В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Жарихин: Вторая жизнь канала Волга-Дон Назад
Владимир Жарихин: Вторая жизнь канала Волга-Дон
Ведущий: Наталья Мамедова

Гости: Владимир Жарихин, Дмитрий Орешкин

Юг России представляет собой пересечение основных путей из Азии в Европу и с Юга на Север. Всем прикаспийским государствам крайне необходим надежный путь, связывающий Каспийское море с Мировым океаном. Волго-Донской канал, построенный в 1952 году, устарел, а поток грузов по европейско-азиатскому коридору нарастает.

Когда на прошлой неделе в Послании президента России Федеральному Собранию прозвучало предложение не только модернизировать канал Волга-Дон, но и начать работу над проектом строительства второй ветки канала совместно с другими прикаспийскими государствами, для многих это стало неожиданностью. 2 мая в Мурманске проходит совместное заседание президиума Госсовета и Морской коллегии при правительстве России. Ожидается, что речь пойдет о разработке федеральной целевой программы развития транспортной системы страны на 2010-15 годы, развития морского и речного транспорта. Политическая воля налицо.

О новом проекте Наталья Мамедова беседует с Владимиром Жарихиным, заместителем директора Института стран СНГ и Дмитрием Орешкиным, ведущим научным сотрудником Института географии Академии наук.

География проекта

ОРЕШКИН: На самом деле вполне хватает школьного курса, чтобы вспомнить, что Волга впадает в Каспийское море. В Каспийском море нефть и газ. Из этого бассейна надо вытащить эти ресурсы на мировой рынок, чтобы их продавать. И есть два конкурирующих пути - к югу от Кавказа, от Баку-Джейхана через Турцию прямо в Средиземное море, или с севера от Кавказа через нашу территорию. Вот в этом смысле соединение реки Волги с рекой Доном жизненно важно, потому что Волга впадает в Каспийское море, а Дон впадает в Азовское море. А Азовское соединяется с Черным, и дальше через Босфор, Дарданеллы и так далее мы выходим в Средиземное море и куда угодно дальше. То есть появляется возможность водным путем либо сжиженный газ из Туркмении, либо наливную нефть из Азербайджана или Казахстана или из наших же месторождений каких-то относительно недорого возить на мировой рынок. Ну, например, ЮКОС еще недавно пользовался в основном в этом направлении как раз каналом Волга-Дон, для того чтобы выводить свои нефтяные танкеры на мировой рынок, и у него неплохо получалось.

Где это происходит? Это построено там, где Волга с Доном очень близко соединяются. И всего старая версия канала Волга-Дон длиной 100 километров на самом деле, там 12 шлюзов, все это построено в 1952 году, они страшно старенькие. Проблема в том, что очень невысокая пропускаемость этого канала, не больше 3,5 тонны грузоподъемностью корабли могут проходить, а нужны-то большие, чтобы уж сразу залиться под горлышко и тащить, чем больше корабль, тем дешевле транспортировка. Поэтому, с одной стороны, надо углублять старый канал, совершенствовать шлюзы. Но я обратил внимание, что господин Попов, бывший первый заместитель Федерального агентства морского и речного транспорта, он говорил, что все 12 шлюзов Волга-Дона в предаварийном состоянии, их надо как минимум реконструировать. 50 лет каналу-то на самом деле.

Есть несколько версий. Есть версия построить рядом с ним еще один канал, есть более смелая и масштабная версия - протащить водную ветку прямо от Азова в Каспий. Есть эта знаменитая Кумо-Манычская впадина между Азовом и Каспием перед Кавказом, когда-то по ней, два миллиона лет назад, текли каспийские воды в Мировой океан, потому что тогда было воды больше, был другой климат, и осталась низина. Вот можно и там прокопать канал, но это тоже удовольствие порядка 15 миллиардов долларов. Такие вещи сейчас всегда делаются международными консорциумами.

Казахстан готов стать партнером России

ЖАРИХИН: Такого рода проекты, проекты инфраструктурные, рассчитанные на окупаемость не в течение полугода или года, а в течение десятилетий, они предполагают достаточно серьезный выход уже на некое стратегическое планирование. А стратегическое планирование начинается тогда, когда в стране появляются деньги, причем деньги не только короткие, но и длинные. И пока что таким условиям удовлетворяет - не случайно реакция была со стороны Казахстана - именно Казахстан. Там тоже задумываются о перспективе не на ближайшие год-два или до следующих выборов, а на десятилетия вперед.

Другое дело, что пока реакция была осторожная. В принципе эту идею обсудили Назарбаев и Путин, одобрили. Но одобрили как саму идею. В то же время вот, например, высказывание вице-министра транспорта и коммуникаций Казахстана Азата Бектурова. Он сказал, что с учетом многовекторной политики Казахстана данный проект можно считать альтернативным и интересным для нас как страны, не имеющей прямого выхода в море. Явный намек на то, что есть и альтернативные проекты, и таким альтернативным проектом является Транскаспийский трубопровод, нефтепровод, газопровод, эти идеи тоже рассматриваются. И не менее осторожно сказал: Россия предложила проект соседям по Каспию, Казахстаном он будет рассматриваться, и возможно даже, что мы примем в нем участие. Вот такие еще пока что осторожные формулировки.

Но, наверное, это не случайно, потому что ведь действительно сама идея очень привлекательна, безусловно. Но в то же время степень ее разработки пока что еще очень невысока. Речь ведут о том, что проект будет стоить несколько сотен миллиардов рублей. То есть даже порядок величины не определен. Во-вторых, оценивают, что это увеличит пропускную способность где-то на 15 миллионов тонн в год.


http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=66193

02.05.2007

Док. 376519
Перв. публик.: 02.05.07
Последн. ред.: 28.09.07
Число обращений: 383

  • Жарихин Владимир Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``