирания. Фактически СНГ никогда не было обращена в будущее; эта организация - продукт ностальгии по советским дням. Она выполнила много задач. Нельзя, конечно, забывать о том, что в первой половине 90-х Россия выступила крупным кредитором на постсоветском пространстве, потом начала осуществлять финансовые вливания. Но к началу последнего десятилетия СНГ в разной степени начало интегрироваться в мировую экономику. Сегодня большая часть торговли России идет за пределы СНГ. Экономически СНГ приобретет некий ретроградный характер.

Что касается политического аспекта, эта организация могла бы иметь будущее, если бы был имел место такой же "диалог равных", как в ЕС. Было мощное культурное пространство, которое сейчас интенсивно разрушается политическими разногласиями. И Россия, на мой взгляд, виновата в этом больше всех. В такой же мере, в какой она экономически подпитывала этот союз, она не смогла обратить свое экономическое доминирование в политический капитал. Присутствуют слишком жесткие методы давления. Это проблема психологии современной России.

- Как вы оцениваете другие региональные организации на постсоветском пространстве?

К ЕЭП (Единое Экономическое Пространство), ГУАМ (Грузия, Украина, Азербай&-джан Молдова), ШОС (Шанхайская организация Сотрудничества) я отношусь скептически. Я надеюсь, что Россия и Украина все-таки попадут в ВТО. А если вступление в ВТО состоится, то все остальные договора фактически просто дуб&-лируют положения этой всемирной организации, то есть либерализации торговых отношений. Если бы СНГ достигло экономической интеграции раньше, это было бы хорошо - легче было бы повторить опыт Евросоюза, который вошел в ВТО как единый субъект. Но этого не произошло. Пожалуй, ШОС - самая крепкая. Но страны, входящие в него, связаны исключительно политически - них есть свое видение многополярности в мире и т.д. ГУАМ - немножко фрондерская, оппози&-ционная. Реальной экономической базы под ней нет. По мере того, как Грузия, Украина и Молдова будут интегрироваться в Европу, значение ГУАМ будет снижаться.

- У государств между ЕС и Россией есть общие проблемы. А есть ли у них общее будущее?

Географическая позиция стран между Европой и Россией делает их очень уязви&-мыми. Поляки до сих пор постоянно рассказывают про постсоветские ужасы. Их можно понять, но, пожалуй, иногда они выходят за рамки разумного. Российская идея сплочения постсоветского пространства она была вполне жизнеспособной, если бы Россия имела стратегию и ощущение суверенности восточноевропейских государств. Так что общий дрейф этих стран в сторону Европы очевиден. Это гарантия стабильности и включенности в самую конкурентоспособную экономику в мире.

Президент Владимир Воронин мне сказал: "мы идем в Европу, потому что с ней все понятно". Это очень характерная фраза, потому что я вам скажу: в России с Европой вне непонятно. В российском руководстве привыкли к тому, что подни&-мается трубка телефона и все решается как нужно. А как принимается решение Брюсселе -непонятно. Если для вас это понятно, то вам в Европу.

Какой-то выбор нужно делать. Вопрос привлекательности той или иной модели должен вызревать естественно, за 5, 10 лет. Самостоятельной центральной и вос&-точной Европы через 20 лет не будет. Она либо прирастет к ЕС, либо например, Белоруссия прирастет к России и, не дай бог, восточные районы Украины. Зато граница между Россией и ЕС станет четкой и ясной.

- Что вы обсуждали с Владимиром Ворониным?

Это был очень приятный разговор. Я рассказал о том, что делаю в Москве, об издании журналов, книг. Я рассказал о книгах, которые у меня сейчас в печати, в том числе и левых европейских коммунистов. Мы поговорили о том, что в начале следующего года смогли бы пригласить сюда некоторых из них - тех, которые реформируют марксизм. Владимир Николаевич рассказал о том, как пытаются ре&-формировать партию коммунистов, обновить ее теоретическую программу. Я понял, что до конца следующего года произойдут серьезные изменения.

