В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Оптимизация бывает разная Назад
Фандас Сафиуллин. Оптимизация бывает разная
"Посудите сами, кто стоит выше по уровню
знаний? По уровню знаний выше стоят, все-таки,
малограмотные люди ... Я не раз говорил своим
детям: мы проучились несколько лет, но чем больше
учились, тем становились глупее".
Мао Цзэдун

Оптимизация шагает по Татарстану. Смысл этого слова перевела с бюрократического на общепонятный язык одна популярная казанская газета: придание положительного звучания неблагозвучным делам, сказав "оптимизация" вместо "ликвидация". Научное значение этого слова в изложении энциклопедий более абстрактно: "ОПТИМИЗАЦИЯ, процесс выбора наилучшего варианта из возможных". Наилучший вариант для кого и ради чего? - это уже, как говорится, дело вкуса.

В Татарстане пришли к выводу, что "наилучший вариант" политики в области татарского национального образования - это его удушение "оптимизацией".

Старт был дан в год празднования 1000-летия Казани. 29 января 2005 года президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев обратился российскому министру образования и науки А. А. Фурсенко с предложением "оптимизировать образовательный профиль" в сфере подготовки педагогических кадров путем уничтожения двух вузов. Российские власти дали "добро".

"Оптимизация" прошла успешно. Были ликвидированы Татарско-американский региональный институт и Татарский государственный гуманитарный институт - единственный татарский национальный вуз. "Оптимизация" оказалась прикрытием похорон идеи Татарского государственного национального университета. Вопрос о его реализации был закрыт путем смены вывески пединститута. Воплотившее в себя мечту и волю татарского народа решение Верховного Совета Татарстана от 20 июля 1994 года о создании Татарского государственного национального университета с молчаливого согласия нынешнего "единоросского" Государственного Совета Татарстана выброшено и растоптано. Ф. Х. Мухаметшин на расширенном заседании Совета фракции "Единая Россия" в Государственном Совете РТ 26 сентября 2006 г. заявил: "Нет другой партии, кроме "Единой России", на плечах которой можно довести до конца все начатые реформы". Дважды прав секретарь обкома "партии власти". Ещё не успев зарегистрировать свое рождение, "Единая Россия" доконала до конца реформу татарского алфавита. Более 10-и лет не удавалось татарстанским властям "оптимизировать" решение по национальному университету. И тут ещё раз партия подставила плечи и... дело сделано. Это был карт-бланш на тотальную "оптимизацию" татарских школ. Сигнал был понят и пример подхвачен.

Очередное самовластное решение воплотилось в постановлении руководителя Казанского исполкома "О мероприятиях по оптимизации сети образовательных учреждений Казани". Вводится "нормативно - подушевой" принцип оплаты труда педагогов. То есть, от количества "душ" в классе. На днях промелькнула новость: в Львове молодежь установила новый рекорд, втиснув в старый "Запорожец" 26 человек. Теперь школы зарплатой педагогов будут заинтересованы в такой же плотности учащихся в классах и школах. Минимальная норма - 25 "душ" в классе. Решение формально касается всех, и русские образовательные учреждения в том числе, но преимущественно затронет трудно комплектуемые татарские классы и школы. Обращения родителей учащихся русско-татарских, татарских школ и гимназий в адрес органов власти, общественных организаций наполнены чувством горечи, унижения, оскорбления и разочарования. В них уже слышится нарастающий гнев обманутого в надеждах народа.

Есть разные причины малой наполняемости татарских классов и школ. Только в Казани 15 из 47 учреждений образования с татарским языком обучения существуют в малоприспособленных нетиповых помещениях, не позволяющих набрать пороговую норму "душ".

Самая тяжелая причина дефицита "душ" в национальных классах и школах - трагическое следствие многолетней ассимиляторской политики государства. Кампания "оптимизации" станет встречным содействием такой политике.

История татарской школы - это нескончаемая борьба за выживание. После кратковременных взлетов она всегда оказывалась на грани полного уничтожения.

