В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Всем молчать! Назад
Фандас Сафиуллин. Всем молчать!
ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ МОСКВА!



Указ...

1. Ликвидировать Государственное учреждение Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Татарстан"...

Президент

Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев

10 февраля 2005 года. No УП-43.



"... под флагом "реорганизации" ВГТРК в настоящее время в стране происходит целенаправленное разрушение всей системы регионального государственного телевидения...

Мы убеждены, что подобная политика антигосударственна и антиконституционна".

(Из "Заявления союза журналистов России", 22 февраля 2005 года).



Лет 100 тому назад у входа в места общественного посещения городов Казанской губернии висели объявления: "Татарам и собакам вход воспрещен!"

С уничтожением ГТРК "Татарстан", не знаю как насчёт собак, татарам в эфир по государственным каналам вход закрыт. Кроме сообщения обязательных новостей о неустанном усердии властей во благо "населения".

Подтверждаются худшие опасения, что запрет татарскому народу на самостоятельный выбор национального алфавита был лишь началом зловещей программы по окончательному снятию "татарского вопроса" в России.

Ещё раз растоптаны закрепленные в Конституции "общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов" Российской Федерации.

Открытое пренебрежение общепризнанными принципами и нормами международного права о защите прав национальных меньшинств, стало нормой национальной политики России, "законным" беззаконием.

"Реорганизация" ВГТРК, разрушающая региональное и национальное государственное телерадиовещание всей России, которая только сегодня встревожила российскую общественность, началась уже пять лет тому назад.

Постановлением Правительства Российской Федерации No 844 от 27июля 1998 года был создан "Единый производственно-технологический комплекс государственных электронных средств массовой информации (ЕПТК)". ВГТРК стало головным предприятием в области государственных электронных СМИ РФ, а местные ГТРК должны были преобразоваться дочерние компании общероссийского информационного холдинга. Создание такой системы объяснялось необходимостью "покончить с анархией и коррупцией при предоставлении эфирных частот и лицензий на телерадиовещание на местах, способствовать развитию общенационального информационного пространства Российской Федерации".

Но, на самом деле, реализация Постановления No844 было направлено на создание информационного унитаризма, установление режима информационной диктатуры в стране; приводило к ограничению свободы слова и мысли, к фактической ликвидации национального телерадиовещания в РФ.

Ещё в августе 1998 года, я, как народный депутат Республики Татарстан и председатель-координатор Татарского Общественного Центра (ТОЦ) вручил лично Председателю Правительства РФ С. В. Кириенко "Обращение" с протестом против угрозы ликвидации ГТРК "Татарстан". В нем мы отстаивали на гражданские национальные права в рамках Конституции РФ и признанных Россией принципов и ном международного права:

"... Россия в очередной раз игнорирует право человека и гражданина на получение информации на родном языке, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности и языка, открыто демонстрирует непризнание конституционного равноправия народов Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации No 844 от 27 июля 1998 года "О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных СМИ" наряду с нарушением национальных прав татарского и других коренных нерусских народов России, направлено, прежде всего, на ограничение и постепенное свертывание демократии во всей России в целом. Ибо информационная диктатура - это самый прямой и короткий путь к диктатуре политической..."

Ответа от Правительства РФ не последовало.

К сожалению, и в Татарстане не придали значения построению самой мощной вертикали унитарной власти - информационной, не увидели в этом серьёзную угрозу развитию национальной культуры и национального самосознания народа.

Мало того, ещё до Постановления Правительства РФ в Татарстане уже шло вытеснение из телевидения общественно-политической тематики на татарском языке "развлекательным" песенно-плясовым ширпотребом и бесконечными автогонками.

Постепенное сокращение передач и программ на социальные и общественно-политические темы на татарском языке в 1995-96 гг. сопровождалось преследованием и увольнением "по сокращению штатов" татарских тележурналистов и завершилось ликвидацией самой татарской редакции политики и социально-экономических проблем.

