В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Газ - Европе.России - труба? Назад
Фандас Сафиуллин. Газ - Европе.России - труба?
Жми на газ, дави всех подряд!
Правило вождения танка

"Русская зима" 2006 года, похоже, имела знаковый смысл тревожной предвестницы. Природа жестко напомнила, что Россия - страна холодная и не потерпит недальновидной расточительности источников тепла. Насколько опасно их использование не по назначению показали политические игры с газом. Даже "дружбу" с "партнерством", закрепленные в "Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной", оказывается, можно превратить в гремучую смесь. Тлеющий фитиль черноморского маяка чуть было не оказался той искрой, из которой могло возгореться пламя.

Кажется, пронесло, слава Богу. Год петуха передал эстафету собаке, угрожающие петушиные позы "партнеров" сменились усталым облаиванием друг друга. И грозная Арктика тоже взяла сезонную передышку. Загазованное пространство "содружества" постепенно проветривается. "Газовая война" между Россией и Украиной уходит в историю. Перезимовали!

Но и без того - без огня и пожара корпоративная политика могущественных временщиков сделала свое дело. Взаимное отчуждение двух союзных государств и братских народов стало очевидным фактом, дружба и партнерство оказались крепко замороженными.

Но нет худа без добра. Замораживание одного партнерства может обернуться размораживанием другого, возможно, и нежеланного.

Еще тогда, после распада СССР, образовались, фактически, две России с разными названиями. И разным началом родословий: Украина с киевской Русью и Российская Федерация с Московией. Надежда на "авось", что все вновь склеится, не давало осознать новые реальности. Резкое похолодание взаимоотношений с Украиной более наглядно очертило трудновообразимое размежевание исторических границ. В самом деле, самостоятельная Украина с трехвековой историей древнерусской государственности, но без России и Россия с Киевской Русью, но без Украины - это вещи несовместимые. Сегодня становится неизбежным признание реального факта - Киев уже не Россия. Отсюда тот глубочайший идеологический, психологический, ментальный кризис, шоковые последствия которого ещё предстоит осознать и "переварить". Это очень болезненный удар по русскому национальному самосознанию.

У России без Киева другие истоки и корни. Они берут начало от становления и усиления Московского княжества как субъекта золотоордынской федерации. И завершаются захватом статуса наследницы и правопреемницы Золотой Орды, заменой татарского хана православным царем, перенесением ханской ставки в Москву и с добровольным водружением на головы гербового двуглавого орла ханских корон трех татарских государств. То есть, Москва стала в полном смысле государством лишь после завоевания Казанского. Астраханского и Сибирского ханств. Кстати, о птичках. Двуглавый орел достался России как память о Золотой Орде. Монеты с его изображением имели хождение по всему государству со времен правления хана Узбека (1313-1342) и хана Джанибека (1342-1358). Они звенели в кошельках нескольких поколений русских князей - руководителей субъектов Орды, за сто лет до свадьбы Ивана III с Софьей Палеолог в 1472 году. Это она, якобы, привезла символ России из Византии. Но неизвестно, какая птица вообще могла оказаться в сундуке с её приданым, если, как указывал еще в XIX веке историк академик Н. П. Лихачев, "Византия не "знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла". Итак, придется признать, что и нынешний государственный герб России имеет татарскую родословную, кроме более поздних украшений.

Историко-идеологический кризис в связи с отпадением Украины от России неотвратимо поставит вопрос о реставрации истинной истории России, не фальсифицированной в угоду прозападным интересам династии Романовых. Неизбежным становится признание тюрко-татарской роли, не меньшей, чем славяно-русской, в создании государства российского, государствообразующей роли татарского народа наряду с русским народом. Кстати, вся надуманная нелепость бредовых страшилок о "татарстанском сепаратизме" держится на непризнании этой истины. Россия, нравится это кому или нет, - страна настолько же татарская, насколько русская. И потому татарский или татарстанский сепаратизм возможен лишь вместе со всей Россией, да ещё с Украиной и более того - от Тихого океана до Дуная (то есть, со всей бывшей Тартарией), а не с небольшой её частью - с нынешним Татарстаном.

Таким образом, для самоопределения и самоидентификации новой России отпадение от Российской империи и СССР Польши, Финляндии, Прибалтики, среднеазиатских и закавказских республик, Белоруссии и Молдавии вместе взятых менее значимы, чем потеря одной лишь Украины.

