В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Предмет апатии Назад
Владислав Иноземцев. Предмет апатии
В уходящем году нашу внешнюю политику обуяла лень



Уходящий год для российской внешней политики не был столь провальным, как год предшествующий. Это не значит, что удалось преодолеть негативные тенденции. Просто они оставались в тени; внешняя политика не заявляла о себе слишком громко.

Вопреки утверждениям Кремля, улучшения отношений с Западом не произошло. Встреча президентов России и США в Братиславе носила подчеркнуто формальный характер. Как не принес значимых результатов и визит Путина в США. Тем не менее в Кремле демонстрировали "глубокое удовлетворение" пресловутой стабильностью и отсутствием необходимости принимать серьезные внешнеполитические решения. Особенно ярко это проявилось в тусклом и бессодержательном тексте "дорожных карт" по отношениям Россия - ЕС, а также в отказе от какой-либо инициативы по реформированию ООН.

В 2005 году Россия практически отсутствовала в европейской политике - и это разительно диссонирует с событиями 2003 года, когда вместе с Германией и Францией мы выступили резко против американской агрессии в Ираке. Единственным заметным событием в отношениях с европейцами стало решение о строительстве газопровода (СЕГ) в обход Польши - решение вполне разумное, но "задним числом" девальвированное сомнительным участием в проекте Герхарда Шредера. На вялом европейском фоне азиатское направление внешней политики заметно выигрывает. В течение года президент Путин посетил азиатские страны рекордные девять раз. Был торжественно открыт проект "Голубой поток". Несмотря на растущую озабоченность Запада, развивается военное сотрудничество Москвы и Тегерана. Но каковы результаты всей этой активизации? Увы, они столь же формальны, что и в отношениях с Европой и США. Судите сами: после подписания с Пекином в 2004 году Договора о границе ни один из руководителей Китая не заявил, что пограничные вопросы полностью, раз и навсегда исчерпаны; российско-японский территориальный спор также не снят с повестки дня. Экономические выгоды политического сближения с Китаем и Индией никто не попытался даже просчитывать. За разговорами о "треугольнике" Москва - Пекин - Дели оказался затерянным актуальный вопрос о том, кому - Китаю или, например, Японии - будет принадлежать роль ключевого союзника России в Азии, - вопрос, ответ на который отнюдь не столь очевиден, как полагают, по всей видимости, в Кремле.

Особое внимание в 2005 году уделялось постсоветскому пространству, что неудивительно после событий на Украине. Но и здесь нет оснований говорить о решительных инициативах Москвы. Смена режима в Киргизии, избрание на новый срок президента Воронина в Молдавии, волнения в Андижане - всюду Москва скорее дово&-льствовалась ролью стороннего наблюдателя. И только после того, как утрата американской поддержки вынудила президента Ислама Каримова повернуться лицом к России, события на постсоветском пространстве начали явно благоприятно разворачиваться для Москвы. Выборы в Азербайджане и Казахстане не принесли сюрпризов, а украинские революционеры перессорились между собой. В российском руководстве решили не пренебрегать экономическими соображениями в угоду политике. "Газовая война" с Украиной свидетельствует: даже к постсоветским государствам в Кремле относятся теперь как к странам дальнего зарубежья - каковыми они, по большому счету, и становятся.

К концу года Россия пришла с одним старым союзником - экономически наклaдной Белоруссией, и одним новым - экономически бесполезным Узбекистаном. Испытывающие на себе неприязнь Москвы страны, взявшие курс на демократизацию и сближение с Европой, создали в ответ Сообщество демократического выбора.

В 2005 году ряд знаковых событий (в первую очередь 60-летие Победы) позволил Москве, несмотря на очевидные пассивность и апатию, оказаться в центре мировой политики. В 2006-м такая возможность появится вновь - в связи с проведением саммита G-8 в Санкт-Петербурге. Поэтому безликую российскую внешнюю политику и дальше будут гримировать риторикой "многовекторности"; конкретные внешнеполитические шаги заменять декларациями и имитациями; поэтому же количество "стратегических партнеров" продолжит свой рост, а реальное влияние страны в мире по-прежнему будет небольшим. Утешает лишь то, что апатия все-таки лучше непродуманной активности.


Московские новости No 50
30 декабря 2005 г.
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=524


Док. 376754
Перв. публик.: 30.12.05
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 360

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``