Кому мешает наше единство?
Грустные размышления, навеянные одной книжной презентацией
Подчеркивая близость татарского и башкирского народов, мы называем себя братьями-близнецами. Нашу неразделимую общность нередко сравнивают возвышенными аллегорическими образами. Печально, говоря об этом, переходить на глагол в прошедшем времени. Мы проглядели первые трещины в монолите нашего единства и ещё не можем осознать их угрожающее расползание. Татаро-башкирские отношения переживают сегодня ползучий кризис. Его проявления всем, кому это интересно, известны. Недавняя презентация в Казани брошюр "башкирской оппозиции" об истории и современности Башкортостана, организованная Союзом предпринимателей Башкортостана и Центром этнологического мониторинга Института истории АН Татарстана, и сами брошюры добавили к известным фактам новые краски, а управляемой дисгармонии наших взаимоотношений - тревожную тональность.
Нас сталкивают. Пора всем нам - и татарам и башкирам опомниться. Если уже не поздно.
Мой столь категоричный вывод адресован не уважаемым нашим гостям - председателю Союза предпринимателей Башкортостана Н. А. Швецову и С. А. Орлову - авторам, представленных книжек. Определяя предельно жесткий диагноз правящему режиму в Башкортостане, анализируя общественно-политическую ситуацию в республике, заглядывая в глубь истории республики и башкирского народа, они безбоязненно отстаивают свою позицию, ищут поддержку и опору у Татарстана и татарской общественности. Озабоченность авторов - представителей русской общественности Башкортостана - ущемлением национальных прав татарского населения республики заслуживает благодарности. Она и нашла горячий отклик у участников презентации.
Не стану излагать и воздержусь от оспаривания и оценок, содержащихся в книжках исторических сведений, документов, описаний того, что происходит в политической жизни Башкортостана. Подбор фактологического материала там богатый. Но это всё - частности. Все они - и достоверные и предвзятые направлены и притянуты к обоснованию одной главной идеи, которая пронизывает все представленные книжки и брошюры. Она обозначена как стартовый тезис в первом же вступительном абзаце самой объемистой книжки Николая Швецова "История одной авантюры. Размышления о том, кто и зачем создал Башкирскую автономию и Республику Башкортостан". Приведу его полностью:
"Внутриполитическое развитие России в последние годы кажется достаточно ясно показало всем, каким тормозом для политического, экономического и социального движения страны вперед сегодня стали национальные республики. Искусственно созданные вопреки здравому смыслу в первые годы советской власти для решения некоторых политических проблем своего времени, сегодня этнические национально-территориальные образования в составе Российской Федерации превратились в центры махрового национализма, в которых безраздельно властвуют, игнорируя федеральное законодательство, правящие "титульные" элиты. Они не стремятся развивать свои регионы, так как не умеют этого делать и для этого не хватает интеллектуального ресурса и политической воли, а стараются как можно больше набивать свои карманы. На словах, выступая за дружбу народов, новоявленные "коренные" правители приложили немало усилий, чтобы перессорить и разъединить веками живших друг с другом народы".
Как видим, исходные взгляды автора по национальному вопросу для народов Российской Федерации абсолютно неприемлемы, будучи реализованы - разрушительны.
Из сказанного логически, по умолчанию, следует, как материализация идеи, конечная цель - ликвидация национальных республики открытие пути к движению России без тормозов. Идея не нова. Она многократно и настойчиво провозглашалась устами скандально известного кремлевского рупора. Устранение "тормоза движения" России "башкирская оппозиция" горит желанием начать с Башкортостана и найти поддержку у Татарстана. Есть, правда, у "московской оппозиции" альтернативный вариант, более потребный и соблазнительный - начинать с Татарстана, ибо падение Татарстана вызовет эффект домино, и поддержка башкирской стороны, как показали события вокруг Договора, уже готова. Третьего варианта, судя по всему, у федерального центра уже нет.
Существенного различия, тем более, противоречия в подходе к национальному вопросу между федеральными властями и авторами презентационных книжек не просматривается. За исключением, может быть, того, что авторы московского варианта пока не столь откровенны. Это подтверждение факта, а не предъявление мной претензий или обвинений в адрес презентованных авторов. Убежденность политика или исследователя в своей правоте - не порок. Поэтому, непримиримо отвергая их взгляды, не откажем им в уважении как к любой принципиальной позиции.
Смущает другое. Нашим гостям, носителям великодержавных взглядов по национальному вопросу, показалось, что татарская общественность и Татарстан уже "созрели" и готовы стать союзниками в реализации их политических целей. Значит, слишком далеко зашло расхождение двух братских республик в национальной политике - по возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, национального самосознания и исторической памяти своих народов.