Вот "обоснование" этой ликвидации:

ПРИКАЗ

ПО ГОСТЕЛЕРАДИОВЕЩАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ "ТАТАРСТАН"

"26" июля 1996 г. Казань No 14-ПР

В целях дальнейшего развития информационных программ телевидения, расширения тематики передач по политическим и социально-экономическим проблемам и оперативной выдачи их в эфир произвести с 1 августа 1996 года следующие изменения в штатном расписании:

- исключить из штатного расписания телевидения редакцию политики и социально-экономических проблем в количестве 4 единиц...

И. о. председателя компании М. Ф. Зайнутдинов

Исключили "в целях дальнейшего развития..."!

Дело дошло до того, что 19 народных депутатов Республики Татарстан были вынуждены обратиться коллективным письмом Президенту Татарстана Шаймиеву М. Ш. с просьбой защитить гражданские и профессиональные права татарских тележурналистов:

"Уважаемый Президент Республики Татарстан!

В адрес большой группы народных депутатов Республики Татарстан поступило письменное обращение тележурналистов ГТРК "Татарстан" о продолжающемся преследовании их со стороны руководства ГТРК. Из прилагаемых к обращению документов просматриваются политические мотивы обостряющегося конфликта на ГТРК, а именно, открыто провозглашенная установка ГТРК на исключение передач на политические и социально-экономические темы на татарском языке...

Нас тревожит судьба татарского национального телевидения, а продолжающиеся гонения на татарских тележурналистов подтверждают наше беспокойство.

Уважаемый Минтимер Шарипович! Мы, народные депутаты Республики Татарстан, обращаемся к Вам и просим Вас защитить гражданские и профессиональные права тележурналистов татарской редакции политики и социально-экономических проблем республиканского телевидения, не согласных сужением программ национального телевидения рамками местных новостей и развлечения, активно выступающих за сохранение и развитие татарского национального телевидения.

Народные депутаты Республики Татарстан:

Сафиуллин Ф. Ш. Усманова С. А. Валеев Р. И. Миннулин Т. А. Сабиров М. Г. Вафин М. Х. Якупов М. С. Вагизов Р.Г. Маннапов Р. З. Курманов М. М. Нурхамитов Р. З. Тагиров И. Р. Абдуллин И. С. Хуснутдинов И. Г.. Ахметов Ф. М. Гиматов И. И. Шайдуллин Ф. С. Сафин Т. Ф. Паймухин В. Б.

Декабрь 1996 года.

Ответа на наше письмо мы не дождались.

Остались так же без внимания мои неоднократные депутатские предложения в 1995- 98 годах о развитии татарского национального телерадиовещания.

На XIV пленарной сессии Государственного Совета 26 декабря 1997 года выступил с предложением: "Создать в Татарстане татарский национальный телевизионный канал". Получил ответ с "обоснованием" отказа, подготовленный министерством связи Республики Татарстан (No 01/40-МС, от 23 февраля 1998 г.):

"Министерство связи Республики Татарстан, рассмотрев предложение народного депутата Сафиуллина Ф. Ш. о создании в Татарстане отдельного национального телевизионного вещательного канала, сообщает, что для реализации данной программы потребуется выделение отдельных телевизионных каналов для существующих 6-и мощных и 70-и маломощных передающих станций, приобретение технических передающих средств для них, строительство 300 км. радиорелейных линий для организации каналов подачи телевизионного сигнала и 30 маломощных телевизионных ретрансляторов...

Для реализации данного проекта потребуется не менее 5-8 лет и выделение финансовых средств в размере 200 миллионов рублей".

200 млн. руб. - это в докризисном, до августа 1998 г., исчислении. То есть, после дефолта - 20 млн. рублей. Это квартальная "зарплата" одного хоккеиста "Ак Барс". Для открытия телеканала на новых дециметровых частотах, в самом деле, пришлось бы нести перечисленные в ответе издержки. Умалчивается лишь о том, что имеющиеся в распоряжении Татарстана телеканалы метрового диапазона, технически обеспеченные, с освоенными телекоммуникациями и передающими мощностями, негласно оказались в распоряжении частных дельцов.

