В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. О компетентности `компетентных` Назад
Фандас Сафиуллин. О компетентности `компетентных`
(Скромные замечания "дилетанта")



"Нет преграды, равной преграде невежества"
Мудрость тысячелетий



"Компетентность нужна во всем", - так учит господин Г. Г. Габдуллин, профессор, доктор педагогических наук и т. д. ("Звезда Поволжья" No35 2005 г.). Доказывает он эту истину на примере отсутствия этой самой компетентности, по его мнению, у сторонников создания Татарского национального университета и восстановления татарской национальной письменности на основе латиницы. Они отнесены к категории "дилетантов", "этих" и "таких деятелей" с "потаенными амбициозными целями". Это они "по недомыслию (или из-за личных амбиций) абсолютно необоснованно хотят преуменьшить совершенное и исказить действительное положение дел".

Вся обширная статья профессора посвящена самому главному из "совершенного": "В системе высшего образования республики в этом году произошло знаменательное событие. Казанский педуниверситет переименован в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет".

"Событие" оказалось настолько "знаменательным, что срочно потребовалось доказать его равнозначность созданию Татарского национального университета. Заодно выставить на обозрение некомпетентность тех, кто эту "знаменательность" "преуменьшает".

Господин Габдуллин за дело взялся основательно:
"Сначала зададимся вопросом. Что означает татарский гуманитарно-педагогический вуз? Ответы на этот вопрос можно найти в концепции развития нового вуза".

Но концепции-то, оказывается, еще нет, существует лишь черновой вариант! Она, как сообщает автор, "одобрена в первом чтении ученым советом ТГГПУ". А "новый" вуз действует! Попробовали бы его создатели открыть, скажем, табачный киоск без соответствующей "концепции", без бизнес-плана и других сопутствующих документов.

Возникают вопросы. Если переименованный педвуз - это и есть первый в истории Татарский государственный национальный университет, то почему разработка и принятие его концепции ограничено ученым советом одного лишь педвуза? Почему не привлечены Академия наук Татарстана и академические институты, Казанский государственный университет? И не только они.

О чем же эта "концепция", "принятая в первом чтении"? Её основные положения приведены в статье профессора Г. Габдуллина. Главная задача нового вуза скомпоновано без излишней мудрености. Из базарного подхода как злобы дня и незабытого призыва "Догнать и перегнать!":
"- усиление ориентации подготовки кадров на потребности регионального рынка в специалистах гуманитарного профиля, повышение качества их подготовки до общероссийского и мирового уровня".

А основным отличием ТГГПУ от других вузов закреплено: подготовка кадров для образовательных учреждений и управления системой образования. То есть, педагогический "университет" был и остается педвузом.

Есть и приятная новизна в "концепции": "содействие формированию национальной элиты республики".

Ответ на вопрос, как "татарский" гуманитарно-педагогический вуз собирается "содействовать", можно найти в нескольких пунктах "концепции". Но там смешаны в одну кучу два уровня "многоязычной системы обучения", как при старорежимной торговле с нагрузкой:
1) обучение иностранным языкам и на иностранных языках и
2) обучение татарскому языку и на татарском языке.

Разделим их (сохранив формулировки "концепции" дословно):
1) "создание реальных возможностей для освоения студентами иностранных языков, как европейских, так и восточных, на уровне, соответствующим мировым стандартам"; "расширение подготовки специалистов на иностранном языке";
2) "создание для студентов университета условий для добровольного свободного овладения устной разговорной татарской речью на основе интенсивных и интерактивных методов и форм обучения"; "подготовка специалистов в соответствии с законом Республики Татарстан о языках, владеющих двумя государственными языками республики"; "подготовка специалистов для татарских образовательных учреждений ...".

Как видим, замах на освоение иностранных языков - мощный, на уровне мировых стандартов. Держись, Оксфорд! Естественно, по обязательной учебной программе с зачетами, экзаменами. С девичьими слезами из-за провалов. "Расширение подготовки специалистов на иностранном языке" - это тоже неплохо. Есть, правда, вопрос: зачем готовить их "на иностранном языке"? Кстати, в Татарском национальном университете предусматривалось овладение в совершенстве татарским, русским и одним из иностранных языков всеми выпускниками. Предполагалось преподавание отдельных дисциплин и спецкурсов на всех факультетах по всем специальностям на иностранных языках.