России предстоит ещё испытывать мучительные фантомные боли после "ампутации" Украины. Поэтому, можно не сомневаться, за Украину Россия будет биться отчаянно. И безуспешно, если будет "биться" буквально, то есть оружием диктата и давления, в том числе газового. Неудача может привести к кипению националистической реакции, стремлению выместить обиду и чувство унижения за геополитическое поражение ужесточением шовинистической национальной политики. И вновь может обостриться "татарский вопрос". Само существование татарского народа, как живое напоминание ордынской родословной государства, может стать жгучим раздражителем для тех, кому трудно расставаться с историческими мифами, поделиться своим "величием" с другими. Попытка дробления татарской нации, унизительный алфавитный диктат, погромы в мечетях, пробная травля татар Пензенской области и т. п. уже обозначили тенденцию опасных метаморфоз в национальной политике и в общественном сознании.

Украина - головная боль не только для России. Её место и роль в постсоветском будущем России, естественно, не остается вне поля зрения архитекторов "нового мирового порядка". Вот суждение Збигнева Бжезинского, пусть и не пророка, но человека посвященного: "Без Украины реставрация империи, будь то на основе СНГ или на базе евразийства, стало бы нежизнеспособным делом. Империя без Украины будет, в конечном счете, означать, что Россия станет более "азиатским" и более далеким от Европы государством". Он же рекомендовал (ещё в 1997 году!): "Где-то между 2005 и 2010 годами Украина, при условии, что она осуществит значительные внутренние реформы и будет признана как страна Центральной Европы, должна быть готова к началу переговоров с Европейским союзом и НАТО".

Разумнее было бы решать проблемы российско-украинских межгосударственных отношений не с имперских позиций, а из далеких перспектив совместного выживания и противостояния тому пресловутому "новому мировому порядку". Сегодня уже невозможно быть мировым пугалом и, тем более, жандармом. С другой стороны, и самоизоляция от всех соседей тоже гибельно. Пора сменить былую силовую имперскую экспансию на более действенную и единственно возможную в третьем тысячелетии "экспансию" притягательности примера России как равноправного союза народов, как единство в многообразии.

Маленькое отступление для иллюстрации ситуации. О новой стратегии китайской экспансии в Азии. В 2005 году, 28-30 мая, в Пекине состоялась "Конференция по культурному сотрудничеству в Азии" с участием 16 азиатских государств. Китай там выступил с инициативой создания Азиатской культурной лиги и одновременно Азиатского культурного фонда. Цель - "сохранение традиционных культур стран и национальностей Азии, защита разнообразия цивилизаций и культур, совместная работа на благо азиатской цивилизации в новом столетии". То есть, Китай решил прокладывать путь к статусу мировой сверхдержавы, обеспечивая высокий притягательный престиж у народов и государств под лозунгом "Единство азиатской цивилизации в многообразии наций и культур!". Россия, занятая созданием "единой нации", унификацией языков и алфавитов своего многонационального народа, естественно, "не заметила" этого достойного подражания события. К тому же, кланово-корпоративный принцип: "Сегодня урвать, завтра удрать!" не нуждается в долгосрочной стратегии.

Продолжим о газе и морозе, подразумевая их роль в бытии или небытии наций и народов холодной России.

Россия - самая энергоемкая страна в мире. При суровом климате и огромной территории с растянутыми коммуникациями российская экономика не сможет стать конкурентоспособной, государство оставаться суверенным, страна жизнеспособной без достаточных источников относительно дешевой энергии.

Поделив все доступные к использованию запасы энергоресурсов страны на объем их годового расходования, мы получим, без подсказки мудрой кукушки, срок жизни страны из расчета на сегодняшний уровень сокращения запасов энергии. Поэтому, не следует ли измерять этот расход не в кубических метрах и тоннах, а обратным счетом убывающего срока жизни страны? Разумеется, при росте разведанных запасов, создании новых источников энергии и сокращении потребностей благодаря экономичным технологиям и разумному хозяйствованию этот неумолимый срок должен будет пересматриваться и удлиняться. При нынешних объемах их убывания этот срок ужасающе мал - по газу и нефти всего 15-20 лет. Недальновидная растрата не возобновляемых энергоресурсов в самой холодной стране - это не только смертный приговор уже ближайшим поколениям, а равноценно приведению этого приговора в исполнение.

Мои рассуждения на эту тему в межфракционной депутатской группе "Энергия" в Государственной Думе РФ всегда вызывали раздражение и снисходительные усмешки моих коллег и титулованных авторитетных специалистов. Нынешняя зима, как суровое Небесное предостережение, подкрепила, как мне кажется, мои тогдашние доводы и я осмеливаюсь их повторить.

Наверное, необходимо основательно пересмотреть отношение России к своим энергоресурсам. Перестать рассматривать их как товар, как источник доходов и ненасытного обогащения "избранных", как орудие державной имперской политики. Запасы энергии - это первейшее средство и источник жизнеобеспечения своей страны и тех, без кого России не выжить, не выстоять. Ежегодное сокращение их добычи при сохранении и росте положительных экономических показателей должно стать одним из основных показателей экономических и научно-технических успехов страны. Жизненно важные сокровища страны надежнее хранить там, где они лежат, а не "продавать" их за виртуальные цифры в зарубежных банках. Цена "золотовалютных резервов" в любой момент может оказаться ниже стоимости компьютерных дисков, на которых их цифровая величина хранится. Надеяться на то, что Россия, исчерпав энергетические ресурсы, сможет покупать их у кого-либо, это слишком оптимистично. Весьма зыбки надежды и на открытие и доступность новых источников энергии. Это скорее мечта, чем прогноз.

