В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. Об Эстонии... и не только Назад
Владислав Иноземцев. Об Эстонии... и не только
Споры вокруг судьбы демонтированного эстонскими властями памятника советским воинам в Таллине заполонили в последние дни страницы российской прессы, а сюжеты на эту тему появляются на телеэкране практически ежечасно. Однако по мере повышения "градуса" пропагандистской истерики отношение россиян к действиям эстонцев становится менее однозначным. Телефонный опрос, проведенный в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" утром 27 апреля, принес самый впечатляющий результат: шаги эстонских властей "решительно осудили" лишь 6,9% респондентов.

Какую же реакцию рождают эти события и о чем нельзя не задуматься, вслушиваясь в ведущиеся сегодня и в прессе, да и среди политиков обеих стран обсуждения?

Во-первых, действия эстонских властей не вызывают симпатии, а всплеск национализма в республике не может не тревожить. Совершенно очевидно, что страна, недавно вошедшая в Европейский союз, не должна позволять себе таких действий - и, что не менее важно, осуществлять их в той форме, которую мы только что видели. Основной ошибкой эстонской стороны выступает откровенное подчеркивание идео&-логической составляющей их действий и множество указаний на "оккупационный" характер действий СССР по отношению к Эстонии. Как бы мы ни оценивали сейчас события 1940 г., освобождение Таллина от германских войск, в ходе которого поги&-бли похороненные на Тыннисмяги солдаты, менее всего можно назвать оккупацией. Если бы в Таллине изначально вели речь об изменении архитектурного облика города, а не об "искоренении памяти об оккупантах", многих проблем можно было бы избежать. Но правящая элита Эстонии изначально решала совсем другую задачу.

Во-вторых, тревожит и молчание со стороны европейцев. Действия властей Эстонии и Латвии в отношении русскоязычного насления вряд ли можно назвать попранием всех и всяких их прав (по крайней мере, жители этих стран не бежали в массовом порядке в Россию - в отличие от тех, кому не повезло оказаться на территории таких наших союзников и даже "друзей", как Узбекистан или Туркмения), однако они яв&-но противоречат многим европейским конвенциям о правах человека. Россия, к сожалению, не проявила должной настойчивости в мобилизации европейского общественного мнения и в использовании общеевропейских институтов при защите монумента. Можно было бы действовать и через многочисленные антинационалистические организации, и через влиятельные еврейские лобби, жестко противостоящие любым попыткам пересмотра роли нацистской Германии в истории Европы; можно было бы, в конце концов, связать перспективы отношений между Россией и ЕС с со&-бытиями в Эстонии, а не поставками польского мяса, как это, увы, сейчас делается.

В-третьих, и это, пожалуй, наиболее существенное - Россия не смогла использовать дипломатические ходы для решения вопроса. По сути, наша реакция сводилась то&-лько и исключительно к разного рода угрозам: от бойкота эстонских шпрот до требования разорвать с Таллином дипломатические отношения. Вместе с тем у МИДа и правительства России было в запасе более пятнадцати лет для того, чтобы заключить с Таллином договор о защите воинских захоронений и знаков памяти (какие, заметим, были подписаны почти со всеми восточноевропейскими странами). Однако на Смоленской площади, похоже, воспринимали Эстонию как оптимальную мишень для пропагандистских пикировок, и никогда не стремились к введению отношений с ней в жесткие правовые рамки. В результате мы имеем то, что имеем: действия эстонцев можно называть аморальными, но неправовыми они не являются.

В-четвертых, Россия не попыталась с первых моментов конфликта заявить о желании с подобающими почестями перезахоронить останки своих воинов на российской территории. Это мнение было озвучено президентом В.Путиным в ходе его большой пресс-конференции в Кремле 1 февраля 2007 г. ("мы готовы предло&-жить сегодняшнему эстонскому руководству перезахоронение этих священных оста&-н&-ков наших воинов и перезахоронить их на территории Российской Федерации" [см.:http://www.kremlin.ru/appears/2007/02/01/1219_type63380type63381type82634_117597.shtml]), но, насколько мне известно, в качестве официального предложения эстонской стороне сформулировано не было. Также не было предпринято никаких попыток договориться с эстонцами неофициальным образом; как мне кажется, никакого компромисса российские власти даже не пытались искать.

Результат печален. Памятник демонтирован под покровом ночи. Произошли массо&-вые волнения, приведшие к случайным жертвам. Никто теперь не может поручиться, сколь бережно и достойно будет произведено перезахоронение останков советс&-ких солдат. Весь мир в очередной раз убедился, что российские "предупреждения" и угрозы не значат ровным счетом ничего: отечественные компании, в том числе и государственные, продолжат экспорт энергоносителей в Эстонию и отмывание денег через эстонские банки, а вопли о разрыве дипотношений затихнут так же быстро, как и возникли, - ведь в нынешних условиях разрыв таких отношений с одной из стран ЕС по сути означает замораживание сотрудничества с Союзом в целом. И если пример Польши, санкции к которой застопорили экономическое сотрудничество с Евросоюзом в целом, ничему не научили Россию, то об этом можно лишь сожалеть.

В целом, однако, итог этой ситуации вряд ли мог быть иным. На протяжении полутора десятков лет наши политики с видимым удовольствием топчутся на узкой делянке "защиты соотечественников за рубежом", раз за разом сводя эту защиту то к громким заявлениям, то к недешевым политическим тусовкам. Внутриполитические дивиденды от такой деятельности очевидны, и за последние недели "нашисты" собрали их "по полной". И, похоже, больше их ничего не волнует. Потому что если бы дело обстояло иначе, давно были бы любыми путями возвращены в Россию и с почетом преданы земле тела наших дипломатов, похищенных и убитых в Ираке прош&-лой осенью, да и аналогичный таллинской эпопее случай в Химках привлек бы бо&-льше внимания. Но иракская трагедия обернулась для власти принятием Думой закона о разрешении силовых действий за границей, а химкинский случай... Ну разве не понятно, что бесконечные пробки на Ленинградском шоссе достали чиновников, вечно спешащих в Шереметьево-2? А покой отважных летчиков - ничто по сравнению с комфортом нынешних "покорителей неба"...





Иноземцев Владислав Леонидович - доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества, издатель и главный редактор журнала "Свободная мысль" и газеты Le Monde diplomatique (Россия).

28 апреля 2007 года
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=804

Док. 376699
Перв. публик.: 28.04.07
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 435

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``