В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Нам - татарам всё равно: `избрание` назначенных или назначение `избранных` Назад
Фандас Сафиуллин. Нам - татарам всё равно: `избрание` назначенных или назначение `избранных`
Народ не оправдал доверия правящей бюрократии. Он оказался, по мнению власти, недостаточно развитым для того, чтобы быть "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации" и пользоваться конституционным правом на референдум и свободные выборы как "высшим непосредственным выражением власти народа". Так решил Президент России, всенародно избранный. И предложил отказаться от прямых выборов руководителей субъектов федерации.

Конституция Российской Федерации умалчивает о том, что же является низшим выражением власти народа. Это, наверное, бессловесное одобрение всего того, что спускается с вершины единовластной вертикали.

Право человека быть гражданином своей страны, то есть, самостоятельно думать, решать и быть ответственным за судьбу страны, похоже, сочтено за обременительную для государства поблажку и решено отменить его наряду с другими льготами - на лекарства, на бесплатный проезд и т. п.

Народ образуется из граждан, но не равняется их сумме, ибо их объединяет и делает народом не численность и не совместное проживание внутри государственных границ, а единая цель, общее чувство ответственности. А совокупность людей, занятых и озабоченных лишь вопросами личного выживания и благополучия, личного успеха и удовольствий - это уже (или ещё) не народ, а население.

Управлять народом трудно, ибо он сам способен управлять собой и стремится к этому. Легко управлять населением. Замечено, в словаре наших политических вождей исчезло понятие "народ". Оно заменено словом "население", которое на языке власти, кажется, подразумевает "стадо".

Вертикально возвыситься над обществом государственная власть может, но лишь опустив народ до уровня "населения" или, наоборот, не позволив населению стать народом. "Великий кормчий" Китая Мао Цзэдун сформулировал эту идею по-восточному изящно: "Чем слабее народ, тем сильнее государство". "На определенный короткий период", - добавляет исторический опыт человечества.

Итак, обратимся к постигшей нас государственной реформе. В её концепции отмена прямого избрания высших должностных лиц субъектов Федерации наиболее существенно и прямо затрагивает статус и судьбу Республики Татарстан. Фактически, это будет означать не только завершение демонтажа государственного суверенитета Республики Татарстан, но и упразднение государственного статуса республик, закрепленный в статье 5 Конституции Российской Федерации.

После отмены прямого избрания президента республики её народом и назначения начальника республики Президентом Федерации ликвидация Республики Татарстан, как национально-государственную форму самоопределения татарского народа, станет простой формальностью.

Национальная государственность в составе единой Федерации является в условиях России единственной возможностью и условием национального выживания и развития татарского народа и других народов России.

Пост Президента Республики Татарстан был учрежден решением Верховного Совета Татарской ССР в апреле 1991 года. 14 мая 1991 года в Конституцию Татарской ССР были внесены соответствующие изменения и дополнения, закрепившие принцип избрания Президента всем народом.

Преобразование Татарстана в парламентскую республику было обосновано необходимостью защиты суверенитета республики, острой потребностью единой, сильной исполнительской власти в условиях резко обострившейся политической ситуации в связи с подготовкой к подписанию нового Союзного Договора.

Ещё был жив СССР, а РСФСР активно наращивала политическое наступление на союзный центр и Президента СССР М.С. Горбачева, стремясь укрепить свою независимость - от других союзных республик.

Татарстан стремился поднять свой государственный статус до уровня союзной республики, подписав Союзный Договор как один из учредителей СССР. Первоначально всё шло к такому исходу, но на заключительном этапе подготовки к подписанию Договора руководству РСФСР удалось убедить ряд союзных республик исключить бывшие автономные республики из числа учредителей обновленного Союза. Это решение было навязано Президенту Горбачеву. Суверенитет Татарстана оказался под угрозой, вновь обострился вопрос о равноправии народов страны без деления их на сорта и категории.

Острота ситуации требовала безотлагательного учреждения поста президента. Группой народных депутатов было внесено предложение об избрании Президента Республики Татарстан Верховным Советом. М. Шаймиев решительно возразил против этого предложения.