Став депутатом Государственной Думы третьего созыва (2000-2003 гг.), воспользовался первой же возможностью привлечь внимание законодательной власти Российской Федерации к надвигающейся угрозе информационной диктатуры в стране, попытался отстоять право Татарстана на национальное телерадиовещание.

Пусть расскажут об этом официальные документы ...

Стенограмма заседаний Государственной Думы, Бюллетень No 7 (455),

18 февраля 2000 года, стр. 6:

"Председательствующий. Депутат Сафиуллин, пожалуйста.

Сафиуллин Ф. Ш., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)",

Я предлагаю в рамках "правительственного часа" заслушать информацию министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаила Лесина и председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании Олега Добродеева в связи с принятием решения о полном ограничении свободы регионального телерадиовещания. Мотивировка перед голосованием ..."

Там же, стр. 9:

"Председательствующий. Депутат Сафиуллин предложил на "правительственный час" пригласить министра Лесина и председателя ВГТРК Добродеева.

Включите микрофон депутату Сафиуллину.

Сафиуллин Ф. Ш. Уважаемые депутаты, я предлагаю в рамках "правительственного часа" заслушать информацию министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Михаила Лесина и председателя ВГТРК Олега Добродеева.

Суть проблемы заключается в следующем. В рамках ВГТРК создана единая холдинговая компания, которая ограничивает до предела и без того ограниченные права и возможности электронных средств массовой информации в регионах и субъектах Российской Федерации. Фактически это направлено на ограничение свободы слова и установление государственной монополии на информацию. Государственная монополия на информацию - это есть информационная диктатура, а информационной диктатуры к диктатуре политической - прямой и самый короткий путь...

После истеричного выступления В. В. Жириновского против моего предложения оно было поставлено на голосование и поддержано 265 голосами (58,9%) "за".

Вопрос был включен в повестку дня пленарного заседания Государственной Думы 17 марта 2000 года.

Далее, по Стенограмме заседаний ГД, Бюллетень No 12 (460), 17 марта, стр. 49-61 (с сокращениями):

"Председательствующий. Уважаемые коллеги, перейдем к рассмотрению второго вопроса: "о создании государственного единого производственно-технологического комплекса, ограничивающего самостоятельность и время вещания региональных электронных средств массовой информации".

На рассмотрение этого вопроса приглашены министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Михаил Юрьевич Лесин и председатель федерального государственного унитарного предприятия "ВГТРК" Олег Борисович Добродеев.

Инициатор данного вопроса - депутат Сафиуллин.

Пожалуйста, Михаил Юрьевич Лесин, вам первому слово".

В своем выступлении М. Ю. Лесин оправдывал необходимость создания государственного холдинга электронных средств массовой информации - Единого производственного технологического комплекса (ЕПТК) тем, что "создание единого комплекса означает резкое усиление государственных позиций в сфере телерадиовещания на фоне активно развивающихся коммерческих информационных холдингов. По словам докладчика, "такая система оказывается жестко вертикально структурирована и управляема". (Выделено мной - С. Ф. Ш.).

После М. Ю. Лесина слово было предоставлено председателю ВГТРК О. Б. Добродееву, который отметил, что "одной из ключевых задач, сегодня перед нашей страной, является задача сохранения единого информационного пространства".

Докладчик отметил, что в холдинг из 88 существующих в России региональных государственных компаний вошло 78, не вошли 10, в том числе, ГТРК Татарстана. Причины не вхождения этих компаний председатель ВГТРК объяснил с нерешенностью "вопроса разделения их имущества на федеральную и региональную собственность".

Далее последовали многочисленные вопросы депутатов и ответы на них. Как инициатор обсуждения, я воспользовался преимущественным правом обратиться с вопросами к докладчикам и правом на выступление.

"Председательствующий. Мы должны предоставить слово депутату Сафиуллину, инициатору постановки этого вопроса.

Сафиуллин Ф. Ш. ...Если наше телерадиовещание попало под влияние и под подчинение единой монопольной организации, подчинившей себе все местные и региональные отделения, передающие центры, и она является коммерческой организацией, где вся власть, все полномочия предоставлены её председателю, а все стратегические центры власти остались в стороне, то возникает серьезная угроза информационной безопасности общества и государства...

