В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Право силы или сила права? Назад
Фандас Сафиуллин. Право силы или сила права?
"... Условия договора: Установить вечный мир и
любовь неподвижную между Москвой и Казанью.
Срок действия: Доколе Бог даст"
"Русско-татарский договор о вечном мире"
январь - февраль 1512 года

До чего же был прост и точен язык дипломатии в былые времена! Война - так война. Если мир, то "вечный". А любовь, сама собой разумеется, "неподвижная". Коротко и ясно.

В том, что происходит сегодня вокруг "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" (далее - "Договор") ясности меньше.

Дает знать о себе мощная инерция имперской колониальной традиции государственного силового мышления и силовой политики. Ещё раз подтверждается правота Карла Маркса: "Традиции мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых".

"Договор" вновь подчеркнул нерешенный выбор России на историческом распутье: право силы или сила права? Татарстанская инициатива с "Договором" была предложением России крутого поворота - на путь цивилизованных правовых взаимоотношений в единой Федерации между её субъектами и федеральным Центром. Выбор России вновь оказывается совмещением несовместимого - поворот в сторону правовых отношений при сохранении прежнего курса на силовой диктат.

Поддержка Президентом РФ "Договора" в сочетании с "придворными" интригами против него, скандальная политизированная процедура его рассмотрения в обеих палатах Федерального Собрания РФ, постыдная подножка и угодливый политический стриптиз родственного соседа высветили вещи более серьёзные и глубинные. Вопрос вышел за рамки взаимоотношений Татарстана с федеральным центром. Затронута исправность системы властной государственной субординации, построенной В.Путиным. Замыкающим венцом этой вертикальной конструкции стал Президент РФ, сосредоточив в себе весь спектр полномочий и всю сущность государства, как хранитель бессмертной души Кощея.

Прохождение "Договора" в Совете Федерации показал неполадки этой конструкции. Невероятное стало очевидным. Президент РФ, как глава государства, вносит на утверждение Федеральным Собранием Российской Федерации уже закрепленный своей подписью "Договор". Государственная Дума утверждает его 306 голосами. Из них, 293 от "Единой России". Процесс нормальный. Противники также показывают рекордные результаты. У фракции, которая называет себя "коммунистической": участие в голосовании - 100% личного состава, и 100% "против". Рядом с "коммунистами" "родинцы". Чем громче названия, тем чернее сумма голосов "против". Их было бы ровно сотня, если бы не братья - башкиры не довели их до 110, показавшие рекордный региональный результат. Все поголовно "против". Даже у жириновцев 5 голосов из 33 "за". Пока всё всем к лицу.

Системный сбой начинается на следующем этапе - в Совете Федерации. Руководящая и направляющая сила там та же "Единая Россия", представленная назначенными чиновниками назначенных Президентом глав субъектов и "единоросских" законодательных органов на местах. "Справедливая Россия" Миронова - это конкурент "партии власти" в состязании за преданность Президенту. Диспозиция на 100% пропрезидентская. Представитель Президента России в Совете Федерации Александр Котенков от имени президента выступает в поддержку "Договор", заявляя, что не видит в нем противоречий с Конституцией страны. Итог: Совет Федерации валит нокаутом внесенный Президентом документ. "За" - 13 голосов! Смелость может брать города. А положить на лопатки единовластного Хозяина-дзюдоиста в России - это уже за пределами мыслимого. Поэтому возникают немыслимые вопросы. Почему Татарстан показался "сенаторам" страшнее гнева Президента? Неужели повторилась та недавняя история, когда обе палаты Федерального Собрания с перепугу дружно проголосовали за запрет татарской латиницы, когда им сообщили, что эти буквы "создают угрозу государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации"?

Высказывают и такую гипотезу по поводу скандального голосования "сенаторов". Якобы В. Путин ведет двойную игру, имитируя "демократию", а на самом деле не хочет "Договора" с Татарстаном. Позволю себе выражение Станиславского: "Не верю!" При всем, при том - в раздвоении личности В. Путина я не подозреваю. Правда, сомнение вызывает заявление, наперекор Президенту, его полномочного представителя в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова о Договоре: "Моя позиция такова: нет смысла инициировать центробежные тенденции". Наверное, это оттого, что он бывший прокурор Башкортостана, а Президенту некогда проследить за самоуправным поведением своего доверенного должностного лица и поправить его.

Татарстанцы неоднократно имели возможность видеть, слышать и оценить уважительное отношение В. Путина к Татарстану и татарскому народу, его культуре, традициям, к татарскому языку, наконец. Поэтому трудно поверить, что сам Президент благословил Совет Федерации "мочить" Договор. Но это вовсе не означает, что не было прямого указания от кого-то ещё. Жутковатое предположение. Это значит, что нет единой и целостной властной вертикали, нет единого источника власти и единого Президента, нет и единой "партии власти" с устойчивыми принципами. Это значит, что есть теневой "президент", возможно, и не один.

