В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Фандас Сафиуллин. Кому мешает наше единство? Назад
Фандас Сафиуллин. Кому мешает наше единство?
Кому мешает наше единство?
Грустные размышления, навеянные одной книжной презентацией

Подчеркивая близость татарского и башкирского народов, мы называем себя братьями-близнецами. Нашу неразделимую общность нередко сравнивают возвышенными аллегорическими образами. Печально, говоря об этом, переходить на глагол в прошедшем времени. Мы проглядели первые трещины в монолите нашего единства и ещё не можем осознать их угрожающее расползание. Татаро-башкирские отношения переживают сегодня ползучий кризис. Его проявления всем, кому это интересно, известны. Недавняя презентация в Казани брошюр "башкирской оппозиции" об истории и современности Башкортостана, организованная Союзом предпринимателей Башкортостана и Центром этнологического мониторинга Института истории АН Татарстана, и сами брошюры добавили к известным фактам новые краски, а управляемой дисгармонии наших взаимоотношений - тревожную тональность.

Нас сталкивают. Пора всем нам - и татарам и башкирам опомниться. Если уже не поздно.

Мой столь категоричный вывод адресован не уважаемым нашим гостям - председателю Союза предпринимателей Башкортостана Н. А. Швецову и С. А. Орлову - авторам, представленных книжек. Определяя предельно жесткий диагноз правящему режиму в Башкортостане, анализируя общественно-политическую ситуацию в республике, заглядывая в глубь истории республики и башкирского народа, они безбоязненно отстаивают свою позицию, ищут поддержку и опору у Татарстана и татарской общественности. Озабоченность авторов - представителей русской общественности Башкортостана - ущемлением национальных прав татарского населения республики заслуживает благодарности. Она и нашла горячий отклик у участников презентации.

Не стану излагать и воздержусь от оспаривания и оценок, содержащихся в книжках исторических сведений, документов, описаний того, что происходит в политической жизни Башкортостана. Подбор фактологического материала там богатый. Но это всё - частности. Все они - и достоверные и предвзятые направлены и притянуты к обоснованию одной главной идеи, которая пронизывает все представленные книжки и брошюры. Она обозначена как стартовый тезис в первом же вступительном абзаце самой объемистой книжки Николая Швецова "История одной авантюры. Размышления о том, кто и зачем создал Башкирскую автономию и Республику Башкортостан". Приведу его полностью:
"Внутриполитическое развитие России в последние годы кажется достаточно ясно показало всем, каким тормозом для политического, экономического и социального движения страны вперед сегодня стали национальные республики. Искусственно созданные вопреки здравому смыслу в первые годы советской власти для решения некоторых политических проблем своего времени, сегодня этнические национально-территориальные образования в составе Российской Федерации превратились в центры махрового национализма, в которых безраздельно властвуют, игнорируя федеральное законодательство, правящие "титульные" элиты. Они не стремятся развивать свои регионы, так как не умеют этого делать и для этого не хватает интеллектуального ресурса и политической воли, а стараются как можно больше набивать свои карманы. На словах, выступая за дружбу народов, новоявленные "коренные" правители приложили немало усилий, чтобы перессорить и разъединить веками живших друг с другом народы".
Как видим, исходные взгляды автора по национальному вопросу для народов Российской Федерации абсолютно неприемлемы, будучи реализованы - разрушительны.

Из сказанного логически, по умолчанию, следует, как материализация идеи, конечная цель - ликвидация национальных республики открытие пути к движению России без тормозов. Идея не нова. Она многократно и настойчиво провозглашалась устами скандально известного кремлевского рупора. Устранение "тормоза движения" России "башкирская оппозиция" горит желанием начать с Башкортостана и найти поддержку у Татарстана. Есть, правда, у "московской оппозиции" альтернативный вариант, более потребный и соблазнительный - начинать с Татарстана, ибо падение Татарстана вызовет эффект домино, и поддержка башкирской стороны, как показали события вокруг Договора, уже готова. Третьего варианта, судя по всему, у федерального центра уже нет.

Существенного различия, тем более, противоречия в подходе к национальному вопросу между федеральными властями и авторами презентационных книжек не просматривается. За исключением, может быть, того, что авторы московского варианта пока не столь откровенны. Это подтверждение факта, а не предъявление мной претензий или обвинений в адрес презентованных авторов. Убежденность политика или исследователя в своей правоте - не порок. Поэтому, непримиримо отвергая их взгляды, не откажем им в уважении как к любой принципиальной позиции.

Смущает другое. Нашим гостям, носителям великодержавных взглядов по национальному вопросу, показалось, что татарская общественность и Татарстан уже "созрели" и готовы стать союзниками в реализации их политических целей. Значит, слишком далеко зашло расхождение двух братских республик в национальной политике - по возрождению, сохранению и развитию национальной культуры, национального самосознания и исторической памяти своих народов.