После революционных событий 1905 года произошел взрывной рост количества и качества татарских школ. В "Тетрадях по империализму" В.Ленин в 1915 году сделал такую пометку: "У казанских татар... одна школа на 100 душ обоего пола; у православных - одна на 1500-3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар относительно ещё долее высокое". Это вызвало тревогу у властей российской империи. В письме обер-прокурору Синода С. М. Лукъянову от 19 сентября 1909 года председатель Совета Министров П. А. Столыпин пишет: "С 1905 года в среде татар Поволжья стало усиленно развиваться национальное оживление, получившее религиозную окраску и выразившееся и в устройстве мечетей в небольших деревнях, и в открытии школ, и в издании литературных произведений ... Повсеместно у татар возрос интерес к просвещению, стремление к сознательной жизни, к национальному самоопределению". Далее следует вывод: "...должны быть направлены серьезные усилия к пресечению национально-татарского натиска. Отказаться от этой борьбы значило бы отказаться от своих вековых исторических задач, отрицательные последствия чего неисчислимы. ...Не подлежит сомнению, что в настоящем деле все правительственные силы должны быть мобилизованы, так как важность государственных задач очевидна".

В 1910 году было создано "Особое Совещание по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае". Выработанные меры составили 34 пункта. Главная мера направлена против школ: "11. Устранить из конфессиональных мусульманских школ (мектебе и медресе) предметы преподавания общего характера, в том числе и русский язык, ограничив программу преподавания в означенных школах исключительно предметами, относящимся к изучению мусульманского вероучения, подчинив их в отношении соблюдения этого требования общему учебному надзору".

Почти все татарские общеобразовательные школы были организованы тогда при мечетях, сочетали светское и религиозное образование. Работали без государственного финансирования, за счет пожертвований самого народа. "Оптимизация" была бы стопроцентная. И тут прелагается абсолютный запрет преподавания общеобразовательных дисциплин и русского языка. Открывается круто нисходящий коридор к одичанию народа.

Интересен пункт 17: "Установить в местностях с мусульманским населением прибавки к содержанию за знание местных языков лицам педагогического персонала, заведующим надзором за инородческими школами, а именно инспекторам народных училищ и окружным инспекторам".

Гибель инициатора и революционные события сорвали исполнение чудовищных планов. Но мобилизация значительных сил - не только в Москве, но и в Казани к пресечению "национально-татарского натиска" продолжается и поныне. Лавры Столыпина и рвение выслужиться не дают покоя маргинальным татарским "менеджерам", оторвавшимся от родных корней.

"Оптимизация", под каким бы благозвучным лозунгом она ни проводилась, приведет к закрытию многих классов с татарским языком обучения и, самое трагическое, отобьет все инициативы и усилия по открытию новых классов, школ и гимназий.

Это не преувеличение отрицательных последствий оптимизации. Их разрушительный итог будет складываться не только и даже не столько от количества "оптимизированных" классов и школ, а от демонстрации пренебрежительного отношения к национальной школе и национальной культуре, как к обузе для государства. Как желание избавиться от гнилого товара, который в былые времена продавался в нагрузку к "дефициту".

Конституционное право граждан на получение образование на родном языке оптимизаторам не указ. Узко прагматичный взгляд на проблему переводит всё национальное - культуру, язык, образование в разряд невыгодной, убыточной нагрузки на государство. Отсюда недалеко до умозаключения о нерентабельности самого народа.

Еще не остановлен двойной процесс, обуславливающий бедность "душ" в татарских школах и классах: с одной стороны, их трудное возрождение, а с другой - прямое и скрытое удушение тех, которые уже возникли. Например, уже много лет власти пытаются покончить с 20-й татарской гимназией в Советском районе, загнав его в бывший детский сад. Пытался спасти её глава администрации Фоат Ибатуллин, но вскоре стал "бывшим". Ещё один характерный случай. В Вахитовском районе Казани в начале 90-х годов открылся и стал лучшим в городе татарский детский сад. С ним поступили по-воровски: закрыли на "капитальный ремонт", а когда после ремонта родители привели туда детей, их встретил новый хозяин. Продали детское учреждение. Мои депутатские запросы и выступления по этому поводу имели нулевой результат. Подобных примеров множество. Недвижимость и богатства уже тогда делили, невзирая на депутатские и общественные возмущения. Помещения детских садов и школ были распроданы за бесценок или даже раздарены хорошим людям за красивые глазки. А взамен им придется строить за государственный, то есть, за народный счет. Можно напомнить ещё один грустный факт: центры более половины татарских районов пока не имеют ни одной национальной школы. И никакого спроса ни с кого за срыв исполнения закона РТ "Об образовании" и "О языках народов Республики Татарстан"! Властям вполне достаточны отчеты о дутых надоях молока и приписанных урожаев пшеницы.