Средневековых схоластов мучил вопрос: сколько чертей могут уместиться на кончике иголки? Так и не выяснили. Подобный вопрос возникает в связи с "фрондой" Совета Федерации по поводу татарстанского "Договора". Сколько у нас, на самом деле, верховных субъектов власти и сколько их может уместиться на самой верхушке "вертикали"? Но дробление единоличной власти может означать лишь отсутствие власти вообще, ибо власть величина неделимая. Она равна или нулю, или единице. Так называемое разделение властей - не в счет, так как оно означает три ипостаси одной единой и неделимой власти. Представленная публике разнополярность позиций Президента РФ, "партии власти", Госдумы и Совета Федерации по поводу татарстанского "Договора" является симптомом серьёзной деформации единой вертикали государственного управления. Это, в свою очередь, при отсутствии её горизонтальной демократической опоры, чревато угрозой сползания страны в безвластие.

Ещё один урок из того, что произошло вокруг "Договора". Вызывающе открытый отказ поддержать Президента большинством регионов РФ без правовых аргументов дает основание задуматься о том, от кого же, в самом деле, исходит угроза центробежного разноса России.

Сожаления и даже сочувствия достойны не злонамеренные заблуждения отдельных политиков и представителей общественности. К примеру, у члена Общественной палаты Н. Сванидзе своеобразная "поддержка" Договора вперемежку с дежурной страшилкой: "Другого варианта у Кремля нет. И у Ельцина не было. Если бы он тогда не предложил этот суверенитет, Татарстан вышел бы из состава России. Да и сейчас Шаймиев без этого козыря окажется безоружным перед своими националистами".

На вид, казалось бы, информированный человек, а несет чушь. Мне - "татарскому националисту" "Договор" не нужен, если он не нужен до меня самой России. Такой он и Татарстану не нужен. Можем подарить его башкирам. "Договор" нужен России больше, чем Татарстану. К сведению коллективного "Сванидзе": развалила Россию, которая после революции 1917 года называлась СССР, не Татарстан, а РСФСР. Эта самая большая республика Большой России вышла из её состава и присвоила себе её дореволюционное название. Не татары придумали "12 июня" - день развала России как бо-ольшой государственный праздник! Татары рассеянный по всей России (СССР) народ. Развалив Большую Россию, развалили и Большой Татарстан - "Тартарию". Знаменем и лозунгом нашим, задолго до "щедрости" Ельцина, была идея статуса союзной республики Татарстану, идея равноправия всех народов в единой стране - СССР. "Татарские националисты", как российские государственники, на голову вместе с туловищем выше, чем "ультрапатриоты" с их лозунгом: "Россия - для русских!"

По сути, повторяю, "Договор", Татарстану в отдельности и не нужен. Как отметил в своем докладе полномочный представитель Президента РФ в Госдуме Александр Косопкин, "данный договор не предусматривает каких-либо преференций для одного из субъектов Федерации, в данном случае для Татарстана". Мало того, "Договор" чреват возможностью неограниченного сужения языковых прав татарского народа. Рассмотрим, например, пункт 4 статьи III Договора: "Государственными языками в Республике Татарстан являются русский и татарский языки, статус и порядок использования которых определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, Конституцией Республики Татарстан и законом Республики Татарстан". Ссылка на татарстанские законы и Конституцию - формальность. Они "приведены в соответствие" чуть ли не по буквам. Прокурор над нами для этого поставлен. С Конституцией тоже всё в порядке. Там в пункте 2 статьи 68 расписаны наши права: "Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации". И всё! Никакой иной "порядок использования" там не предусмотрен. Где же подвох? Он в том федеральном законе, прописанном в "Договоре", который тоже регулирует "порядок использования" государственных языков. Пока в закон включили запрет использования латиницы. Введут туда "порядок использования" в общественных местах, в трамвае и всё будет по федеральному закону, а не по окрику: "говорите по-русски!". То есть, этот пункт Договора допускает самое широкое толкование словосочетания "порядок использования" татарского языка в угрожающе грядущем будущем. Да и владение высшим должностным лицом республики государственных языков республики устанавливается, согласно Договору в заявительном порядке. На вопрос: "Владеешь ли татарским языком?", достаточно ответить по-русски: "Владею! Отстаньте!"

Напрашивается вопрос, какого рожна нам - татарам надо, ради какой репки с морковкой идти на такой "Договор"? Ответ прост: использование малейшей, формальной возможности ради сохранения федерализма в России, расширения его правовой базы. Разумеется, одному Татарстану это не под силу.

Перевод взаимоотношений от принципа права силы на принцип силы права - в этом исторический смысл нашего "Договора". В этом его значение для сохранения зыбких основ федерализма в России. В этом и острота спровоцированного "Договором" противостояния всех игроков на политической сцене России накануне смены декораций и отработавших действующих лиц.