А отношение к татарскому языку в "новом" вузе более чем "демократичное". Никакой обязаловки ни при поступлении, ни в ходе и завершении учебы! Он приравнен статусу языка вузовской курилки, студенческих тусовок и любовных встреч в общежитиях! Если по ходу дела и потехи возникнет добровольное желание поговорить по-татарски. Если расчет авторов "концепции" верный, то, не находя из скудного запаса подходящих слов в нужный момент, ребята, конечно, побегут в кабинет интенсивного обучения. Но на уровень мировых стандартов эта норма ("добровольное свободное овладение устной разговорной речью") всё же не тянет. А "многоязычная система обучения" и закон РТ о языках относится к татарскому языку лишь в рамках "подготовки специалистов для татарских образовательных учреждений". То есть, обучение на татарском языке только лишь при подготовке одной единственной специальности - учителей для татарских школ.

Такова суть "знаменательного события". Соответственно - и цена "мудрости" и "компетентности" тех, кто его сотворил.

Далее следует обоснование постигшего нас варианта "национального университета": "И не случайно, что многие национальные университеты в национальных республиках России возникли на базе педагогических институтов".

Этот довод профессора Габдуллина, к сожалению, не пересекается с истиной. Ни в одной республике России ещё не возник ни один национальный университет! Надо же знать меру, скажем мягко, в искажении истины. Из нерусских народов России лишь один - еврейский народ сумел создать первоклассные национальные университеты, но у них нет своей республики в составе РФ. Можно назвать два примера создания национальных университетов народами бывшего СССР. В Аджарии благодаря мудрости и настойчивости её бывшего руководителя Абашидзе был создан такой университет, размещению и оснащению которого могут позавидовать самые развитые государства мира. Всё это при более чем скромных финансовых возможностях автономной республики - в составе не России, а Грузии. Правда, они там сильно отстали по части разных казино и тотализаторов, спортивных дворцов и спортсменов-профессионалов с большей "зарплатой", чем у всех докторов наук Татарстана. Да и сами аджарцы - это те же грузины, но другого вероисповедания. Несколько лет тому назад свой национальный университет открыли гагаузы, которых всего около 150 тысяч человек. Но это тоже не в России, а в Молдавии.

Главный опорный аргумент профессора Габдуллина в защиту равноценности создания национального университета смене вывески педвуза - выступление академика АН РТ М. З. Закиева в газете "Sha"hri Qazan" от 2 августа 2005 года. О нем стоит сказать более подробно. Тактический прием "хоть стой, хоть падай" против него бессилен. Крупный калибр науки бьет оттуда наповал.

Суть академической мысли (в сокращенном переводе с татарского) такова. Нет нужды татарскому народу иметь национальный университет для подготовки национальной элиты. Вполне достаточны для этого сельскохозяйственная и ветеринарная академии. Именно они (ещё тогда, когда они назывались институтами) подготовили и воспитали Президента и Премьер-министра республики, а так же многих глав районов. Академик приходит к выводу, убийственному для тех, кто ратует за создание Татарского национального университета: "... учитывая сельскохозяйственную направленность экономики республики, сельскохозяйственная и ветеринарная академии выполняют у нас те же функции, что и Гарвардский университет в Америке".

Лишь чуточку поскромничал академик: наши сельхоз и ветеринарный институты уже превзошли Гарвард, переименовавшись в "академии". Но, все равно, сказано очень сильно крепко круто! Сказанное обосновано тоже не слабо. Академику известно, что готовить национальную элиту в одном лишь университете невозможно. Для этого, если следовать его подсчету, пожалуй, не хватит всех имеющихся вузов республики. Даже неполная перечень сословий, которых академик относит к элите, приводит к такому грустному выводу. Вот кто, по его мнению, относится к элите: первые лица республики и районов, чиновники аппарата президента и кабинета министров, депутаты Государственного Совета, предприниматели-бизнесмены, ученые, профессора вузов, учителя, врачи, юристы, инженеры, архитекторы-строители, руководители предприятий и акционерных обществ. На этом перечисление прерывается. Все равно многовато. Значит, я ошибался, полагая, что подготовка элиты - это штучное производство специалистов высшего класса из отборных природных самородков, которых Всевышний каждому народу поставляет по очень ограниченной квоте. На всякий случай заглянул в "Словарь русского языка" С. И. Ожегова. Оказалось, зря. Вот что там написано: "Элита. Лучшие растения, семена или животные, по своим качествам наиболее пригодные для разведения, воспроизводства". Про чиновников, депутатов и др. там ничего нет. Наверное, потому, что они не относятся к лучшим растениям и животным. Зачисляя их в категорию "элита", академик, возможно, исходил из их способности к размножению без всякого разведения. Наподобие колорадских жуков.