Мы не подвергаем сомнению необходимость единого информационного поля. Мало того, успешное и эффективное управление государством или любым сообществом предполагает своевременное принятие правильных решений и их неукоснительное и четкое выполнение. Принятие правильных решений возможно лишь на основе полной и правдивой информации. Государственные органы управления ещё могут обойтись без средств массовой информации: у них есть свои источники информации - разведка, контрразведка, аналитические центры, социологические службы, донесения нижестоящих структур и др. Но в демократическом государстве, где к управлению допускается народ, основой принятия верных решений народом, являются средства массовой информации. Средства массовой информации определяют то или иное управленческое решение народа - кого поддержать и выбрать, кого провалить.

Но, бесконтрольно владея средствами и технологиями формирования общественного сознания, можно создать абсолютно управляемое тоталитарное государство с сохранением иллюзий полной демократии - так называемых "альтернативных выборов", "свободы слова" и так далее. Достаточно установить для этого диктатуру-невидимку, то есть, государственную сверхмонополию на распространение, дозирование и толкование информации с заранее заданной, расчетной, ответной реакцией общества. Мы с вами, уважаемые избранники народа, являемся свидетелями и соучастниками создания такой монополии в духе известной антиутопии Оруэлла "1984". Спрашивается, в чьих интересах создается эта сверхмонополия на уровне естественных монополий? Чьи интересы, какие интересы реализуются созданием этой новой монополии? Коммерческие? Тогда чьи? Политические? Чьи? А возможно, геополитические цели? Тогда можно догадываться, чьи интересы.

Но основной мотив моего предложения на сегодняшний "правительственный час" - очень болезненные проблемы, касающиеся национальных республик. Здесь сказано было в докладе, что сохраняется национальное телерадиовещание. Нет! На примере Татарстана скажу: татарское вещание сокращается с 2,5 - 3 часов в сутки до 30 минут. Это унижение нации. Нельзя унижать народ! (В других республиках положение становится ещё хуже.) И мало того, сегодня в столице Республики Татарстан городе Казани из 13 FM-радиостанций лишь одна радиостанция работает полностью на татарском языке, и она сегодня выставляется на аукцион по завышенной цене.

Для чего это делается? Для чего мы создаем проблему на пустом месте? Почему мы потом удивляемся, задаемся вопросом: чего не хватает этим "нацменам"? И потом, оказывается, очень трудно найти ответ, найти основную причину. Ибо причины складываются из таких "мелких" оскорблений, "мелких" унижений и ляпов государственного руководства. Есть татарская поговорка: не чеши там, где не чешется. Господа, не чешите, пожалуйста, там, где, слава Богу, пока ещё не чешется! (Оживление в зале.)

Кроме того, почему не выполняются международные соглашения, международные нормы защиты национальных меньшинств? Европейская Хартия о региональных языках и языках национальных меньшинств, статья 11. Там говорится: обеспечить создание, по крайней мере, одной радиостанции, одного телевизионного канала, вещающих на региональных языках, языках меньшинств. Россия - член Совета Европы. Почему не выполняется... (Микрофон отключен)

Председательствующий. Спасибо большое. Присаживайтесь, пожалуйста. (Выкрики из зала.)

Одну минуту добавьте, пожалуйста, для завершения выступления. Заканчивайте.

Сафиуллин Ф. Ш. Предложения. Первое: предлагаю обратиться к вновь избранному Президенту Российской Федерации с парламентским запросом о соответствии уставных целей и полномочий новой сверхмонополии в области электронных средств массовой информации конституционным целям развития Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

Второе: рекомендовать Президенту Российской Федерации рассмотреть в Совете Безопасности Российской Федерации вопрос о соответствии уставных задач и полномочий ВГТРК требованиям государственной безопасности в области информации.

Третье: генеральной прокуратуре Российской Федерации предоставить Государственной Думе Российской Федерации заключение о соответствии или о несоответствии создания ЕПТК под крышей ВГТРК антимонопольному законодательству.