Татарстан, взяв на себя уже в который раз роль первопроходца, предложил, ценой вынужденного выхолащивания "преференций", всё-таки "Договор", закрепляющий правовую основу нахождения Татарстана в России как у себя дома. Вместо колониального статуса по факту завоевания и покорения.

Одно дело - безраздельное "право" на произвол и насилие и другое - возможно, то же насилие и произвол, но в рамках согласованных норм. Одними они, естественно, воспринимаются как посягательство на привычные имперские рефлексы, а другими, вполне понятно, как вынужденное унижение. Тем не менее, такие договоренности закладывают первые очертания самовоспроизводимых правовых отношений между государством российским и его народами.

Обмен по взаимному согласию бесценной семейной реликвии на спасительную буханку суррогатного хлеба в блокадном Ленинграде - это тоже договор. По добровольному выбору вариантов - между жизнью и достоинством. Приходится идти на такой выбор - во имя жизни.

Сама жизнь на неживой Земле зарождалась, когда первичные живые клетки научились плодить себе подобных и устойчиво цепляться друг за друга. Умение выживать вместе - это первый и вечный урок живой природы. Со времен сотворения мира она учит нас - неразумных этой мудрости.

Историческая и политическая значимость "Договора" не столько в его содержании, сколько в самом факте его подписания, его обоюдно признанного существования "доколе Бог даст".

У России до сих пор нет ни одного и никакого правового акта, закрепившего завоевание Московией Казанского ханства и включение в состав России татарских земель и государства.

Татарстан оказался не охваченным Федеративным Договором, который вошел в содержание Конституции РФ. Из-за ограничения прав и полномочий республики, этот учредительный документ Российской Федерации Татарстан не подписал. Всероссийский референдум в декабре 1993 года о принятии Конституции РФ в Татарстане не состоялся.

Воля многонационального народа Татарстана к столь решительным политическим шагам была закреплена итогами референдума от 21 марта 1992 года.

Татарстанский Референдум, как "высшее непосредственное выражение власти народа" - вот та неизменная точка опоры, которая должна определять все последующие координаты и параметры политического развития Татарстана и его взаимоотношений с Россией. И шаги продвижения, и мера отступления от достигнутого должны измеряться от этой точки, от этой неприкосновенной опоры нашего исторического будущего. Есть, разумеется, исторические реалии, с которыми бессмысленно не считаться. Но воля народа - неизменна, поэтому она может и должна оставаться компасом и ориентиром при любой перемене ситуации.

Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" 1994 года частично наполнил политико-правовой вакуум, став первым после покорения Казани межгосударственным актом, скрепляющим объединение России и Татарстана в рамках единого федеративного государства.

Новый "Договор" имеет ту же историческую задачу. Как и старый, он не противоречит Конституции РФ и не выходит за его рамки. В статье 5 Конституции РФ закреплен государственный статус республик, а в статье 11 договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ признаются и приравниваются Конституции и Федеративному Договору в вопросах разграничения предметов ведения и полномочий.

Кто выиграет и кто проиграет, если договорные отношения между Татарстаном и Федеральным центром не состоятся? Наверное, проиграем мы все - и Россия в целом, и Татарстан, в частности. Верховенство силовой политики, силового диктата во взаимоотношениях центра с регионами и их коренными обитателями получат дополнительное подкрепление. На повестке дня политической жизни России может возникнуть "горячий" вопрос о деколонизации завоеванных и насильственно присоединенных к России народов и земель. Радикальный национализм и воинствующий шовинизм вплоть до фашизма получат хорошо удобренную почву.

Будем верить, что ядовитые семена не будут посеяны. Благоразумие должно победить.

Необходимость перевода внутренних федеративных, межнациональных взаимоотношений в Российской Федерации в русло цивилизованных правовых норм на принципах взаимного уважения и доверия, равноправия и единой ответственности за общую судьбу, давно назрела и перезрела.

Пора перестать сочинять и рисовать татарские и иные национальные страшилки, создавая из них образ врага, сея подозрения в злокозненной неблагонадёжности целого народа из-за букв его алфавита и пугать самих себя до судорог в мозгах.

Историческую память татарского народа, имевшего в прошлом свою многовековую государственность, никому и ничем не отнять. Законно выраженную и легитимно закрепленную волю народа к свободе и равноправию в едином союзе равноправных народов Российской Федерации также не удастся списать и забыть. Это реальность. Придется с ней примириться. И договариваться.

Как оформить законную прописку татарского народа и Татарстана в новой постсоветской России? Не исключено, что вопрос на неопределенное время вновь останется открытым. Ну и пусть, переживем.

Подождём, пока Россия научится обустраивать себя добром и умом. Если призовут к делу нас, татар, возьмёмся вместе. Не впервой татарам спасать Россию.



Фандас Сафиуллин
08.03.2007     
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=169

Док. 376630
Перв. публик.: 08.03.07
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 295

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``