Обоснование своего первоначального утверждения о том, что татарскому народу нет нужды иметь национальный университет, достаточно ветеринарного и сельхоз академий, академик завершает неожиданным предложением: рассматривать переименование Казанского педуниверситета в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет как самый успешный вариант реализации идеи национального университета.

Мысли академика стали основанием для ученого вывода доктором наук Г. Габдуллиным:
"Так что образовательная политика Министерства образования и науки республики, республиканского правительства, президента Республики Татарстан и в решении этого вопроса ( о национальном университете - С. Ф.) основана на прочном фундаменте науки и практики".

Обосновав, "на фундаменте науки и практики", создание "национального университета", профессор Г. Габдуллин тут же переходит к наступлению. Как ни странно, против самой идеи национального университета! Их сторонники причислены к "деятелям" и "амбициозным дилетантам". Профессор уверен, что их "немного, но они ещё не перевелись". Это они, оказывается, "первоначально, например, с каким упорством и безапелляционностью взялись за перевод татарского алфавита на латинскую графику, тесно увязывая эту проблему с вопросом создания национального университета. ... Однако видно, что эти "деятели" очень смутно представляют или вообще не представляют... последствия принятия решения о переходе на латинскую графику. Эти "знатоки" вовсе не рассматривают возникающие при этом вопросы. ...Однако эти вопросы радетелей инициативы не касаются (им, как говорят, - "до лампочки")".

Разоблачив злокозненные латинские истоки инициативы о создании национального университета, автор подводит к позорному столбу её "авторов": "Не совсем серьезный подход и к созданию Татарского национального университета ...не совсем понятно, чего хотят авторы этой второй нашумевшей инициативы ...Создается впечатление, что они преследуют вовсе не интересы национального образования, а какие-то свои, потаенные, амбициозные цели, обливая грязью руководителей республики".

Суждение о "несерьезном подходе" выводится из названий последних выступлений печати. А ведь по содержанию они почти все посвящены не "подходу", а, наоборот, отходу кое-кого от идеи национального университета.

Достоин внимания новый вклад в "фундамент науки". Сразу видно, без Эйнштейна не обошлось. Иначе как же, без теории относительности, объяснить календарный парадокс. Татарская латиница, за которую "первоначально взялись", обрел вид закона РТ в сентябре 1999 года, а "вторая нашумевшая инициатива" о создании национального университета оформлена постановлением ВС РТ в июле 1994 года. Получается чудно: событие 1999 года наступило на пять лет раньше того, что произошло в 1994 году.

Козырной аргумент профессора Г. Г. Габдуллина против идеи создания Татарского национального университета - отрицательная позиция Ф. Х. Мухаметшина:
"Что касается ранее принятого решения Верховного Совета республики о создании национального университета, Ф. Х. Мухаметшин еще в 1995 году (будучи премьер-министром РТ) отметил, что постановление было принято под воздействием эмоциональных побуждений". Да, было такое объяснение несерьезности мотивов. Фарид Хайруллович тогда еще кое-что добавил, заявив: "Подумайте сами: зачем собирать татарских ребят в татарский вуз и зацикливать их на чисто татарских знаниях? Неправильно это деление: русский вуз - татарский вуз". (Молодежь Татарстана", No 34, 25 - 31 августа 1995г.). К сожалению, премьер-министр так и не сообщил, кто автор этого бредового представления о сути национального университета как собирание зацикленных татарских ребят и о чисто татарских знаниях. Все потенциальные авторы подобной идеи находились тогда на территории моего избирательного округа. Это 1200 обитателей психбольницы на улице Николая Ершова, не лишенные судом (по тяжести болезни и по законопослушности) права голоса и единодушно проголосовавшие против моей кандидатуры в пользу своего главврача. Много чего я услышал там от несчастных своих избирателей, но никаких наказов и суждений о чисто татарских знаниях и зацикливании на них! Спасибо им за это. У них алиби. Я свидетель.