Четвертое: предложить Правительству Российской Федерации провести углубленную ревизию состояния всех радиотелевизионных передающих центров комиссиями специалистов на межведомственной основе. Министерству связи - на предмет технического состояния, ФАПСИ и Совету Безопасности - на предмет эффективного функционирования каналов информирования населения и органов власти в чрезвычайных ситуациях, Минфину - на предмет эффективности и законности расходования бюджетных средств. (Микрофон отключен.)

Председательствующий. Спасибо большое.

Из зала. Добавить!

Председательствующий. Есть предложение добавить время.

Сколько вы хотите еще? 10 секунд? Ну добавьте 10 секунд.

Сафиуллин Ф. Ш. Пятое: Ратифицировать европейскую Хартию о региональных языках и языках меньшинств, принятую Советом Европы 5 ноября 1992 года.

Шестое: на одном из ближайших "правительственных часов" заслушать отчет Правительства о ходе выполнения европейской Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы в феврале 1995 года и ратифицированной Россией в июне 1998 года.

И последнее, седьмое: принять федеральный закон о телерадиовещании, обеспечивающий сохранение единого информационного поля Российской Федерации, гарантирующий свободу слова и плюрализм общественной мысли, соблюдение принципов равноправия культур, религий и языков, способствующий духовному оздоровлению общества, развитию уровня общей культуры народа.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо большое.

Поблагодарим Михаила Юрьевича и Олега Борисовича.

Вы хотите что-то сказать? Пожалуйста, правительственную ложу включите.

Лесин М. Ю. Я хочу сделать маленькое дополнение. Государственная телерадиокомпания "Татарстан" не входит в единый производственно-технологический комплекс и учреждена правительством Республики Татарстан... (Подчеркнуто мной - С. Ф. Ш.)

К сожалению, обсуждение этой проблемы на этом заглохло. Ровно на пять лет. В Татарстане оно не нашло никакого отражения, осталось почти не услышанным. Только газета "Звезда Поволжья" сообщила о "Правительственном часе" в Госдуме.

Ещё задолго до Указа М. Ш. Шаймиева No УП-43 от 10 февраля 2005 года, после более чем четырехкратного сокращении общего объема телевизионного вещания ГТРК "Татарстан", татарское национальное не коммерческое телевидение перестало существовать.

Вывод предельно краток. Были у Татарстана реальные возможности получить свои государственные телеканалы. Была возможность отстоять ГТРК "Татарстан". У Татарстана было не только право собственности на имущество ГТРК "Татарстан", но и право учредителя компании. Судьба ГТРК "Татарстан" решалась закулисно, и как видим по итогам, не в государственных интересах Татарстана. Самыми лишними при этом оказались национальные интересы татарского народа.

Помойки бездарной попсы вперемежку с бесконечными "поздравлениями" живущих в соседнем подъезде "дорогих родителей" - вот культурная и информационная пища, диета национальной деградации, которой неустанно потчует нас сегодняшнее "татарское" коммерческое телерадиовещание.

В заключение, по невольной ассоциации с темой, стенографическая запись с "деловыми указаниями" Адольфа Гитлера об использовании радиовещания (телевидения тогда не было) при "осваивании русского пространства":

"11.4.42 г.... С точки зрения шефа, было бы разумнее установить в каждой деревне громкоговоритель, чтобы таким путем информировать людей о новостях и дать им пищу для разговоров; это лучше, чем допустить их к самостоятельному изучению политических, научных и т. п. сведений. И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и ещё раз музыку! Ибо веселая музыка способствует прилежной работе. А если люди смогут побольше плясать, то и это, по мнению шефа, должно, как правило, приветствоваться".

Выдержки из стенографических записей высказываний фюрера.

"Независимая газета", 22 июня 1994 г.



Поистине причудливы круги истории...



ФАНДАС САФИУЛЛИН
12 марта 2005 года
www.fandas-safiullin.ru



Док. 376654
Перв. публик.: 14.03.05
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 311

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``