Неизбежная суровая расплата за растрату энергетических ресурсов страны представляет несравнимо большую "угрозу государственной безопасности и территориальной целостности РФ", чем латинские буквы татарского алфавита, как полагают в московском Кремле. Я вовсе не ерничаю. "Угроза" России со стороны татарских букв, пожалуй, единственная из всех мнимых и реальных угроз, "предотвращение" которого было отмечено принятием специального федерального закона и подкреплено постановлением Конституционного Суда РФ.

Энергоресурсы - достояние всего народа и в большей степени его грядущих поколений. Значит, при их расходовании голос потомков должен быть одним из решающих. Вопрос не о том, продавать или не продавать газ, например, той же Украине. Почему бы не поставлять его туда только за российские рубли? Это стимулировало бы зарабатывать российскую валюту путем расширения торгово-экономических связей, сохранило бы и укрепило кооперацию промышленности и сельского хозяйства обеих стран. Под российские промышленные или оборонные заказы газ можно было бы поставлять по заниженной цене, разрабатывать совместные проекты по поиску новых источников энергии и развитию энергосберегающих технологий, строить российско-украинские промышленные предприятия на территории России поближе к источникам энергии и сырья, попутно реализовать совместную программу по обеспечению продовольственной независимости своих стран.

Есть ещё один фактор. Промышленные гиганты, самые "прожорливые" потребители топливного газа были построены на Украине Советским Союзом, статус правопреемницы которого приняла на себя Россия. Следовательно, Россия несет значительную часть ответственности за жизнеобеспечение этих предприятий и занятого там народа.

В нынешней энергетической политике России отражается роковая сущность складывающейся системы власти. Позиция и действия Газпрома в ходе "газовой войны" с Украиной уже показали, кто в доме хозяин. Государство российское преобразовывается в единую и неделимую наднациональную нефтегазовую корпорацию. Она становится закрытым для "россиян" акционерным обществом с ограниченной перед российским обществом ответственностью. Для государства-корпорации Россия начинает представлять интерес лишь как месторождения запасов, маршруты транспортных коммуникаций, рабская рабочая сила и прислуга для комфорта и удовольствий. Содержание "излишнего" населения и энергозатраты на него - это потерянная валютная выручка.

Серьезнейший вопрос - соотношение государственной и частной собственности в добыче и использовании энергетических видов сырья.

Может быть, оно должно быть таким, как в добыче золота или печатании денег? Золотые прииски могут быть и частными, а добытым золотом целиком распоряжается государство. Монетный Двор уже приватизирован, является закрытым акционерным обществом, но не хозяева Двора решают, кому и сколько отгружать и сколько оставлять себе отпечатанные деньги. Почему бы не распространить тот же принцип на не возобновляемые энергоресурсы? Пусть добывают и транспортируют их по государственному заказу частные компании, но добытый в готовом виде продукт, сотворенный не компанией, а Господом Богом, должен оставаться достоянием всего народа и грядущих его поколений. "Регулирует" же государство цены на хлеб и мясо, произведенное тяжким рабским трудом крестьян, заставляя продавать выращенную продукцию с убытком для себя! Почему село лишено права на определение реальной цены создаваемой трудом продукции, а те, в чьих руках не ими созданные нефть и газ, пользуются правом на "рыночные цены", принуждая тех же крестьян приобретать ГСМ по кабальным ценам?

Россия сегодня определило государственную позицию, которую она намерена занять в мире, - положение "ведущей энергетической державы, гарантирующей надежность функционирования мировой экономики и обеспечение её энергетическими ресурсами". Но ни одно государство в мире не собирается занять благодарную ответную позицию, гарантирующую обогревание России после распродажи и разграбления её запасов тепла. Как уйти от вопроса: не приносит ли Россия себя в жертву ради "гарантии надежного функционирования" других?

Не исключено, что нынешняя злая зима окажется многосерийной. Такое уже бывало. Относительно недавно, в 1601 году, в Москве уже с 28 июля ездили на санях. Причуды природы повторялись тогда три года подряд и вызвали голодную смуту как "несчастное правление" Бориса Годунова, которое завершилось крушением государства. Правда, дров тогда было навалом, и печи у тех, кто не ленился их топить, были теплые.



ФАНДАС САФИУЛЛИН
26 февраля 2006 года
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=161


Док. 376636
Перв. публик.: 14.03.06
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 314

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``