Обратимся к стенографическому отчету четвертой сессии Верховного Совета Татарской ССР, 16 апреля 1991 года. Председательствует Председатель Верховного Совета Татарской ССР М. Ш. Шаймиев.

"Председательствующий. Было несколько предложений - депутатов Байрамовой, Мулюкова о внесении в повестку дня настоящей сессии вопроса об избрании на этой сессии Президента Татарской ССР.... Есть предложение, мы за него определенно проголосуем, но что бы я хотел сказать по данному вопросу. Если мы действительно хотим, а это главная цель, укрепить исполнительскую и распорядительную власть и уйти от паралича власти. Если сессия придет, через изменение в Конституции, к решению об учреждении поста Президента в республике, то, кто бы ни пришел на эту работу, кто бы ни стал Президентом, едва ли найдется человек, который даст согласие быть избранным на сессии. Потому что, когда речь идет о том, чтобы быть облеченным доверием населения республики, для того, чтобы в дальнейшем это был авторитетный Президент, который от имени народа, для блага народа мог работать и мог бы себя чувствовать облеченным всей полнотой власти. Я думаю, что, ну, я ещё раз говорю, это дело сессии. Найдется ли такой человек, который согласится на это. И, видимо, сессия всегда будет за то, если такую форму управления сочтет нужным учредить в республике, чтобы Президент республики был избран всенародно".

18 апреля 1991 года при обсуждении вопроса "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Татарской ССР" М. Ш. Шаймиев ещё раз подтверждает свою твердую позицию: "Когда мы вводим в республике должность президента, нельзя, чтобы у людей оставалось како-то сомнение. Оно есть. Почему? Потому что это происходит впервые, в очень непростой обстановке, в условиях укрепления и реализации нашего суверенитета. Тем более, будем принимать закон о президентстве, всё равно эти вопросы ещё будем обговаривать. Всё равно мы придем к всенародному обсуждению, к всенародному избранию. Почему, я уже говорил в первый день. Какая бы ни была сложная ситуация, речь идет об укреплении распорядительной и исполнительной власти, облеченной доверием народа. Власть должна быть. Если она не облечена доверием народа, для чего мы тогда её вводим? Для формы, что ли?".

При назначении "президентов" и губернаторов из Москвы, словосочетание " Президент Татарстана" станет пустым формальным. Его "утверждение" Государственным Советом - это несерьёзная игра для наивных, скажем мягко.

Назначенный свыше начальник республики не может быть президентом в принципе. Он будет представлять не республику и её народ в Российской Федерации, а, наоборот, центральную власть в бывшей республике. "Губернатор" или даже "колониальный наместник" - вот его статус. Продление полномочий нынешнего Президента Татарстана не меняет суть дела, разрешение на продление равноценно назначению. То есть, нам разрешается "купаться" в пустом бассейне под обещание налить воду при хорошем поведении.

Утешение себя привычным, но ставшим ложным словом, называя будущего наместника ПРЕЗИДЕНТОМ, недостойно уважающего себя народа. Подмена названий может стоить нам потери самоуважения.

Маленькое отступление для легкого размышления на досуге. Слово "сарай" означает по-татарски "дворец", но использованный однажды неким остроумным русским человеком для названия хозяйственного построения во дворе, вошло в русский язык как нормальное слово с шутейным происхождением. Ясно, какую ассоциацию вызывает у русского татарский "сарай" и древние города с таким названием.

Пока всего этого не произошло, пока реформы не стали законом, а словосочетание "президент республики" не ассоциируется чем-либо дурным, необходимо, как мне кажется, выработать и выразить отношение всей республики к политической реформе в России.

Высшее руководство Татарстана свою позицию уже определило. М. Шаймиев был первым, кто поддержал предложения В. Путина. Осталось лишь посоветоваться с народом республики и выразить его мнение и волю через избранных народных представителей - депутатов Государственного Совета в форме правового акта, достойного по значимости предстоящей реформе.

Что можно предложить при сложившейся ситуации - почти безвыходной, как у сказочного богатыря на перепутье? По-моему, реально возможен и необходим лишь один вариант: ОТМЕНИТЬ ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В ТАТАРСТАНЕ! Полномочия Президента распределить между Правительством и Государственным Советом, существенно повысив статус и роль Кабинета министров. Это, разумеется, не избавит Татарстан от назначения Москвой "начальника" республики. Но освободит народ республики от иллюзий и самообмана.

