В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Многообразие в единообразии? Назад
Фандас Сафиуллин. Многообразие в единообразии?
Нации, как и женщине, не
прощается минута оплошности, когда
первый встречный авантюрист может
совершить над ней насилие
Карл Маркс

Китайцы, на первый взгляд, все кажутся на одно лицо. Присмотришься, оказывается, и они различаются. А вот мы - россияне разные не только обликом. Ибо Федерация наша - совокупность разных цивилизаций, рас и народов. "Мы, многонациональный народ Российской Федерации" - так звучат первые, ключевые слова Конституции страны. Это пока. В недалеком будущем все мы должны будем стать лицами российской национальности. Различия будут изживаться.

Дело привычное. Стирание граней между городом и деревней, между умственным трудом и трудом физическим предполагалось ещё при строительстве коммунизма. Деревню вместе с гранью почти успели стереть. Стирание умственного труда задержалось и потребовалось, почему-то, при строительстве капитализма.

Инерция избавления от различий толкнула новую демократическую Россию на стирание наций и народностей РФ. Процесс был начат давно, но шел как- то непоследовательно. Понадобились руководящие и направляющие законы. Первый из них был пробный и осторожный. Будучи формально всеобщим, по существу он имел конкретный адрес - татарский народ и определенную цель - алфавитный диктат.

Принятие закона о запрете татарской латиницы (из 34 слов - по одному слову на каждую букву нового татарского алфавита) длилось почти два года - с 20 декабря 2000 года до 15 ноября 2002 года! Остерегались возможной ответной реакции татарского народа и Татарстана. Как-никак, древнейший народ России, опыт многовековой государственности которого стал основой государства российского, лишался права быть хозяином своего родного языка. Подобного объема законы, бывает, штампуются за день по нескольку штук сразу в трех чтениях. А тут растянули. Не спешили даже тогда, когда власти и почти все СМИ Татарстана ответили полным молчанием. Ждали, что скажет национальная общественность на очередном съезде Всемирного конгресса татар в августе 2002 года. Ведь именно ВКТ на 2-м съезде в 1997 году и принял резолюцию о латинице. Организаторы съезда хорошо поработали, тема латиницы оказалась запретной. Не согласные были нейтрализованы. Москва продолжала не верить своим глазам и ушам, и закон был принят лишь ещё через два с половиной месяца после съезда ВКТ.

Возможно, были некие негласные причины столь откровенного попустительства татарстанских властей принятию антилатинского закона. Но, несмотря ни на какие обстоятельства, Татарстан должен был решительно протестовать, если не против самого запрета, то, обязательно, против обоснования этого закона. Против того надуманного обвинения и унизительного подозрения в адрес Татарстана и татарского народа, что решение о смене нашего алфавита создает угрозу государственной целостности и территориальной целостности РФ. Это же почти измена Родине. Казалось бы немыслимо - молча согласиться с такими обвинениями. Пусть бы нам запретили всё, что угодно, даже писать на заборах, но нельзя было не добиться снятия оскорбительного клейма неблагонадёжности. Промолчали. Это было нечто больше, чем оплошность нации. Сегодня уже тесты на сопромат не нужны, сомнения отброшены. По всей Федерации характер бедствия принимает сокращение существующих и воспрепятствование открытию новых национальных школ, ликвидация национального телерадиовещания и печатных СМИ. Пошло конвейерное стирание. Готовится его законодательное основание.

Оно намечено с разных боков. С одного боку - проект обновленного варианта "Концепции государственной национальной политики" , подготовленный министерством регионального развития РФ. "Концепция" презентована министром Владимиром Яковлевым 23 ноября 2006 г. Главное в документе, по словам министра, - направленность на "укрепление целостности государства и вертикали власти". "Объединяющая роль" при "укреплении" возложена на русский народ. В старом варианте эта ответственная роль называлась "консолидирующей". Она вызвала общественный скандал. Теперь всё стало на место. Нас будут не консолидировать, а объединять.

С другого бока - проект федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации" , рожденный в Госдуме. Думский проект уже доступен. О нем и поговорим.

По заявленному названию закон излишен вовсе. Согласно ст. 1, его предметом регулирования являются "отношения органов власти, органов местного самоуправления, народов и граждан РФ, их общественных объединений в сфере межэтнического взаимодействия" .