С другой стороны, у нас была дискуссия по поводу отношений в СНГ. Россия сегодня пытается на таком негативистском отношении держать ряд стран СНГ. В первую очередь, Грузию и Молдову, и на их примере доказывает собственной публике свое имперское величие, и акцентирует внимание на проблемах, которых в значительной степени не существует - как и здесь, так и в Грузии. Общее от&-ношение к России здесь крайне доброжелательное, но вполне четко стоит вопрос: "хорошо, мы готовы дружить, но что вы можете предложить?". Вы можете признать Приднестровье частью Молдовы? Абхазию в составе Грузии? Так что мне кажется, что больше всего в конфликте виновата московская сторона.

Много мы говорили по поводу реформ в области образования, про реформи&-рование Академии Наук, про сокращение и оптимизацию институтов. Осталось впечатление что наверняка действительно очень есть сильная заинтересованность в научном прорыве. Это очень впечатлило, потому что сегодня очень сложно ус&-лышать от людей, которые заняты в политике, такую искреннюю заинтересован&-ность, конкретными научными и образовательными вещами.

Владимир Николаевич говорил очень много и о системе регистрации кампаний, и об отмене налога на прибыль в первые годы после регистрации, о социальной по&-литике, на которую идет около двух третей бюджета, что очень впечатляет по сравнению с Россией. Но в любом случае для улучшения инвестиционного кли&-мата в первую очередь необходима четкая законодательная база. Причем база - базой, но еще необходимо ее четкое соблюдение. В случае с Россией и возможно в случае с Молдовой было бы желательно распространить европейскую правовую систему с обязательным пониманием того, что конечное решение принимается не верховным арбитражным судом, а в наднациональных судебных органах, который уже имеют наработанную практику в Европе. Это очень серьезный аргумент в пользу улучшения инвестиционного климата. Если те же сами инвестиции гаран&-тированы теми же правилами, по которым они существуют, это очень хорошо.

- Насколько сегодня в России силен голос проевропейской партии?

Он практически не слышен из-за "азиатского проекта". Многие противники "ев&-рообъединения" говорят, что для России это недостижимые цели и не надо ста&-вить глупых задач. Возможно, действительно Россия не сможет войти в ЕС и ЕС не сможет "переварить" Россию. Но опыт той же самой Турции показывает, что за последние несколько десятков лет, просто пытаясь войти в ЕС, Турция прошла огромный путь развития: приняла соответствующие законы, стабилизовала эко&-номику, показала высокие темпы роста и создала гражданское общество - пусть не европейского типа, но не как в исламских государствах. У Турции есть зоны свободной торговли с Европой. То же самое конечно было бы очень необходимо всем восточноевропейским странам. Зона свободной торговли требует определен&-ной стандартизации, определенных норм, и это и это правильно.

Вы знаете, в России есть удивительная психология, которая просто витает в воздухе: "пусть лучше нам будет плохо, но другим не будет лучше". Это фантас&-тикой может показаться, но это известный факт, что когда Восточная Европа вступила в ЕС в 2004 году, в России был жуткий поднят по этому поводу скандал. Каждый год в результате перехода на новую систему торговли, пошлины, и старые торговые соглашения были разорваны, на чем Россия теряет 400 млн. долларов в год. Была отправлена делегация в Брюссель, с тем чтобы выяснить, как решить этот вопрос. Естественно, европейцы пытались пойти на компромисс. Они не могли сделать так, как просили русские: "оставьте наши договора, которые под&-писаны до 2005 года". Европейцы сказали: "вы знаете, есть европейские нормы. Так сделать нельзя, но можно сделать другое. Вы посчитали, что теряете 400млн. долларов в год. Хорошо, давайте мы возьмем группы ваших товаров, сделаем облегченный экспортный режим - не только восточноевропейских стран, но и для стран Евросоюза". Русские согласились. В результате чего шум поубавился, но мы до сих пор теряем эти миллионы по одной простой причине. Потому что наши люди в министерстве экономике не смогли составить список товарных позиций. Среди экспортеров возникла конкуренция - кто войдет в этот список. Произво&-дители минеральных удобрений говорили: включите минеральные удобрения. Производители проката стали - прокат стали. Производители полиэтиленовых мешков - полиэтиленовые мешки. Соглашательство было невозможно. Потому что в данном случае возникает дикая коррупция. В результате чего не внесли никого. И до необходимого момента дэдлайна переговоров их не внесли. Вот это вот ощущение того, что, бог с ним, будет как будет, лишь бы не дать другому.