Для сравнения с нашими делами начал было наводить справки о нормативном пороге "душ" для австралийских аборигенов. Конкретной цифры пока не нашел, но выяснил, что власти Австралии всячески поддерживают уменьшение числа учащихся в классах, ради большей возможности индивидуальной работы с ними.

Однажды, в свою бытность депутатом Госдумы, будучи в Венгрии поинтересовался, как у них обстоят дела с национальными школами. Есть же у них немцы, хорваты, словаки, румыны, цыгане, русины и др. Ответили с показом: национальная группа в любом детском саду, национальный класс в любой мадьярской школе создается по просьбе восьми родителей! Закон так велит. Они всё привели в соответствие с нормами международного права. Им, разумеется, легче - нет необходимости приводить их в соответствие с российскими нормами. Спрашивается: чего стоит Татарская Республика с её государственным статусом согласно Конституции самой Российской Федерации, если народ, давший ей название, уже насильственно лишен права быть хозяином своего родного языка, права выбора подходящих букв письменности, а ныне лишается даже тех прав на образование на родном языке, которыми пользуется община венгерских цыган? Стран с подобным Венгрии примером в мире множество. Противоположные примеры целенаправленного наступления на школьное образование затрудняюсь назвать. Одними из последних были Кампучия при Пол Поте и Китай при Мао Цзэдуне. Кстати, в Китае было придумано более красивое название для "оптимизации" - "культурная революция". Мао ушел. Китаю повезло тем, что не успела осуществиться мечта "великого вождя": "Надо, чтобы на смену пришли люди молодые, не отягощенные эрудицией, но стоящие на твердых позициях, решительные". На смену Мао пришли кадры, "отягощенные" интеллектом и культурой государственного мышления во главе с Дэн Сяопином. Страна опомнилась и сделала за 30 лет фантастический скачок. Успехи не только миллиардного Китая, но и миниатюрных по сравнению с ним соседей имеют сходство в одном и том же - в опережающей роли образования. Сегодня мировыми лидерами в области школьного образования являются: азиатские "тигры" - Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Япония. Ещё Финляндия в Европе, и Канада в Америке.

Ещё один пример - Ирландия. Она стала первым государством, считающим, что расходы на образование являются не социальной нагрузкой на бюджет, а инвестицией в будущее нации. Сегодня Ирландия имеет самую высокую долю расходов на образование и шансы стать мировым лидером, переживает бурное развитие экономики - самые высокие темпы в Европе.

Образование и культура - основные решающие факторы развития и возвышения народа. Они же могут быть использованы как самый действенный инструмент его вырождения. Оба полярных подхода являются оптимальными, наилучшими для той или иной цели. Один, уже названный, - образовательная стратегия государств, совершивших многовековой рывок за 3-4 десятилетия. Другой (кроме столыпинских "мер"), пересекший нашу судьбу пример - сорванный героическим усилием советского народа гитлеровская программа окончательного покорения народа после завоевания СССР.

Стандарт школьного образования согласно этому плану, изложенный Гиммлером перед высшим руководством СС в сентябре 1942 года, выглядит так: "Принципиальная линия для нас абсолютно ясна - этому народу не надо давать культуру. Я хочу повторить здесь слово в слово то, что сказал мне фюрер. Вполне достаточно: во-первых, чтобы дети в школах запомнили дорожные знаки и не бросались под машины; во-вторых, чтобы они выучили таблицу умножения, но только до 25; в-третьих, чтобы они научились подписывать свою фамилию. Больше им ничего не надо". Гиммлер немного исказил указание фюрера. У того уровень математического образования учащихся допускался до умения считать до 500. Это не бред, тут неуместны снисходительные улыбки. Здесь как раз речь ведется о выборе наилучшего варианта средств для необратимой деградации народов в течение жизни одного - двух поколений. Они составили содержание официальной программы "Ост" ("Восток"). Сюда ещё можно добавить культурную часть программы.

