В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Годовщина с конфузом Назад
Фандас Сафиуллин. Годовщина с конфузом
20 июля 2005 года исполнилось 11 лет со дня принятия XXI сессией Верховного Совета Республики Татарстан решения о создании в 1995 году Татарского государственного национального университета. Это долгожданное событие придало реальные очертания надеждам татарского народа иметь целостную систему национального образования - от дошкольных учреждений до университета.

Первая попытка создания "высших светских училищ для магометан-татар" была предпринята ещё в 1819 году. Инициаторами были Мухамеджан Хусейнов, авторитетный мусульманский просветитель, муфтий Оренбургского духовного собрания и русские ученые: профессор политэкономии и статистики Казанского университета Петр Кондырев и ректор университета Гавриил Солнцев. Инициатива оказалась наказуема - были уволены: П. Кондырев с должности секретаря Совета университета, Г. Солнцев с поста ректора университета. Однако сама идея мусульманской и европейской высшей учености "для магометан-татар" не угасла. Она возродилась в деятельности нового поколения татарских и российских просветителей второй половины XIX века, таких, как Ш. Марджани, В. Радлов, Х. Фаизханов и др. Требования о создании татарской высшей национальной школы усилились в период революционных событий 1905-1907 годов. Это вызвало тревогу властей российской империи. В доверительном письме обер-прокурору Синода С. М. Лукъянову от 19 сентября 1909 года председатель Совета Министров П. А. Столыпин пишет: "С 1905 года в среде татар Поволжья стало усиленно развиваться национальное оживление, получившее религиозную окраску и выразившееся и в устройстве мечетей в небольших деревнях, и в открытии школ, и в издании литературных произведений. По татарским деревням стали разъезжать книгоноши - мужчины и женщины с газетами, книжками, листками и прочим. Повсеместно у татар возрос интерес к просвещению, стремление к сознательной жизни, к национальному самоопределению". Далее следует вывод "великого реформатора России", встревоженного ростом у татар интереса к просвещению: "Возвращаясь к Поволжью и, в частности, к Казанскому краю, я не могу не отметить, что к этой местности с инородческим населением, колеблющимся, как сказано, между русско-православным и татарско-мусульманским влиянием, должны быть направлены серьезные усилия к пресечению национально-татарского натиска. Отказаться от этой борьбы значило бы отказаться от своих вековых исторических задач, отрицательные последствия чего неисчислимы. ...Не подлежит сомнению, что в настоящем деле все правительственные силы должны быть мобилизованы, так как важность государственных задач очевидна". ("Эхо веков", No 34, 1998 г., стр. 71-72).

Создание национальных высших учебных заведений более века оставалась несбыточной мечтой татарской общественности. Лишь в начале 90-х годов XX века, когда началась очередная попытка перестройки "тюрьмы народов" в демократическое общежитие, появился короткий просвет надежды и реальные возможности воплотить мечту в жизнь.

Вопрос о национальном университете после принятия "Декларации о государственном суверенитете Татарстана" впервые прозвучал в порядке полемической реплики на VI внеочередной сессии Верховного Совета Татарстана 29 августа 1991 года. Рассматривался вопрос "О текущем моменте" - о позиции Татарстана в дни ГКЧП. Был затронут вопрос, кому передать здание рескома КПСС. И тогда депутат Верховного Совета Российской Федерации Николай Морокин предложил передать его под национальный университет: "Давно ставится вопрос о создании татарского университета. Я считаю, что было бы правомочным здание рескома партии передать под татарский университет". Предложение осталось без последствий. В центре внимания парламента в те дни была защита республики от обвинений и расправы с её руководством "за поддержку ГКЧП".

Дальнейшее развитие событий диктовало решение вопросов, связанных с сохранением и укреплением статуса Татарстана, принятие государственной символики, проведение референдума о государственном суверенитете Татарстана, принятие Конституции, переговоры с РФ о подписании Договора, принятие закона о языках, противостояние политическому давлению и информационной войне со стороны федерального центра. Всё это, естественно, заслоняло и отодвигало другие - менее "горячие" вопросы. В том числе, создание татарского национального государственного университета, "очередь" до которого дошла лишь в 1994 году.