Рискованное заявление главы правительства, пожалуй, было сделано под "воздействием эмоциональных побуждений". Ведь оно означало, кроме всего прочего, прямой отказ правительства от исполнения законов республики и немедленную отставку! Отставки не последовало. Видимо, "воздействие эмоционального побуждения" на Президента от своеволия премьера было недостаточным.

И последний довод профессора в доказательство несостоятельности идеи национального университета. Оказывается само "воздействие эмоционального побуждения", приведшего к принятию "дилетантского" постановления о создании национального университета, было следствием хитрой постановки вопроса народным депутатом Татарстана Фандасом Сафиуллиным! Получается так, раз Сафиуллин просто обхитрил депутатов, то логично не признавать всерьез и постановление о создании университета.

В приведенной Г. Габдуллиным цитате из интервью с Р. И. Валеевым "хитрость" раскрыта сжато. А вот как она выглядит во всей полноте в стенографическом отчете пленарной сессии ВС РТ 20 июля 1994 года:
"Сафиуллин Ф. Ш. ... Сначала (прежде чем отклонить мое предложение) нужно решить вопрос принципиально, концептуально: имеет ли татарский народ право на создание своего национального университета? Если этот вопрос будет отклонен принципиально, концептуально, то есть, если Верховный Совет проголосует, что татарский народ не имеет права на создание своего национального университета, то я могу снять свое предложение.
Прошу мое предложение о создании Татарского национального государственного университета поставить на поименное голосование и опубликовать результаты голосования завтра в печати".

Перед этим я счел нужным ознакомить народных депутатов с одним чрезвычайно интересным документом - выдержкой из гитлеровской программы "Ост" ("Восток") о национальной политике фашистской Германии на оккупированной территории Советского Союза. Разработка этой программы началась в самом начале нападения на СССР, а 15 июля 1941 года она была уже утверждена. Главные авторы - рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер и ведущий идеолог германского фашизма Альфред Розенберг. В программе подчеркнут категорический запрет на национальные высшие школы и университеты для завоеванных народов. И уже через шесть дней после утверждения программы, 21 июля 1941 года, А. Розенберг направил оккупационным властям Прибалтики и Белоруссии инструктивное письмо такого содержания: "Что касается культурной жизни, то вначале необходимо пресечь намерения относительно создания собственных эстонских, латышских, литовских и белорусских университетов и высших учебных заведений. Не нужно возражать против создания ремесленных училищ и небольших технических учебных заведений... Можно начать подготовительную работу по реорганизации университета в Тарту в немецкий университет..."

Лагеря смерти с газовыми камерами создавались не в такой спешке.

Думающим депутатам было, о чем задуматься. (Кстати, до запрета народам права выбора алфавита идеологи и вожди германского фашизма не опустились).

Признаюсь без покаяния и, лишней скромности: такая постановка вопроса, в самом деле, оказала сильное "воздействие эмоциональных побуждений" на народных депутатов.

Если эти мои доводы кажутся сегодня кое-кому аргументом против идеи национального университета, то это, наверное, от их чрезмерной компетентности.

Но вернемся к "деятелям", "авторам нашумевших инициатив", "смутно представляющим последствия принятых решений", которым все "до лампочки". Кто же они такие, "дилетантские суждения" которых "мешают спокойно, по-деловому решать стоящие проблемы"? Условно их можно разделить на две категории:
1) это - инициаторы обеих идей (об университете и о латинице), которые выдвигали, отстаивали и продвигали их до уровня законов Татарстана;
2) те силы, которые требуют реализации уже принятых законов, пытаясь продвигать их через преграды невежества, лицемерия и противодействия со стороны отечественных розенбергов в федеральных структурах.

Даже при наличии отдельных неустойчивых компонентов, в совокупности они - единая сила, внушительно выражающая воля народа к отстаиванию своего достоинства и своих законных прав.