Вот стенографический протокол "деловых указаний" Адольфа Гитлера об использовании радиовещания (телевидения тогда не было) при "осваивании русского пространства":
"11.4.42 г.... С точки зрения шефа, было бы разумнее установить в каждой деревне громкоговоритель, чтобы таким путем информировать людей о новостях и дать им пищу для разговоров; это лучше, чем допустить их к самостоятельному изучению политических, научных и т. п. сведений. И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и ещё раз музыку! Ибо веселая музыка способствует прилежной работе. А если люди смогут побольше плясать, то и это, по мнению шефа, должно, как правило, приветствоваться." Не Гитлеру было суждено реализовывать эти "указания".

Бывают обстоятельства, когда приходится экономить на школах. Такую необходимость Татарстан испытал на себе уже через год после образования автономии - в 19211922 учебном году.

В 20 году в Татарской Республике татарских начальных школ было 1095, русских 1215, средних школ татарских - 28, русских - 86. Но в 1921-1922 учебном году последовало резкое сокращение школ: татарских - до 744, русских - до 845. Причина жестокая, трагическая - голод 1921 года. Ныне, слава Богу, нет массовой гибели народа от голода. Хотя сегодня "оптимизация" тоже проводится под предлогом экономии денег, но в иных условиях, когда "избранные" бесятся с жиру, тратятся десятки и сотни миллионов нефтедолларов на наемный продажный "спорт" и на другие развлечения на потеху бездумной публике.

К сожалению, новой "демократической и федеративной" России не удалось одолеть тягу наследников Столыпина к "оптимизации" национальной культуры и образования до нуля. Сегодня за татарские школы взялись сами татары, то есть те из них, которые всегда готовы довести подобные дела до конца. Наверное, есть и своего рода "уважительные" мотивы.

Управлять единовластно из одного кабинета образованным, культурно развитым, с чувством собственного достоинства народом невозможно. Чем слабее народ, тем крепче "вертикаль". Кстати, не мной это подмечено. По такой формуле ещё 2200 лет тому назад правил первый китайский император Цинь Шихуанди, кумир Мао Цзэдуна, который вошел в историю не только строительством великой китайской стены и жесткой централизацией власти. Дабы лишить оппозицию аргументов, по его указу были сожжены все исторические хроники и вся гуманитарная конфуцианская литература вместе с теми, кто пытался что-либо упрятать. Были закопаны живьем 400 ученых и мыслителей. То есть, почти весь тогдашний наличный состав. Спаслись трактаты по медицине, сельскому хозяйству и искусству пророчеств. Вот это была оптимизация государственного бюджета! Вот на чей дух могут молиться нынешние оптимизаторы образования, науки и культуры.

Право свободного выбора языка обучения гарантировано в Конституции РФ (ст. 26 п. 2).

Конституция РФ (ст. 15 п. 4) признает верховенство общепризнанных принципов и норм международного права по защите прав и свобод человека. А нормы эти предписывают государствам воздержаться "от любых политических и практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам вопреки их воле, и защищать их этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию". Естественно, эта 5-я статья "Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств" предполагает защиту российским государством всех наций, всех татар России в том числе - и там, где они являются бесправным меньшинством, и в Татарстане, имеющим пока государственный статус. На российскую защиту надежд мало, пока татарские национальные школы даже у себя в Татарстане приходится защищать от зарвавшихся татарских же чиновников.

Татарский народ пережил Столыпина с его планами полного искоренения татарских школ в России, организованный революционной властью голодомор, раскулачивание и массовое истребление цвета нации, но никому не удалось и не удастся подавить неудержимое стремление народа к самосохранению, культуре и образованию. Переживем и нынешнюю "оптимизацию" национальной культуры и образования. Придет время, когда сами оптимизаторы будут оптимизированы.



Фандас Сафиуллин
16.10.2006     
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=165

Док. 376633
Перв. публик.: 16.10.06
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 300

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``