В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Пшик с шиком - это по-нашему? Назад
Фандас Сафиуллин. Пшик с шиком - это по-нашему?
"Будет национальный университет, которым мы
будем гордиться"
М. Ш. Шаймиев
"Без знатных дел знатное состояние ничто"
Мудрость тысячелетий



В "Звезде Поволжья" No 30 за 4-10 августа 2005 года обнародован и стал достоянием общественности чрезвычайно любопытный документ, не предназначенный для публичного оглашения - обращение президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева министру образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко, отправленное ещё 29 января 2005 года. Президент сообщает российскому министру, что "в Республике Татарстан сложилась ситуация, требующая совершенствования в системе подготовки педагогических кадров (здесь и далее выделено мной - С. Ф.)". Основание для "совершенствования", по мнению президента, избыток в подготовке педагогических кадров для республики - "только в городе Казани их ежегодный выпуск "1,5 тыс. человек, при потребности не более 600. Свыше сорока процентов получивших педагогические профессии впоследствии не работают в отрасли".

Далее излагается "схема совершенствования системы", избавляющей республику от излишков педагогов, путем "слияния вузов, готовящих педагогические кадры и смежные профессии для Республики Татарстан и других субъектов Российской Федерации". Президент Татарстана предлагает "оптимизировать образовательный профиль в данной сфере" и слить под крышу Казанского государственного педуниверситета два успешно работающих вуза: Татарско-американский региональный института и Татарский государственный гуманитарный институт, "преобразовав их в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет".

Для большей солидности "преобразованный" педагогический вуз можно было бы назвать и "академией", но существо его от этого не изменится. Вуз, предназначенный по своему уставу и утвержденной концепции для подготовки педагогических кадров, при любой вывеске остается пединститутом. А слово "татарский" в новом названии "педагогического университета" является лишь прикрытием отказа от создания Татарского государственного национального университета.

Предложение высшего должностного лица Татарстана подкреплено соответствующими обязательствами: "Правительство Республики Татарстан готово заключить Договор о совместной поддержке Университета и осуществить его финансирование в соответствии со сложившейся динамикой контрольных цифр приема по этим вузам. При этом республиканская часть финансирования будет последовательно, по мере выпуска студентов, уменьшаться, так как региональный заказ на подготовку кадров предполагается значительно сократить".

Итак, целью ходатайства руководства республики перед московскими инстанциями о слиянии вузов было сокращение подготовки кадров для Татарстана и экономия финансовых средств на этом!

Вообще, экономия - это хорошее дело. Годовое содержание гуманитарного института (за счет госбюджета республики) в последние годы составлял 18 млн. рублей. Из них 1 млн. рублей институт до нынешнего года отдавал владельцу занимаемых институтом помещений - дочернему предприятию фонда "Образование" (руководитель или хозяин - небезызвестный госчиновник господин Семин А. В.) в качестве арендной платы. Оговорюсь: здесь все по правилам. Просто государственные средства возвращаются к государственным же чиновникам. В Татарстане ведь нет никакой коррупции. Итак, без учета расходов на Семина, татарский вуз тратил ежегодно 17 млн. рублей. Сегодня государство их сэкономит. А через 95 лет наберется сумма в 1млрд. 600 млн. рублей - ровно столько, во сколько обошлось строительство нового ипподрома на территории старого аэропорта. И даже без доходов от скачек все расходы на его сооружение к началу XXII века окупятся. Лучше было бы, конечно, сэкономить на одной из конюшен и сохранить институт. К сожалению, не догадались или не захотели.

Далее, в обращении президента РТ к министру образования и науки РФ выражена готовность "передать на баланс нового вуза учебную базу Татарского государственного гуманитарного института, Татарско-американского регионального института, а так же два новых современных учебных здания, одно реконструированное, другое построенное по оригинальному проекту".

Это, наверное, на тот случай, если вдруг российский министр Андрей Александрович Фурсенко засомневается в целесообразности слияния вузов и ликвидации единственного татарского национального вуза - Татарского государственного гуманитарного института. Потомственный петербургский интеллигент всё-таки, доктор наук. Тем более, были и есть достойные примеры, когда именно представители русской интеллигенции активно поддерживали и поддерживают создание Татарского национального университета. Умные, образованные люди предпочитают совместное житие с умными и образованными людьми.

Письмо с ходатайством, разумеется, дошло до адресата и получило поддержку. Ликвидация работающего уже десть лет Татарского гуманитарного института также не вызвало возражений.

Попутно исполнилось негласное желание руководства Татарстана подменить идею создания Татарского государственного национального университета сменой вывески пединститута.

