В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Союз равноправных народов - основа прочности федерализма в России Назад
Фандас Сафиуллин. Союз равноправных народов - основа прочности федерализма в России
Доклад на Всероссийской научно-практической конференции Институт парламентаризма и федерализм в России: становление, взаимовлияние, ресурсы развития, Казань, 9-10 июня 2005 г.




Федерализм не нужен ради федерализма. России он необходим для создания демократических основ многонационального государства, сохранения единства страны в многообразии как фундаментальной ценности российской цивилизации.

Высшей ценностью европейской демократии принято считать права и свободы человека и гражданина. Она же, в том европейском понимании, закреплена и в Конституции РФ, ст. 2 которой гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью".

В отношении мононациональных государств с единым осознанием своей национальной идентичности эту "ценность" можно принять как абсолютную. Однако, применительно к России, "права и свободы человека" составляют лишь половину "высшей ценности". Россия - совокупность разных цивилизаций, культур, языков, религий в органическом многообразии, общая родина множества древних коренных народов. У них нет другой материнской родины за пределами России. Некоторые присоединенные народы имели свою многовековую государственность ещё задолго до возникновения государства российского.

Односторонний приоритет лишь индивидуальных прав в России неизбежно приводит, как это ни парадоксально, к массовому нарушению прав и свобод человека.

Как может, например, человек-"нацмен" реализовать свое гражданское право получить образование на родном языке, если в государстве это его право законодательно ограничено "основным общим образованием", если государство препятствует даже этому ограниченному праву? Есть, например, в России регионы компактного проживания 100-200 тысяч татар, где нет ни одной татарской школы.

Как человек-"нацмен" может реализовать свое гражданское право на получение информации на родном языке, если государство сворачивает и без того ограниченное национальное телерадиовещание?

Как человек-"нацмен" может реализовать свое святое право на личное имя и его официальное признание, если введение одноязычных паспортов лишило миллионы нерусских граждан возможности указывать имена и фамилии в соответствии с их звучанием на родном языке? Примеров множество.

Поэтому высшей ценностью России как "демократического правового федеративного государства" может быть лишь неразрывное диалектическое единство прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, и прав народов - с другой, сочетание индивидуальных прав с правами коллективными.

Без реализации равноправия народов, независимо от их численности и формы самоопределения, федерализм и демократия в России невозможны. (Здесь в качестве примечания следует подчеркнуть, что часто путают или отождествляют понятия "равноправие" и "равенство" и требование равноправия толкуется как претензия на равенство).

С преобразованием России в федеративное, демократическое государство связано национальное самосохранение целых народов, этносов.

Носителями и выразителями прав народов должны быть избранные ими формы их самоопределения, как субъекты единого федеративного государства.

При этом русский народ и объективно, и субъективно менее заинтересован в федеративном устройстве России. Для него этот вопрос не столь актуален. Ибо для русского народа "федерализм" означает лишь форму государственного устройства и является предметом спора - лучше он или хуже других форм.

Нынешняя форма российского федерализма не может обеспечить равноправие народов, следовательно, защиту прав и свобод человека не "государствообразующей" национальности. В сегодняшнем федеративном устройстве России, закрепленном в 1992 году Федеративным Договором, не предусмотрен и не осуществлен принцип равноправия народов. Из 89 равноправных субъектов РФ 57 (губернии, области, края, Москва, Петербург) представляют, фактически, один народ. Остальные, т.е., национально-государственные, национально-автономные субъекты, представляют интересы 32 народов.

Это означает соотношение национальных прав 57:1 между "государствообразующим" народом и 32 другими народами РФ, имеющими национально-государственную и национально-территориальную форму самоопределения. А ведь послереволюционная Россия, получившая название Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), была провозглашена в 1918 году как федерация национальных республик. К сожалению, этот заявленный принцип так и не был полностью осуществлен. В конце 1922 года рухнувшая в 1917 году Российская империя преобразовалось в СССР, а промежуточное название России - "РСФСР" - отошло к самой крупной из республик. Постепенно угас и вопрос о субъектном составе Российской Федерации, хотя принцип формирования субъектов федерации по национальному признаку сохранился и нашел отражение в Конституции РФ.