- Какова вероятность разрешения приднестровского конфликта?

Мой прогноз весьма негативен. Я не вижу, как проблема может стать разрешимой. То же самое существует в Абхазии. И там и там есть очень серьезные российские экономические интересы, причем далеко не всегда формализованные и легаль&-ные. Пока в российской политике не произойдет серьезного сдвига в сторону большей прозрачности (а я пока не вижу, почему так должно случиться), ситуация будет сохраняться.

Чисто экономически, если существует жесткая таможня между вами и Приднест&-ровьем, если существует нормативная база здесь в Молдове, то экономически это решаемо. Политически гораздо сложнее, потому что есть принципы Европейского Союза, которые запрещают странам с сепаратистскими территориями попасть в ЕС, но, с другой стороны, мы видели принятие Кипра, что, в общем-то, является прецедентом того, что территориально разделенная страна с очень странным ре&-жимом оказывается признанной Европейским Союзом.

Я думаю, что это будет зависеть от европейской и российской позиции. Сейчас европейцы очень не хотят по ряду причин обострений российских отношений. Хотя, на мой взгляд, европейцы могли бы гораздо сильнее "давить" на Россию, без последствий для себя. Кто от кого зависит? В России постоянно повторяется тезис о том, что Евросоюз экспортирует 32% газа и 34% нефти. В этом отношении Евросоюз конечно зависит. Но с другой стороны, эти объемы составляют всего треть европейского потребления нефти и газа и, если на то уж пошло, Евросоюз может увеличить объем импорта из Венесуэлы или Персидского залива. Конечно, цены взлетят, но ничего серьезного не произойдет. Но Россия - более уязвима. Российский экспорт в Евросоюз составляет больше 50 %. Это торговля, ориентиро&-ванная на одного партнера, да еще в одной товарной группе. Это катастрофично для национальной безопасности.

Скоро истекает срок договора о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, и мне кажется, что при его подписании, Евросоюзу нужно занимать гораздо более жесткую позицию, и на то есть все условия.

- Как вы можете охарактеризовать политические элиты на пост&-советском пространстве?

Политики в СНГ играют по разным правилам. Но при этом элементы общности очень сильны. Пожалуй, только Прибалтика сегодня полностью вышла из этого круга. Но ситуация в Молдове и Украине - совершенно отличная от того, что происходит в России, Казахстане, Узбекистане. Здесь мы видим пусть не ровный, пусть и проблемный, но раз за разом демократический переход власти, который повторяет историю все восточной Европы. Сначала - резкий правый уклон начале 90-х, затем возврат коммунистов и бывших коммунистов, а потом - более-менее центристское правительство. В любом случае, цивилизованный, нормальный, демократический транзит.

Какие-то определенные изменения здесь намечены, в то время как в России понятие "идеология" вообще потеряло свое значение. На сегодняшний день, это просто некий набор мифов, какой-то совершенно жуткий симбиоз. Здесь есть понимание левого, правого, и это, безусловно, хорошо.

Но при всем при том, существует, и еще долго будет существовать, связка всех постсоветских элит с экономическими интересами. Может, президент - совер&-шенно честный человек, но его окружение действует иначе. Мне кажется, что путинская команда совершенно одинакова по своим мотивам. Возможно, Ющенко стоит несколько выше, чем экономические интересы его окружения. Так или иначе, экономический мотив остается гораздо большим, чем в Европе. В Украине есть симптомы того, что этот фактор начинает немножко сходить на нет. В России таких тенденций нет. Грубо говоря, отличия политических элит на постсоветском пространстве есть, но они пока только нарождаются.



Время (Молдова)
2 декабря 2005 г.
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=508

Док. 376755
Перв. публик.: 02.12.05
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 345

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``