18-20 июля 1994 года Верховный Совет РТ принимал "Государственную программу Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан". В ходе обсуждения "Программы..." были внесены предложения: народным депутатом, председателем Татарского общественного центра (ТОЦ) Маратом Мулюковым - "Создать ВУЗ с обучением на татарском языке" (без указания конкретного срока) и народным депутатом Фандасом Сафиуллиным - "Создать Татарский национальный государственный университет в 1995 году". Предложение М. Мулюкова была отклонена. Мое предложение удалось отстоять.

Для того чтобы передать хотя бы частично накал страстей вокруг обоих предложений, обратимся к (сокращенной) стенограмме заседания Верховного Совета.

18 июля 1994 года. Обсуждение проекта "Государственной программы...". Докладчик - заместитель премьер-министра И. К. Хайруллин. После доклада ответ на многочисленные вопросы, выступления. С обоснованием необходимости принятия "Программы..." выступили народные депутаты Разиль Валеев, Азат Зиятдинов и другие. Выступивший передо мной депутат А. Ефремов, не возражая прямо против "Программы...", высказал такое суждение: "У цыган не было ни автономии, не было ни одной цыганской школы, а все цыгане прекрасно говорят на цыганском языке и великолепно общаются на русском. Татарский язык. Была автономия, были всегда в республике школы с обучением на татарском языке. Но многие из татар не могут, к сожалению, общаться на татарском языке...".

Свое выступление мне пришлось начинать с ответа А. Ефремову: "Да, цыгане, не имея своей государственности, своих школ, прекрасно владеют родным языком. Да, это верно. Почему же многие татары отказываются от родного языка? Испокон веков, вовсе времена, когда мы имели свою государственность и после, татары всегда были народом, стремящимся к учебе, к знаниям. Если бы татарский народ смирился с участью уличных бродяг, то сегодня тоже сохранил бы свой язык. Но стремление к знаниям вынуждало его отказываться от своего языка, чтобы получать образование на том языке, на котором образование доступно и возможно. ...Программу, предложенную нам, надо принять, но уповать только на нее не следует. ...Одна только программа проблему не решит. Ей должна предшествовать СВЕРХЗАДАЧА, целостная конечная цель, достижение которой концентрирует всю программу. Президент США Джон Кеннеди в 1962 году поставил задачу - высадка на Луну в 1969 году. Программа была составлена под эту цель. Если бы была поставлена задача просто - развитие американской космонавтики, то неизвестно, когда американцы оказались бы на Луне.
Мы разработали "Программу..." без подобной сверхзадачи. Такую СВЕРХЗАДАЧУ я вижу в обеспечении получения высшего, в том числе, университетского образования на родном языке по всем специальностям". Далее счел нужным напомнить гитлеровскую программу по онемечению оккупированных народов, составной часть которой было пресечение намерений завоеванными народами "относительно создания собственных ...университетов и высших учебных заведений".

Закончил я тогда свое выступление с предложением: "принять без дальнейшего обсуждения "Программу..." и обязательно принять специальное постановление Верховного Совета Республики Татарстан о СОЗДАНИИ ТАТАРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА в 1995 году".

20 июля 1994 года. Обсуждаются и ставятся на голосование поправки и предложения народных депутатов к "Государственной программе... ". Председатель редакционной комиссии народный депутат Р. Г. Вагизов представляет и обосновывает отклоненные комиссией поправки и предложения: "Создать вуз с обучением на татарском языке. Народный депутат Мулюков М. А. Мы отклонили по следующей причине: мы считаем целесообразным, что надо укреплять базы всех существующих институтов, а не ограничится только на одном вузе".

Марат Мулюков берет слово в защиту своего предложения: "Меня удивляет недальновидность редакционной комиссии. Речь ведется не об открытии вузов сейчас, ведь мы рассматриваем программу на десять лет. Неужели вы думаете, что в ходе реализации программы не возникнет проблема открытия институтов на татарском языке? Я предлагаю оставить мой вариант об открытии, в период реализации программы, вузов на татарском языке". Предложение ставится на голосование, но не проходит.