Ведь, в самом деле, при всём том, что справедливо осуждается в этнократической политике правящего режима Башкортостана, в ней ясно просматривается направленность на расширение башкирской нации, развитие национальной культуры, то есть благая цель с применением негодных и даже недопустимых методов её достижения. Если эти методы, направленные на противопоставление татар и башкир, на разрыв традиционных многовековых связей между нашими народами безоглядно допускаются у основания вертикали, значит, есть изволение на произвол с её вершины. В России иначе не бывает. А если уж позволено всё, то, как же удержаться от соблазна и не воспользоваться дозволенным, пока можно? Поэтому, осуждая исполнителя беззакония, не следует уподобляться собаке, пытающейся укусить палку, которой её дразнят. Неразумной бедолаге невдомек, что есть ещё рука, размахивающая палкой, и дурная голова, которая управляет рукой.

В подтверждение тому кусочек из откровения, далеко не евангельского, но очень даже заслуживающего внимания.

Небызизвестный "евразиец" Александр Дугин выпустил в 1999 году книгу объемом почти в 1000 страниц. Называется "Основы геополитики. Геополитическое будущее России". Издание скромно представлено как "незаменимый справочник для тех, кто принимает решения в важнейших сферах российской политической жизни". Автор - не светоч мудрости, но "авторитет", как ныне выражаются. В сферах власти. В мою бытность депутатом Госдумы знал о нем, как о негласном советнике по геополитическим вопросам высших чинов власти. Вот какие советы-справки получили от него "принимающие решения" по теме нашего разговора:
- "Центр должен сделать все возможное, чтобы интегрировать Башкирию в южно-уральские регионы ... и оторвать её от ориентации на Казань. При этом имеет смысл акцентировать своеобразие сугубо башкирской культуры, её уникальность, её отличие от других тюрко-татарских форм".
- "Укрепление геополитических связей Татарии и Башкирии предельно опасно для России".

Сказано четко, ясно, понятно и, главное, откровенно. Не столь важно, кто у кого взял эти "геополитические" рекомендации: "принимающие решения" у Дугина или наоборот. Важно то, что они реализуются.

Сближение наших республик "предельно опасно для России"! Даже в отношении НАТО в разгар "холодной войны" не употреблялись столь устрашающие оценки.

Есть такое химическое оружие, "бинарное" называется, в которое кроме взрывчатого заряда раздельно помещается два разных безвредных химических компонента. При взрыве они смешиваются и образуют боевое отравляющее вещество. Обезвредить такую бомбу не сложно. Достаточно отдалить друг от друга эти две части химического заряда. Татары в связке с башкирами, вооруженные убойными для территориальной целостности РФ латинскими буквами татарского алфавита, представляются, наверное, в необузданном воображении у некоторых советников и у их "принимающих решение" клиентов геополитической бинарной бомбой. А отдаление Башкортостана от Татарстана, башкирского народа от народа татарского - её"обезвреживанием".

Всё неприглядное, что происходит в Башкортостане и во взаимоотношениях между нашими республиками возможно лишь как следствие практической политики федеральной власти. Если национальная политика многонационального государства российского определяется по советам и рекомендациям дугиных, жириновских и им подобных, другого результата ожидать не приходится. Без благословления на безнаказанное попустительство этническому произволу было бы невозможно "акцентировать своеобразие сугубо башкирской культуры, её уникальность, её отличие от других тюрко-татарских форм". Иначе ведь не получить в итоге "сугубо башкирскую культуру", не похожую на "другие тюрко-татарские формы".

Нет, не по главному адресу возмущаются авторы презентованных книг и участники их обсуждения. Уже видно ясно и наглядно, где же движущие силы и истоки кризиса татаро-башкирских отношений. Они в имперском силовом мышлении при решении национальных проблем, в тяготении к грубому диктату, произволу и интригам, в пережиточной приверженности к принципу "разделять и властвовать".

Недружественные явления во взаимоотношениях двух братских республик достойны сожаления. Они не в интересах народов наших республик, не в интересах здравомыслящей России. Вековая мудрость гласит, что больше вины в ссоре у того, кто более умный. Проявим же мудрость и перестанем быть пешками и куклами в имперских и великодержавных политических играх. Это не достойно наших древних народов. Оба наших народа несут ответственность за сохранение исторических, культурных, духовных уз, нас объединяющих. Татары и башкиры - один единый народ, как бы мы ни называли себя. Наше единство ни для кого не представляет никакой опасности. Кроме тех лишь, кто под благовидными, особо очень сильно крепко патриотическими призывами и советами толкают Россию к пропасти. Сохранив, наперекор их недоброй воле наше братство и укрепив наше единство, мы будем способствовать всеобщему пониманию той истины, что единство и целостность России может сохраниться лишь как многонациональное единство её равноправных народов. Будущее России не в возврате к имперской экспансии и не в покорении и подавлении народов. Реальный шанс России - стать притягательным прообразом и катализатором грядущего миропорядка, свободного от чьего-либо диктата и насилия, построенного на мирном содружестве равноправных народов и цивилизаций. Восстановление, укрепление и сохранение всевозможных и всесторонних связей Татарстана с Башкортостана и многонационального народа наших республик станет одним из этапов на этом пути.



30 августа 2007 года
http://www.fandas-safiullin.ru/?topic_id=3&id=172


Док. 376628
Перв. публик.: 05.09.07
Последн. ред.: 29.09.07
Число обращений: 333

  • Сафиуллин Фандас Шакирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``