Отношения во всех сферах власти и общества давно закреплены в универсальных правовых догматах. Схема до обидного проста: субъективные права субъектов права реализуются урегулированными государством правоотношениями. Трудно выговорить, но легко усвоить.

Ещё немного науки. Правоотношения означают наличие у его участников охраняемых государством возможностей поведения (субъективных прав) и соответствующих им юридических обязанностей.

Субъективное право - конкретное право определенного лица (физического или юридического). Оно закреплено законом, как возможность действовать законным образом, и требовать законных действий (или воздержания от действий) от других лиц (физических или юридических). При необходимости защиты прав можешь прибегнуть к принудительной силе государства.

Субъект права - лицо (физическое или юридическое) любой национальности, обладающее по закону способностью осуществлять права и юридические обязанности (то есть, правосубъектностью).

Вывод. При наличии правового государства с правовыми правоотношениями, нет нужды иметь законы по каждой из бесчисленных видов взаимоотношений в обществе и государстве. Иначе законотворчество может захлебнуться в потоке законов об отношениях - например, между мужчинами и женщинами, между богатыми и бедными, между умными и неумными или только между мужчинами, женщинами, умными, неумными и т. д. бесконечно.

Придирчивый юрист, конечно, поправит меня. Он скажет, что законопроект, хотя и заявлен как регулятор отношений, но в названии говорится "Об основах государственной политики". Значит, суть закона - не только сами отношения, но и политика отношений, и поэтому закон имеет право быть. Соглашусь - пусть будет хуже для всех юристов.

Государственная политика в сферах отношений бывает разная. Оно может поддерживать отношения справедливые, законные, конституционные, то есть правовые. Может не замечать или даже поддерживать незаконные, произвольные, то есть, не правовые отношения. Возможен и третий - диалектический вариант, когда не законные, не правовые отношения возводятся в закон. Тогда беззаконие становится законом. Дедовщина в казарме - это неуставные отношения. Если её включить в Устав, то это будет уставные отношения. Хрестоматийный пример тому - закон против татарского алфавита и постановление Конституционного Суда РФ по его оправданию. Сталинский алфавитный произвол, просуществовав более 60-и лет как беззаконие, стал законом.

Вернемся к законопроекту. Его суть и замысел, если сдуть 17-страничную шелуху, укладывается в 7-8 строчек, и содержатся в двух, далеко разделенных друг от друга, статьях. Навязчивая идея законопроекта - проталкивание понятия "российская нация" как синоним "русского народа" и подмена этим новшеством смысла слов "многонациональный народ Российской Федерации". Остальные народы и нации России переводятся в разряд "этнических общностей". Сочетание этого эпохального нововведения из статьи 2 с категоричным предписанием из статьи 15, выводит, как из реторты алхимика, очередную "историческую общность". В поздней Советской Конституции уже был сотворен её прототип - "советский народ". Сегодня нам предлагают её генетически измененный вид. И вот что в итоге получается:
"Ст. 2. Многонациональный народ Российской Федерации - общность граждан Российской Федерации различных национальностей, объединенных государственным единством, общими интересами и духовными ценностями и осознающих свою принадлежность к общности российской нации.
Российская нация - общегражданская общность, консолидированная на основе единого государства".
"Ст. 15. Русский народ, самоопределившийся на всей территории Российской Федерации, был и остается социальной, языковой и культурной основой гражданской российской нации".

Ради большей наглядности того, что написано в законопроекте попробуем перевести его на язык алгебры. Вот когда понадобился мне начальный курс этой науки, которую я, без особой любви к ней, проходил в далеком 1948 году в пятом классе! Когда меня начинали учить этой премудрости, я никак не мог взять в толк - для чего и как это можно складывать, умножать и даже делить буквы. Есть же цифры и числа для этого. Страшную силу этих латинских букв, иногда выглядящих как русские, я до глубины потрясенной души понял, лишь дожив до XXI века, когда Россия сосредоточенной мощью всех ветвей государственной власти запретила их использование в татарской письменности. Оказывается, они, проникая через Турцию в татарский алфавит, "создают угрозу государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации"!

Итак, обозначим этими грозными символами фундаментальные категории национальной политики федеративной демократической России:
"многонациональный народ РФ" - это "a" (на кириллице - тоже "а");
"общность граждан РФ различных национальностей" и "общегражданская общность", по смыслу как одно и тоже, это будет "в" (по-русски - "б");
"российская нация" - пусть будет тоже общепонятный "с".
Далее, выводим уравнения: Если, а = в, в = с, то, а = с! То есть, "многонациональный народ РФ" есть "российская нация". Это ещё не всё. Это ещё не вся искомая величина, как цель и программа-максимум законопроекта. Она плохо запрятана, и её легко можно вычислить той же пятиклассной алгеброй. Но попробуем без формул.

