В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Социальные реформы - назад к Октябрю? Назад
Фандас Сафиуллин. Социальные реформы - назад к Октябрю?
"Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" Конституция Российской Федерации, статья 7, пункт 1.

Социальная реформа, о необходимости которой всё время говорили "демократы - необольшевики - совершилась! Печальный финиш социализма, начавшегося в отдельно взятой стране, завершив и замкнув исторический круговорот, объявлен стартом в мир "всеобщего капиталистического благоденствия". Россия вернулась на исходный предоктябрьский рубеж 1917 года.

Возможно, такой категоричный вывод покажется слишком поспешным, ведь плодов социальных реформ пока ещё никто не вкусил, ни потерь льгот, ни приобретений от их денежной компенсации ещё никто на себе не испытал, а курс на постепенную отмену бесплатного здравоохранения и образования ещё только провозглашен. Но тревожит один повторяемый и неусвояемый урок российской истории - метание между крайностями. Да, институт льгот, их экономически неоправданное расширение - иногда из популистских соображений - стали серьезным препятствием на пути рыночной рационализации экономики, породили и усилили иждивенческую социальную психологию, вызвали даже заметную мутацию менталитета российского общества.

Навязываемая ныне привлекательность капиталистической "красивой жизни" и живучая социалистическая беспечность - это плохо сочетаемые вещи. Но они являются отражением другого, объективного, противоречия - между необходимостью рационализации экономики и социальной справедливостью. Их разумное сочетание и социально справедливое равновесие должно быть в центре государственной политики при эволюционном переходе от одной общественно-экономической системы к другой. Здесь и кроется причина беспокойства. Будет ли государство искать разумную "золотую середину" в этом объективном противоречии, или оно, следуя пагубной традиции, бросится в другую крайность, отбросив одним махом весь "груз прошлого"? Не будет ли при этом принесена в жертву интересам капитала политика, направленная "на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека"? Не станет ли человек не целью государства, а средством наживы и обеспечения той "красивой жизни", которая станет достоянием лишь "узкого круга ограниченных людей"?

Живые носители "груза прошлого" - это десятки миллионов наших соотечественников, родившиеся и воспитавшиеся при советской власти, отработавшие своё и отвоевавшие за будущее родного Отечества - по-советски, получавшие зарплату и получающие ныне - на исходе жизни - пенсию тоже по-советски. Разумно ли и, главное, нравственно ли предъявлять к ним требования, чтобы они оплачивали из советской по размерам пенсии капиталистические по стоимости услуги? Наверное, было бы разумнее, справедливее и нравственнее - прощаться с социалистическим социальным наследием не огульно и не сразу, а постепенно, по мере смены поколений двух общественно-экономических формаций. В социальных завоеваниях страны, в их отстаивании - кровь и пот самоотверженной борьбы и труда трех поколений нашего народа. Наш - советский пример сделал эти завоевания достоянием, так называемого, цивилизованного мира. "Цивилизованные страны" стали цивилизованными во многом потому, что они, ради профилактики социальных революций и катаклизмов у себя, вынуждены были пойти на социальные уступки и перенять социальные нормы, реализованные в СССР. Поэтому вычеркивание их из государственной практики и ставшей частью общественной психологии народной памяти лишь слепым и глухим голосованием фракции "Единой России" в Думе невозможно без разрушения генетического кода российского общества - наследницы и правопреемницы социалистического Советского Союза.

Государство должно олицетворять не только ВЛАСТЬ, но и ДОБРО, которое никогда не бывает убыточным. Даже самые продуманные финансово-экономические обоснования социальных реформ без их нравственного фундамента не обеспечат прочность конструкции нынешнего российского общества. Именно недооценка нравственного содержания социально-экономических преобразований и абсолютизация его идеологических и экономических основ привели к дискредитации и вырождению социалистических идей в России. Нынешние реформаторы идут, к сожалению, по тому же пути. Даже ещё хуже - без какой-либо, вдохновляющей на возрождение и исторический прорыв страны созидательной идеологии, что может быть компенсировано лишь тотальным насилием и всеобщим оболваниванием ("баранизацией") общества. Даже опошленной, вульгаризированной идеи создания общества социальной справедливости, в победу которой из-за отчаянной нужды и по чистоте души, а не по глупости поверил народ, хватило на семь десятилетий военно-экономического и политико-деспотического развития СССР до уровня сверхдержавы. Как сегодня, на обломках СССР, без былых ресурсов, восстановить иссякшую веру многократно обманутого, разочарованного народа в ДОБРО и СПРАВЕДЛИВОСТЬ, вернуть уверенность в будущем своих детей и внуков, в частности, и страны, в целом - вот вопрос общей нашей судьбы сегодня.

Весьма подозрительна лихорадочная концентрация всей политической мощи государства на ускоренное продавливание "социальных реформ". Нужно же обладать поистине дьявольским гением для того, чтобы додуматься до создания ради этого "партии власти" одноразового использования - "Единой России", организовать её всеобщую поддержку доверчивым народом и легитимным парламентским путем ударными темпами узаконить превращение России в зону, свободную от социальных помех. В чьих интересах и для чего?

История государства российского не знает примеров подобной спешки во имя блага народа.

К чему бы это?



Фандас Сафиуллин
18.08.2004     
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=63

Док. 376672
Перв. публик.: 18.08.04
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 299

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``