Татарстан в 1990 году предпринял попытку проложить путь к преобразованию СССР в федерацию равноправных народов, без иерархических статусов национальных форм самоопределения. Кончилось всё тем, что, приняв 12 июня 1990 года Декларацию о государственном суверенитете, РСФСР заявила о независимости от СССР. Федерализация большой России потерпела крах. За РСФСР - инициатором развала СССР закрепилось название Россия. А в сепаратизме обвинили Татарстан.

Общественному сознанию уже не один год внедряется опасное суждение, что причиной распада СССР явилось самоопределение его народов в форме национально-государственных образований. Это - наводка на ложный след. Цель - "обоснование" ликвидации национальных республик. На референдуме 17 марта 1991 года все народы Советского Союза, все республики подавляющим большинством голосов высказались за сохранение Союза. Реализовать свою волю народам не позволило отсутствие демократических институтов власти и гражданского общества. В сегодняшней - остаточной России это "отсутствие" насаждается самым "вертикальным" образом. Распад большой России нас, как видим, ничему не научил.

Неравенство народов в правах, их искусственная субординация стала одним из решающих факторов, приведших СССР к катастрофе. Ибо разный государственно-правовой статус народов означает их вертикальное соподчинение. А это, в свою очередь, наряду с государственной политикой их русификации требует сохранения и укрепления имперских институтов власти, имперской экономики, политики, идеологии, неизбежно ведущих к развалу самой империи.

Федерализм, не противоречащий нормам и принципам прав и свобод человека и прав народов невозможен без народовластия, без демократии. Демократический федерализм и имперский режим власти абсолютно несовместимы.

Федерализм, естественно, неотделим от единства и целостности государства.

Основой и целью единства и целостности России, по имперской традиции, подразумевается единство её территории, земель, а не всего многонационального народа. При таком подходе подавление прав и свобод покоренных или присоединившихся народов, их "переваривание" в "плавильном котле" ассимиляции становится лишь технологической необходимостью укрепления "единства и неделимости".

Имперские амбиции нынешней России с неизбежностью порождают соответствующий постулат её национальной политики, достоверно озвученный устами скандального политика, известного как "рупор Кремля", в феврале 2001 года с трибуны Госдумы: "Мы не должны радоваться, что у нас многонациональное государство. Это наша беда!" "Избавление" России от этой "беды", превращение её в мононациональное государство стало сегодня целью и содержанием национальной политики государства. Превращение миллионов сограждан - "болельщиков" за успехи Отечества, в армию злорадствующих его неудачам будет её логичным следствием. Россия может стать заложником своей имперской национальной политики, создав отталкивающий образ страны, потеряв моральное право защищать национальные интересы миллионов русских соотечественников в странах ближнего зарубежья. К примеру, как поступит Россия, если Латвия, следуя её примеру, навяжет латвийским русским латышский алфавит?

Уже видно ясно и наглядно, что же главным образом, препятствует становлению федерализма в России.

Мешает имперское силовое мышление и, как следствие этого, тяготение к грубому диктату и произволу при решении вопросов, связанных с национальными правами народов. При этом считается, что проще подавить волю народа, чем попытаться понять его. Бесподобный по безумию пример - политическая репрессия татарского национального алфавита, который, якобы, таил в себе "угрозу государственной безопасности и территориальной целостности РФ".

Вывод грустный и тяжелый: без перестройки генетического кода государственного силового мышления укрепление и демократии, и федерализма в России весьма проблематично. Тем более, осуществление равноправия народов.

Обострение имперского синдрома - вот самое серьёзное препятствие на их пути.

Будем надеяться, что этот разрушительный процесс не стал необратимым и наступит время, когда будут востребованы предложения и идеи по совершенствованию федерализма. Даже те из них, которые сегодня кажутся чересчур оптимистичными.

Считаю одним из первостепенных условий сохранения и совершенствования федерализма в России - определение доктрины национальной политики Российской Федерации, основанной на двух основных принципах:
1) многонациональность России - не беда, а наоборот, её уникальное богатство, которое надо беречь как бесценный генофонд российской цивилизации, как испытанный веками опыт мирного сожития разных культур, языков, религий, как основу для создания положительного, притягательного образа Российской Федерации;
2) единство и целостность России - это, прежде всего, единство и целостность её многонационального народа, объединенного как союз равноправных народов, с единой целью, единой ответственностью за своё настоящее и будущее. Единство и неделимость территории при таком подходе становится его естественным следствием.