Далее. "Вагизов Р. Г.: "Добавить дополнительно 21-й пункт: Оказать государственную поддержку национальному татарскому университету. Народные депутаты Сафиуллин Ф. Ш. и Мулюков М. А. По названным выше мотивам мы отклонили и эту поправку. Мы считаем, что надо укреплять все вузы, а не ограничиваться только одним учебным заведением".

Эта формулировка "поправки" - плод фантазии редакционной комиссии. В те годы, действительно, был организован инициативной группой татарской интеллигенции "национальный университет" на общественных началах и на благородном, быстро проходящем энтузиазме. Редакционная комиссия представила мое предложение как просьбу о поддержке этого "университета". Мотивы? Пусть они останутся на совести той комиссии.

Воспользовавшись правом защищать свое предложение, я тоже попросил слова.

"Сафиуллин Ф. Ш. Здесь мое предложение искажено. Я так не ставил вопрос: я не ставил вопрос об оказании поддержки вузу, который создан и существует на общественных началах. Я ставил вопрос о создании Татарского национального государственного университета. При этом я исходил из того, что татарская нация, татарский народ имеет право на высшее образование на родном языке. Поэтому сначала (прежде чем отклонить мое предложение) нужно решить вопрос принципиально, концептуально: имеет ли татарский народ право на создание своего национального университета? Если этот вопрос будет отклонен принципиально, концептуально, то есть, если Верховный Совет проголосует, что татарский народ не имеет права на создание своего национального университета, то я могу снять свое предложение.

Прошу мое предложение о создании Татарского национального государственного университета поставить на поименное голосование и опубликовать результаты голосования завтра в печати".

Председательствующий на сессии Мухаметшин Ф. Х. не захотел поставить на голосование вопрос о праве татарского народа в той принципиальной постановке. Предложение о поименном голосовании прошло. Для этого нужна поддержка 20 процентов депутатов.

Наконец, заключительное голосование.

"Председательствующий. Ставлю на поименное голосование предложение народного депутата Сафиуллина Ф. Ш. "О создании Татарского национального государственного университета". Прошу определиться. Решение принято. (Аплодисменты)". "За" проголосовало 127 народных депутатов из 244.

Таким образом, постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 20 июля 1994 года No 2186-XII была утверждена "Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан", пункт 20 раздела 3-го которой гласит: "Создать татарский национальный государственный университет.
Исполнитель: Кабинет Министров Республики Татарстан.
Срок: 1995 год.
Контроль: Верховный Совет Республики Татарстан".

С тех пор прошло 11 лет и 10 лет после намеченного срока открытия университета. За эти годы десятки и сотни миллионов долларов истрачены на строительство пирамид, ипподромов и автодромов, амбициозных спортивных дворцов, куда за миллионы долларов заманивают спортсменов-профессионалов. Роскошные казино и рестораны становятся витриной наших городов. Все эти годы единственный татарский вуз - гуманитарный институт продолжал ютиться в узких коридорах и комнатушках бывшего детского сада. Сегодня эту проблему решили основательно - института не будет. Не будет и Татарского национального государственного университета. Будет все остальное: ипподромы-автодромы, дворцы для продажного "спорта" и азартных игр. Останутся ночные пьяные оргии и пляски на костях предков у стен Кремля. Останется все то, что не мешает мобилизации "всех правительственных сил" для пресечения воли татарского народа к самосохранению, развитию культуры и образования.
.

Интриги и непростительная волокита вокруг создания Татарского государственного национального университета обернулось горьким разочарованием для татарского народа. И бесславным конфузом - для республиканских властей.

Университетскому статусу татарского языка, как и его самостоятельности, путь закрыт.



ФАНДАС САФИУЛЛИН
20.07.2005     
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=117

Док. 376648
Перв. публик.: 20.07.05
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 312

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``