В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Фандаса Сафиуллина на научно-практической конференции: `Современная политическая ситуация в России и проблемы сохранения и повышения статуса национальных республик` Назад
Выступление Фандаса Сафиуллина на научно-практической конференции: `Современная политическая ситуация в России и проблемы сохранения и повышения статуса национальных республик`
О КОНСТИТУЦИОННЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА ТАТАРСТАНА




Правовой основой государственного суверенитета являются конституции, декларации, общепризнанные принципы международного права, включая право наций на самоопределение.

Если говорить о конституционных основаниях государственного суверенитета Татарстана, то, с точки зрения правовой, оно надёжное. В Конституции Российской Федерации основание это провозглашено в её Преамбуле (в формулировке, достойной священных книг): "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле,...............................................................,сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, .............................................................., принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Ещё более прочным основанием суверенитета Татарстана являются итоги референдума, состоявшегося в республике 21 марта 1992 года. Большинство многонационального народа Татарстана ответило "ДА" на вопрос:

"Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?"

А статья 3, пункт 3 Конституции Российской Федерации признает референдум "высшим непосредственным выражением власти народа".

"Договор Российской Федерации и Республики Татарстан" также исходит из "общепризнанного права народов на самоопределение". А в соответствии со статьей 11, пункт 3 Конституции Российской Федерации, в вопросах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственными власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации договора о разграничении предметов ведения и полномочий имеют равный статус с Конституцией и Федеративным Договором.

Прямым основанием государственного суверенитета Татарстана является статья 5, пункт 2 Конституции Российской Федерации, в которой закреплен государственный статус республик.

Право республик "устанавливать свои государственные языки", то есть, признание их как государств, закреплено в статье 68 Конституции Российской Федерации.

Понятие государственного и национального суверенитета закреплено в Уставе ООН в виде положений о суверенном равенстве государств и праве наций на самоопределение, а также в Хельсинкских соглашениях. Нация на основе этого права выступает как полноправный субъект международного права и конституционного права, если она входит в федерацию или конфедерацию суверенных государств. При этом она может быть одновременно и субъектом международных отношений.

Россия признает эти принципы и нормы. Пункт 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации гласит так: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

При соблюдении общепризнанных принципов международного права (принципа суверенного равенства, территориальной целостности, невмешательства и др.) многонациональное единство в федеративном государстве носит равноправный характер. Необходимость такой взаимосвязи является, по моему убеждению, решающим условием государственного выживания и возрождения не только Татарстана, но и самой России как Евразийского Союза Народов.

Политически, экономически, духовно и нравственно привлекательный союз равноправных народов России мог бы стать мощным притягательным катализатором расширения нового геополитического - не имперского сообщества наций и государств без политики империалистической экспансии.

И, наоборот, целенаправленное ограничение прав народов, политика их ускоренной русификации и ассимиляции неизбежно создадут отрицательный, отталкивающий образ России. Примеров такой политики, тревожных и гибельных для нерусских народов, более чем достаточно. Ликвидировано министерство по делам национальностей, упразднено в высшем законодательном органе многонационального федеративного государства палата национальностей. Полностью прекращено государственное финансирование национальной политики. А воспрепятствование открытию национальных школ и ВУЗов, национальных СМИ стало повсеместной практикой властей.

Исключение графы "родной язык" из официальных документов по переписи населения - это тоже не оплошность и не случайность.

Чего стоит создание образа врага из татарского народа, официально выраженное подозрение его в создании "угрозы национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации" лишь на основании решения о приведении своей национальной письменности в соответствие с фонетическими особенностями языка?

А сам федеральный закон, закрепляющий сталинскую политику насильственной русификации национальных алфавитов, это уже нечто, граничащее с безумием. Даже Иван Грозный с Адольфом Гитлером воздержались от такой формы насилия и унижения в отношении покоренных народов. Сталин также не посмел воплотить свое решение о русификации национальных алфавитов в общесоюзный закон, а реализовал её негласно, в форме решения республиканских органов власти "по просьбе трудящихся".