Естественно, что российский федерализм должен быть построен, как предписано в Конституции, "... исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов".

Будущее федерализма России мне представляется как сочетание двух форм федерации:
1) территориальная форма: сохранение его нынешней, закрепленной в Конституции концепции и форм субъектов федерации; неприкосновенность национальных республик, их государственного статуса;
2) экстерриториальная форма: реальное воплощение в жизнь федеральной национально-культурной автономии всех народов России, расширение их полномочий, поднятие их статуса до уровня экстерриториальных субъектов федерации с правом формирования верхней палаты парламента - Совет народов России (вместо Совета Федерации). Эта форма тем более значима, что большинство малочисленных коренных народов России не могут образовать национально-территориальные субъекты федерации и противостоять политике ассимиляции.

Совет народов России должен стать воплощением принципа равноправия всех коренных народов России. Голосование в Совете народов по вопросам, затрагивающим законные национальные интересы и права народов, должно проводиться по принципу: один народ - один голос.

Существующие ныне национально-государственные и национально-автономные образования, как территориальные субъекты РФ, должны стать центрами соответствующих общероссийских национально-культурных автономий. Эта идея уже нашла отражение в ст. 14 новой редакции Конституции Татарстана: "Республика Татарстан оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранения самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан". Статья уже стала объектом сильного раздражения стражей "диктатуры закона". Значит, идея верна.

Считаю также необходимым:
- признание государствообразующей роли всех коренных народов России;
- восстановление финансирования из федерального бюджета расходов на национальную политику;
- введение института вице-президента - министра по национальной политике;
- принятие федерального закона " Об уполномоченном по правам народов";
- установление международного контроля над соблюдением общепризнанных принципов и норм международного права по защите национальных меньшинств в России. (На период, пока этот контроль не станет излишним).

Все проблемы России разрешимы. В том числе по развитию федерализма, демократии и гармонии межнациональных взаимоотношений. Была бы единая воля многонационального народа России и государственная мудрость её правителей.

Если верна мысль, что Россия может существовать лишь как великая держава, то путь к величию следует искать не в направлении к безвозвратно ушедшему прошлому, а ориентируясь на будущее, опираясь на опыт прошлого и извлекая уроки из истории.

Исчерпание былых ресурсов величия и могущества России вовсе не означает отсутствие иных возможностей. Народная мудрость: "Сила есть, ума не надо!" предполагает, по умолчанию, и противоположный вывод: недостаток силы должен возмещаться достатком ума и мудрости.

Сегодня происходит геополитическая перестройка мира. Строится "новый мировой порядок" на основе силового стягивания народов под "полюс" единого пирамидального диктата.

Но однополюсный мир - противоестественен. Мир двоичен во всех своих проявлениях. Неизбежно возникновение другого - противоположного полюса: как стремление создать мировой порядок на основе притягательности примера духовного, культурного, нравственного развития, как полюс ненасильственной устойчивости и единства в многообразии.

Полюс равновесия миру насилия может и должен стать ведущим, определяющим глобализацию ненасильственного мира, права, справедливости, добра. Потенциальная геополитическая ниша лидера и катализатора альтернативного мира пока не занята никем. Кто займет и возглавит её? Индия? Объединенный исламский мир? Китай? У России есть все потенциальные возможности стать кандидатом No 1 на эту роль как реальная модель.

Это - шанс, и, возможно, последний. Не упустить бы его из-за иллюзорных великодержавных имперских амбиций.

Невозможно создавать притягательный образ России в мире, отталкивая от себя народы своей страны, унижая их недоверием, казарменным окриком, относясь к ним как к нежеланным пасынкам.

Ведь именно многонациональность, совокупность разных культур и цивилизаций, их взаимообогащение создали Россию как самостоятельную межконтинентальную цивилизацию. В сохранении этой цивилизации и развитии её как союз равноправных народов, в росте её привлекательности для внешнего мира, я вижу перспективное будущее Российской Федерации.



ФАНДАС САФИУЛЛИН
22.06.2005
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=112

Док. 376650
Перв. публик.: 22.06.05
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 315

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``