В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. О национальном самоопределении кадров Назад
Фандас Сафиуллин. О национальном самоопределении кадров
" Мы не должны радоваться, что у нас многонациональное государство. Это наша беда!"
В. В. Жириновский, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации, заслуженный юрист Российской Федерации


"Нет народа - и проблемы нет!"
Кремлевский мечтатель



Татарстану предстоит формирование нового состава правительства. Процедура отработанная. Критерий подбора руководителя правительства тоже привычен и логичен до банальности - деловые и некоторые личные качества кандидата.

Но в этот раз устоявшуюся традицию, наверное, придется поломать. Одна казанская вечерняя газета предала огласке большую государственную тайну московского кремля, сообщив, что "... есть сведения, что федеральный центр недоволен перекосами в национальной кадровой политике Татарстана". Уважаемой газете стали известны даже намерения выпрямить перекошенное национальное лицо Татарстана: "... говорят, Москва хотела бы видеть русского в самой татарстанской руководящей тройке президент - спикер - премьер. Переназначить первых двоих трудновато, остается третий...". Да и с "третьим", как признается газета, не все так просто: "Превратить Рустама Минниханова в русского - и то реальнее". Да, это было бы неплохо ради сохранения опытного, достойного своего поста руководителя. Но, к сожалению, метаморфозы уже невозможны.

Потому "к сожалению", что официальная категория "национальность" для обозначения признака личности отменена в России федеральным законом о документах, удостоверяющих личность. Нет в паспорте "россиянина" графы "национальность". Рустам Минниханов никак не сможет юридически убедительно доказать, русский ли он или татарин. С тем же успехом он может утверждать, что он папуас. Кстати, этот вариант мог бы повысить его шансы на благосклонность Москвы. Экзотично, все-таки. А компетентность человека, для нынешней федеральной власти она, мне кажется, менее интересна, чем его национальное лицо.

Правовая невозможность доказать свою национальность, к счастью, в конкретном, рассматриваемом сегодня случае, удачно сочетается с ненужностью такого доказательства. Согласно той же Конституции РФ. Там за каждым из нас закреплено такое право: "Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности" (статья 26, пункт 1). То есть, определение и указывание своей национальности - это сугубо личное дело и право человека и гражданина, а вовсе не обязанность. Значит, я могу определить себя кем угодно, хоть марсианином. И никому нет до этого дела, кроме, быть может, психиатра, да и то, как проявление беспокойства моих близких о моем здоровье.

Национальное самоопределение руководителей Татарстана - это не предмет беспокойства ни господина Суркова, ни президентов РФ и Татарстана. А вот с реализацией права человека и гражданина "указывать свою национальную принадлежность" в связи с несоответствием новых паспортов Конституции РФ возникла проблема. Хотя при желании можно найти место, где её "указывать". На заборе, например.

Вторая часть пункта 1, статьи 26 Конституции о том, что никого нельзя принуждать ни определению, ни указанию своей национальности, просто замечательна. Кандидаты в начальники могут назвать себя так, как это угодно Москве, или вообще молчать, как партизаны на допросе. Правовое доказательство или опровержение их национального лица не под силу даже Президенту Путину, ибо он согласно той же Конституции работает её гарантом. А господин Сурков - прямо подчиненный ему администратор, то есть у него тоже отсутствуют правовые рычаги "определения и указывания". У них единственный шанс на законный успех - восстановление конституционного права человека и гражданина на указывание своей национально принадлежности в основном документе, удостоверяющим личность, то есть, в паспорте гражданина РФ, провести обмен нынешних паспортов на исправленные в соответствии с Конституцией. До ближайшей сессии Государственного Совета Татарстана, намеченной на 29 апреля 2005 года они уже, пожалуй, не успеют. При всей оперативности, когда речь идет об ограничении полномочий Татарстана и национальных прав татарского народа. Даже если успеют, то столкнутся с ещё более серьезной трудностью - со статьей 19 Конституции РФ о гарантии "равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка ..." и т. д. Эту статью уже не преодолеть, не узаконив официальный расизм, что в свою очередь чревато с неизбежными осложнениями.

Не позавидуешь и положению, в котором оказался М. Шаймиев. Ведь факт национальных придирок федералов в кадровом вопросе так же невозможно доказать юридически, документально, как и национальную принадлежность. Нет соответствующих письменных документов. Предлагая, например, кандидатуру премьер-министра, Президенту Татарстана, в отличие от федеральных властей, придется действовать открыто: или откровенно исходить из приоритета национальной принадлежности над деловыми качествами, или лукавить, придумывая благовидные предлоги для удовлетворения негласных требований Москвы, чего от народа не скроешь. По сути, это "или-или" одно и то же. Это прямая подставка Президента Татарстана под открытое нарушение норм и Конституции РФ, и Конституции Татарстана.

Выбора нет. Единственный путь - следовать конституционным нормам прав человека и гражданина, исходить при отборе и выдвижении руководящих кадров из их деловых и нравственных качеств и интересов всего многонационального народа республики. А национальное самоопределение кадров оставить на их личное усмотрение, как велит Конституция Российской Федерации.



ФАНДАС САФИУЛЛИН
22.04.2005     
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=94

Док. 376652
Перв. публик.: 22.04.05
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 300

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``