Во-первых, это Президент Республики Татарстан. Его подпись стоит под законодательными актами Татарстана и о Татарском национальном университете, и о латинице. Без подписи Президента законы не вступают в силу. Он же, Президент, согласно Конституции РТ, "выступает гарантом соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан". Обеспечение точного исполнения законов в указанные сроки - это его первейшая должностная обязанность. Значит, Президент, согласно занимаемой должности, является и тянущим, и толкающим локомотивом узаконенных "нашумевших инициатив". Напоминание ему об этом не есть "обливание грязью", а, наоборот, очень вредная для здоровья работа по защите власти от коррозии неуважения законов и правового произвола, от буксовки и отката назад "локомотива".

Во-вторых, это Верховный Совет и Государственный Совет Республики Татарстан, то есть, высший представительный и законодательный орган республики. Создание национального университета является частью "Государственной программы РТ по сохранению, изучению и развитию языков народов РТ", принятой как закон РТ парламентом Татарстана 20 июля 1994 года. Пункт 20 раздела III Программы гласит:
"Создать Татарский национальный государственный университет.
Исполнитель: Кабинет Министров Республики Татарстан.
Срок: 1995 год.
Контроль: Верховный Совет Республики Татарстан".
В последующие годы Государственный Совет РТ многократно возвращался к этому вопросу из-за неисполнения первоначального решения и принимал соответствующие постановления.

Закон РТ "О восстановлении татарского алфавита на основе латинской графики" принят парламентом республики в сентябре 1999 года. С поэтапным введением с2001 го по2011 годы, то есть, в течение 11 лет. Это к сведению господина Габдуллина и ответ на его вопрос: "Каковы причины ускорения, безотлагательности решения этого вопроса?"

В-третьих, в числе весомых "радетелей инициативы" по латинице и университету - Всемирный Конгресс татар, который в августе 1997 года на втором съезде единогласно принял резолюцию о создании Татарского государственного университета до 2000 года и о переходе на латиницу, "увязав" эти два вопроса.

В-четвертых, решение о создании национального университета и о латинице поддержали: Академия наук Татарстана, академические институты, ряд вузов РТ, в том числе, руководство КГУ во главе с ректором Ю. Г. Коноплевым, все творческие союзы республики, все татарские общественные и национальные организации, коллективы школ, гимназий, все национальные СМИ и др. Были тысячи обращений татар со всего мира. Разумеется, "дилетанты с потаенными амбициозными целями" не в счет.

В 1996 году, когда появились первые признаки волокиты вокруг создания Татарского национального университета, в Верховный Совет Татарстана поступило обращение с требованием открыть его с подписями 11374 жителей города Нижнекамска, собранными за одну неделю! Обещание властей ускорить дело остановил тогда сбор подписей по всей республике.

Другой факт не менее примечателен. В конце прошлого, 2004 года, после политического решения Конституционного Суда России о лишении татарского народа права на самостоятельный выбор алфавита, то есть права быть хозяином родного языка, инициативная группа обратилась к татарской общественности о защите латиницы как национального алфавита татарской письменности. Менее чем за месяц откликнулись более 60 татарских общественных организаций Татарстана, Российской Федерации, стран СНГ, редакции множества татарских СМИ. Все "ЗА", без единой оговорки! Ни одного отклика или резолюции "ПРОТИВ"! Обращения продолжают поступать. Одними из первых к движению присоединились Институт истории и Институт языка, литературы и искусства (ИЯЛИ) Академии наук Татарстана, Всемирный Конгресс татар. Это и есть неформальное общественное движение татарского народа в защиту латиницы - "Латинский фронт татарского народа".

Это вам не халам-балам, как любит выражаться один мой хороший друг и бывший сослуживец.

Мой добрый Вам совет, господин профессор: перепроверьте, на всякий случай, Ваши подсчеты. Нас, то есть тех, кто никогда не примирится с лишением татарского народа права быть хозяином своего родного языка и права университетского образования на родном языке очень много. Не надорваться бы Вам, в Вашем бесперспективном усердии "перевести" нас. Лучше продолжайте учить нас компетентности. Забавная у Вас получается "наука".



ФАНДАС САФИУЛЛИН
12.10.2005
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=133

Док. 376643
Перв. публик.: 12.10.05
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 288

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``