Замысел "оптимизации образовательного профиля" был, таким образом, успешно реализован и в день помпезных торжеств по этому поводу, 12 августа 2005 года, устами высшего должностного лица республики был представлен как грандиозный успех (выдержки из выступления М. Ш. Шаймиева взяты из сообщений информагентств):

"Открытие Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета - событие знаменательное и долгожданное. И то, что оно состоялось, делает честь всему многонациональному Татарстану. Вуз станет достоянием всего многонационального Татарстана. Несмотря на значительное количество университетов в стране и республике, решение об открытии нового высшего учебного заведения стало ответом на вызов времени. Перед лицом глобализации надо шире смотреть на мир, в этих условиях сохранив лицо своего народа и своей страны, надо суметь достойно представить себя в мировом процессе".

"Республика должна быть достойно представлена в мировом образовательном процессе, отвечая мировому уровню требований подготовки высококлассных специалистов".

"Новый университет должен отвечать всем требованиям нового времени, чтобы татарстанские дети, которые будут тут учиться, смогли, независимо от национальности, в условиях глобализации общества сохранить лицо своего народа, сумели достойно представить себя в мировом сообществе".

" Если мы решим эту важнейшую задачу, сумеем подготовить таких специалистов, тогда мы скажем - наш профессорско-преподавательский состав, наша интеллигенция действительно отвечают мировому уровню подготовки кадров. И у меня нет сомнений, что эта задача нам по силам".

Золотые слова! Их можно было бы высечь на камне. Жаль только, что они быстро выветрятся при пустом содержании.

Естественно, в красочном отчете главы республики о содеянном "успехе" умалчивается суть предложений и просьбы руководства Татарстана к российскому министру А. А. Фурсенко. И, наоборот, в самом обращении президента Татарстана к министру нет даже намека на глобальные цели и светлые перспективы республики "в мировом образовательном процессе". Там (в обращении) всё укладывается в простую формулу: "слияние + сокращение + экономия = оптимизация профиля". В сжатом виде - пшик. Что и было преподнесено как прорыв Татарстана в "образовательном процессе" и отпраздновано с блеском и шиком.

Остается лишь пожелать новоявленному педвузу, чтобы их выпускники - будущие учителя, "отвечающие мировому уровню требований подготовки высококлассных специалистов" пошли работать в школы, не разбегаясь по разным коммерческим структурам в поисках лучшей доли, чтобы "сумели достойно представлять себя" не только "в мировом сообществе", но в любой захолустной деревне. Возможно, так оно и будет, если наряду с мировым уровнем подготовки достигнем и мирового уровня заработной платы учителей.

Есть в этой неприглядной истории с вузами и более серьезные вещи.

Ни при подготовке к открытию, ни при открытии ТГГПУ нигде никто из официальных лиц ни разу не ссылался на постановление Верховного Совета Татарстана от 20 июля 1994 года No 2186-XII и последующие постановления парламента Татарстана о создании Татарского государственного национального университета. Не была удостоена вниманием и резолюция второго съезда Всемирного конгресса татар от 29 августа 1997 года об открытии Татарского государственного университета до 2000 года. Это неотразимо свидетельствует, что новый педагогический ВУЗ не имеет ничего общего с Татарским государственным национальным университетом. Его создание не имеет ничего общего с выполнением исполнительной властью республики законов и постановлений высшего представительного, законодательного органа Республики Татарстан.

Парламент пока молчит. Он на каникулах. Как и коллективы сливаемых вузов. Летние каникулы оказались самым подходящим временем для реализации решения о судьбы вузов, принятого ещё после новогодних праздников.

Молчит и исполком Всемирного конгресса татар, хотя у них нет каникул.

Никто, пожалуй, не умаляет необходимость и значимость подготовки высококлассных педагогов, Учителя с большой буквы. И роль педвузов. Но университет - это другая сфера в науке, у него другие задачи. С национальным университетом татарская общественность, прежде всего, связывала свои надежды на поднятие татарского языка до уровня языка науки, права, философии, управления государством. С подготовкой соответствующих ученых и специалистов высокого уровня из представителей разных народов и наций.

Короче, университет должен был стать научной, духовной, моральной опорой народа в его стремлении к самосохранению, развитию национальной культуры и занятию достойного места среди цивилизованных народов. Рухнули эти надежды. Трагично и тревожно за будущее оттого, что произошло это в дни 1000-летия нашей столицы. В этом некий знаковый смысл. Предостережение от чего-то.

Решение руководства Татарстана ликвидировать единственный татарский национальный вуз, получившее московское благословление, слилось в единое русло национальной политики федеральных властей по ограничению национальных прав татарского народа и других народов России.

Негласное содействие татарстанских властей запрету латиницы и упреждающее Москву решение об отказе от создания национального университета останутся еще одним несмываемым черным пятном в истории татарского народа.

Идея создания Татарского национального университета похоронена, но не убита, ибо идеи не умирают. Они ждут своего часа и исторического масштаба личностей, призванных и достойных для того, чтобы воплотить их в жизнь. К несчастью, их орбиты не всегда пересекаются.

Остается ждать очередного их сближения и терпеливо корректировать траекторию развития событий.



ФАНДАС САФИУЛЛИН
17.08.2005     
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=124

Док. 376646
Перв. публик.: 17.08.05
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 322

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``