Вернемся ещё раз к статье 15 законопроекта, которая, кстати, называется "Государственные гарантии равноправия народов". Читаем: "Русский народ, самоопределившийся на всей территории Российской Федерации, был и остается социальной, языковой и культурной основой гражданской российской нации". Опустим причастный оборот, как не касающийся других народов. Остается: "Русский народ был и остается социальной, языковой и культурной основой гражданской российской нации". Читаем обратный смысл: "Социальной, языковой и культурной основой гражданской российской нации был и остается русский народ". Вот, оказывается, что означает "осознание своей принадлежность к общности российской нации": вести русский образ жизни, примечательно, что это требование ("социальная основа") на первом месте; говорить на русском языке; и принадлежать к русской культуре, как настаивает РПЦ, насаждая уроки божьи в школах. Складывается стройная цепочка - от "многонационального народа РФ", к "российской нации", и оттуда к всеобщей русификации. Короче, "Россия - для русских!" А как с гарантией равноправия народов? Ответ, кажется, содержится в той же ст.15: "Этническая самобытность во всех её проявлениях должна осуществляться в рамках Конституции РФ и законодательства РФ". То есть, спрячь тюбетейку или калфак, пока не внесут в Конституцию право их ношения с приложением соответствующего закона. С национальными блюдами, с песнями и танцами так же - если будет на то разрешение Конституции и закона. Или - только в глубоком подполье. Ждать, когда разрешат, забудутся. Как только все проявления самобытности забудутся, так все и станут равноправными.

Закон, если он будет принят, станет уникальным событием не только в жизни России, но и в истории всех времен и народов, всех постигших человечество несчастных режимов.

Есть в проекте и такая статья под номером 4 - "Самоопределение и права народов" называется. Право на самоопределение предоставлено лишь "единой общности", то есть, "российской нации". А кому же ещё, если других наций, согласно законопроекту вообще быть не должно? А равноправие - это право и обязанность каждой "этнической общности" приобщиться к "российской нации".

Согласно упомянутой "Концепции" и законопроекту о межэтнических отношениях, русскому народу предстоит загрузиться малопочетной миссией - стереть и переварить национальное многообразие РФ. Хочет ли этого, готов ли сам русский народ к тому, чтобы его именем прикрывались, - об этом, как всегда, забыли его спросить. Весьма сомнительно и то, что русский народ согласится переименоваться в "российскую нацию". О встречных инициативах такого рода со стороны русского народа ничего не слышно. Даже среди семи авторов законопроекта лишь один русский депутат. Тот, правда, "начальник" авторского коллектива. Остальные: украинцы, удмуртка, башкир, ингуш и одно лицо дагестанской национальности. Правда, все они представляют новую политическую общность "Единая Россия".

Политические спекуляции на острых национальных проблемах и болезненном самочувствии русского народа, настойчивое проталкивание законов, направленных на форсированную русификацию народов, не могут не породить тревожные предчувствия многонационального народа Российской Федерации.

Государство российское возникло не на идее "Россия - для русских!". Эта идея не могла и преобразовать её в великую державу. Она годится лишь для того, чтобы покончить с ней.

Властвовать в России, разделяя её народы со сложившимся многовековым укладом единства в многообразии - это не так просто, как может показаться. Слишком плотно всё переплелось. Чем ближе к исходным рубежам России, тем труднее будет разделять нас. Может быть, поэтому кое-кому кажется, что, лучший способ - не разделение, а, наоборот, натравливание народов друг на друга до их полного неразличимого единообразия. Кровавые межи зарастут. Синтетический народ станет единым. Государство российское - очень компактным, уже далее некуда неделимым. Как атом у Демокрита.

Кому это надо? Здравомыслящим, разумеется, не надо. Дуракам - до фонаря. Кому же? Не знаю и не считаю нужным искать ответ. Не лучше ли было бы сделать так, чтобы дурные инициативы верхов не порождали безответные вопросы у низов?



Фандас Сафиуллин
02.01.2007     
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=168

Док. 376631
Перв. публик.: 02.01.07
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 305

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``