Называть вещи своими именами - значит видеть их сущность, понять истину, избегать опасных заблуждений в личных поступках и коллективных действиях.

Отмена института президентской власти в Татарстане никоим образом не должно быть связано с выражением недоверия к действующему Президенту Минтимеру Шаймиеву. Заслуги первого Президента Татарстана общеизвестны, исторически значимы, а, говоря о труднейших годах становления суверенного Татарстана в начале 90-х годов прошлого века, их можно назвать мужественными.

Сегодня речь ведется о том, что изначально возложенные на президентскую власть надежды многонационального народа Республики Татарстан исчерпаны. В силу сложившихся обстоятельств. Институт президентской власти был учрежден "не для формы", следовательно, он и оставаться не должен ради формы.

Решение Татарстана об отмене института президентской власти в республике так же не должно быть связано с выражением недоверия и проводимым Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным реформам. Они, мягко говоря, не от хорошей жизни. Но с достойным уважения намерением спасти страну от развала, общество - от хаоса. К сожалению, и с серьёзными ошибками в определении источников и причин угроз, способов и путей борьбы с ними.

Путать источники угроз - это может означать путать друзей с врагами, надёжную опору с коварным подкопом. Это может привести к расхождению благих намерений власти со справедливыми и законными интересами народов страны. Например, позорный для цивилизованного государства вывод о том, что буквы татарского алфавита могут "создать угрозу национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации" стал основанием для принятия в 2002 году федерального закона, лишающего татарский народ его чисто национально-культурного права. В сегодняшних обстоятельствах подобные заказные доносы о "создании угрозы" могут обернуться трагическими последствиями для ставшего их жертвой народа.

Единство и целостность России - это, прежде всего, единство в многообразии и целостность его многонационального народа. А единство и целостность территории России может быть достигнуто, сохранено и укреплено лишь как следствие единства и целостности единой семьи народов, в которой все её члены одинаково ответственны за общую судьбу. Смею утверждать, что российская власть не желает это понять. Мешает сложившийся веками наследственный код силового имперского мышления. Если разворачиваемая государственная реформа будет построена по той же кодировке, то она в лучшем случае не будет иметь успеха. Поживем - увидим.

Укрепление государства - это укрепление единства народа и власти. По способности разрушения этого единства, поражения морально-политических устоев государства одна лишь коррупция, поразившая все органы и клетки российской власти, не уступает террористической войне против нас. Униженный незаслуженной нищетой и бесправием многократно обманутый народ; власть, которая видит своё предназначение не в служении народу, а самой себе; превращение государственной должности, как формы доверия народа и совокупности обязанностей перед ним, в источник личного обогащения - это злокачественная опухоль всей системы государственности. Её можно одолеть, лишь создав систему авторитетной власти народного доверия, а не, наоборот, отстранив народ от власти.

К серьёзнейшей угрозе для государства и общества следовало бы отнести и разрушительные последствия нравственно распада общества, последствия насаждения моральной распущенности и вседозволенности, целенаправленного разрушения фундаментальных нравственных и духовных ценностей, которые привели к стиранию до опасного предела границы между ДОБРОМ и ЗЛОМ в общественном сознании. Если террористическая война лишает человека жизни, то разрушение нравственных и духовных устоев общества убивает душу народа. Без нравственно-духовного оздоровления общества ни внешние угрозы, ни внутреннюю коррупцию, мы, пожалуй, не одолеем.

Будем верить и надеяться, что придет время, Россия благополучно переживет все реформы и Татарстан возродится вместе со всей Российской Федерацией. Тогда народ Татарстана вновь изберет - ВСЕНАРОДНО следующего своего Президента и возложит на него исполнение прерванных задач - сохранение и развитие в рамках единой федерации государственности Республики Татарстан в интересах материального благосостояния, духовного развития, социальной справедливости и законности для всего её многонационального народа.

Сбудется всё, если будем верить (себе) и надеяться (на себя).


Фандас Сафиуллин
01.10.2004
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=66

Док. 376668
Перв. публик.: 01.10.04
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 312

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``