Таким образом, конституционное и другое правовое обоснование ни государственного суверенитета Татарстана, ни прав народов России вообще - они ничего не стоят в условиях государственного произвола, когда основным законом государства является беззаконие.

Что же делать? Сидеть и ждать, когда Россия, по щучьему велению, станет правовым государством? Можем не дождаться. Все мы - Россия, и построение правового государства неплохо начинать с себя. Почему сотни законодательных актов суверенного Татарстана, принятых с 30-августа 1990 года отменили пачками и охапками по первому окрику прокурора, без отстаивания их во всех судебных инстанциях?

Есть же пример для подражания государственным мужам.

Небольшая группа бабушек и тётушек - пенсионерок без своего правового управления и других государственных институтов дошли до Верховного Суда Российской Федерации и отстояли своё право фотографироваться для паспортов в платках согласно мусульманским нормам морали. Права и свободы человека и народов - это не рождественские подарки деда-мороза. Их нужно упорно и мужественно завоевывать и хотеть отстаивать. Цивилизованно, правовым путем, если хочешь надолго или навсегда.

Скажу, возможно, ересь: суверенитет ради суверенитета он не нужен вовсе. Он нужен как решающее, в современных условиях пока единственное средство сохранения и развития народа. Но не для амбициозных увлечений продажным сверхдорогим профессиональным "спортом", роскошными конторами и автомобилями, презентациями, банкетами; не для превращения очагов профессионального искусства и культуры в коммерческую шабашку, не для создания пресыщенной дармовым богатством и развращенной вседозволенностью "элиты".

Короче, слабостью и уязвимостью государственного суверенитета Татарстана явились не слабость и уязвимость его конституционно-правовой базы, а трухлявость его нравственного фундамента и острейший дефицит общей гуманитарной культуры.

Справедливости ради нужно признать - не Москва, не федеральный центр мешали нам реализовать те гуманитарные программы, без чего невозможно не только развитие, но и простое выживание народа с её самобытной культурой.

Многое из того, что нам удалось реализовать в политике и экономики в начале 90-х годов, воспринятые Москвой на первых порах в штыки, стали потом достоянием всей России. Если бы мы, пусть и не одновременно с карелами в 1987 году, а в начале 90-х выбрали подходящий нашему языку алфавит, то давно уже вся Россия многократно убедилась бы, что татарские буквы не создали никакой угрозы её территориальной целостности.

Россия не меньше, чем мы в суверенном цивилизованном развитии, объективно нуждается в положительном, созидательном, внутреннем примере плодов такого развития.

У суверенного Татарстана были реальные возможности подать пример государственного управления развитием общества и человека, не стать на противоположный путь - на путь ограничения развития общества и человека как способ управления "населением".

Критерий общественного прогресса - уровень развития его культуры и нравственности. Следовательно, приоритетными путями и средствами движения к прогрессу является первоочередное внимание развитию духовной сферы общества.

Самые справедливые законы и конституции не смогут стать надежной правовой основой государства, если они провисают над нравственной и культурной пустотой.

Путь насилия в борьбе за свободу и равноправие в едином союзе народов мы исключили изначально как абсолютно неприемлемый. Политический этап борьбы практически уже исчерпал себя.

Считаю, что следующий этап нашей борьбы - борьба за нравственный суверенитет, за развитие человеческих качеств, культуры, образования.

Народ, ставший на путь борьбы за свободу и справедливость, должен быть достоин и свободы и справедливости.

Борьба за правое дело - за свободу и равноправие, за достойное место и уважение в едином союзе равноправных народов - священна.

Дорогу к цели - длинную и трудную - одолеет лишь идущий.



24.08.2004
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=64

Док. 376671
Перв. публик.: 24.08.04
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 375

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``