Ведь, в самом деле, при всём том, что справедливо осуждается в этнократической политике правящего режима Башкортостана, в ней ясно просматривается направленность на расширение башкирской нации, развитие национальной культуры, то есть благая цель с применением негодных и даже недопустимых методов её достижения. Если эти методы, направленные на противопоставление татар и башкир, на разрыв традиционных многовековых связей между нашими народами безоглядно допускаются у основания вертикали, значит, есть изволение на произвол с её вершины. В России иначе не бывает. А если уж позволено всё, то, как же удержаться от соблазна и не воспользоваться дозволенным, пока можно? Поэтому, осуждая исполнителя беззакония, не следует уподобляться собаке, пытающейся укусить палку, которой её дразнят. Неразумной бедолаге невдомек, что есть ещё рука, размахивающая палкой, и дурная голова, которая управляет рукой.
В подтверждение тому кусочек из откровения, далеко не евангельского, но очень даже заслуживающего внимания.
Небызизвестный "евразиец" Александр Дугин выпустил в 1999 году книгу объемом почти в 1000 страниц. Называется "Основы геополитики. Геополитическое будущее России". Издание скромно представлено как "незаменимый справочник для тех, кто принимает решения в важнейших сферах российской политической жизни". Автор - не светоч мудрости, но "авторитет", как ныне выражаются. В сферах власти. В мою бытность депутатом Госдумы знал о нем, как о негласном советнике по геополитическим вопросам высших чинов власти. Вот какие советы-справки получили от него "принимающие решения" по теме нашего разговора:
- "Центр должен сделать все возможное, чтобы интегрировать Башкирию в южно-уральские регионы ... и оторвать её от ориентации на Казань. При этом имеет смысл акцентировать своеобразие сугубо башкирской культуры, её уникальность, её отличие от других тюрко-татарских форм".
- "Укрепление геополитических связей Татарии и Башкирии предельно опасно для России".
Сказано четко, ясно, понятно и, главное, откровенно. Не столь важно, кто у кого взял эти "геополитические" рекомендации: "принимающие решения" у Дугина или наоборот. Важно то, что они реализуются.
Сближение наших республик "предельно опасно для России"! Даже в отношении НАТО в разгар "холодной войны" не употреблялись столь устрашающие оценки.
Есть такое химическое оружие, "бинарное" называется, в которое кроме взрывчатого заряда раздельно помещается два разных безвредных химических компонента. При взрыве они смешиваются и образуют боевое отравляющее вещество. Обезвредить такую бомбу не сложно. Достаточно отдалить друг от друга эти две части химического заряда. Татары в связке с башкирами, вооруженные убойными для территориальной целостности РФ латинскими буквами татарского алфавита, представляются, наверное, в необузданном воображении у некоторых советников и у их "принимающих решение" клиентов геополитической бинарной бомбой. А отдаление Башкортостана от Татарстана, башкирского народа от народа татарского - её"обезвреживанием".
Всё неприглядное, что происходит в Башкортостане и во взаимоотношениях между нашими республиками возможно лишь как следствие практической политики федеральной власти. Если национальная политика многонационального государства российского определяется по советам и рекомендациям дугиных, жириновских и им подобных, другого результата ожидать не приходится. Без благословления на безнаказанное попустительство этническому произволу было бы невозможно "акцентировать своеобразие сугубо башкирской культуры, её уникальность, её отличие от других тюрко-татарских форм". Иначе ведь не получить в итоге "сугубо башкирскую культуру", не похожую на "другие тюрко-татарские формы".
Нет, не по главному адресу возмущаются авторы презентованных книг и участники их обсуждения. Уже видно ясно и наглядно, где же движущие силы и истоки кризиса татаро-башкирских отношений. Они в имперском силовом мышлении при решении национальных проблем, в тяготении к грубому диктату, произволу и интригам, в пережиточной приверженности к принципу "разделять и властвовать".
Недружественные явления во взаимоотношениях двух братских республик достойны сожаления. Они не в интересах народов наших республик, не в интересах здравомыслящей России. Вековая мудрость гласит, что больше вины в ссоре у того, кто более умный. Проявим же мудрость и перестанем быть пешками и куклами в имперских и великодержавных политических играх. Это не достойно наших древних народов. Оба наших народа несут ответственность за сохранение исторических, культурных, духовных уз, нас объединяющих. Татары и башкиры - один единый народ, как бы мы ни называли себя. Наше единство ни для кого не представляет никакой опасности. Кроме тех лишь, кто под благовидными, особо очень сильно крепко патриотическими призывами и советами толкают Россию к пропасти. Сохранив, наперекор их недоброй воле наше братство и укрепив наше единство, мы будем способствовать всеобщему пониманию той истины, что единство и целостность России может сохраниться лишь как многонациональное единство её равноправных народов. Будущее России не в возврате к имперской экспансии и не в покорении и подавлении народов. Реальный шанс России - стать притягательным прообразом и катализатором грядущего миропорядка, свободного от чьего-либо диктата и насилия, построенного на мирном содружестве равноправных народов и цивилизаций. Восстановление, укрепление и сохранение всевозможных и всесторонних связей Татарстана с Башкортостана и многонационального народа наших республик станет одним из этапов на этом пути.
30 августа 2007 года
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=172