В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Илюхин: Интервью радиостанции `Эхо` (26.10.2005) Назад
Виктор Илюхин: Интервью радиостанции `Эхо` (26.10.2005)
Л. ГУЛЬКО - В студии у нас Григорий Карпович Дубров - генерал-лейтенант, бывший главнокомандующий ракетно-техническими войсками. Все правильно я сказал?

Г. ДУБРОВ - Немножко не так.

Л. ГУЛЬКО - Ну тогда...

Г. ДУБРОВ - Тогда я поправлю.

Л. ГУЛЬКО - Поправьте действительно.

Г. ДУБРОВ - Уважаемые слушатели, генерал-лейтенант Дубров Григорий Карпович, командующий радиотехническими войсками противовоздушной обороны.

Л. ГУЛЬКО - Спасибо и извините, бывает в нашей текучке. Здравствуйте. Виктор Иванович Илюхин - зам. председателя комитета ГД РФ по безопасности. Тема у нас довольно больная - широкомасштабная акция протеста ветеранов военной службы, которая пройдет сегодня в 16.30 у здания правительства на Горбатом мосту. И там будут предъявляться власти требования. Давайте сначала о требованиях.

В. ИЛЮХИН - Спасибо за возможность, которую вы нам предоставили еще раз высказаться по поводу действительно этой сложной и больной проблемы. Сегодня в России около 100 млн. военнослужащих, точнее военных пенсионеров, если брать всю составляющую по всем видам. Но, к сожалению, получилось так, что военнослужащие и военные пенсионеры оказались хуже защищенными, чем гражданские чиновники. Я могу сказать, ведь в течение почти трех лет не индексировалась пенсия для военных пенсионеров, и в то же время отобрали все льготы с принятием 122-го закона.

Л. ГУЛЬКО - Если можно, Виктор Иванович, какие льготы отобрали, чтобы было понятно.

В. ИЛЮХИН - Главная льгота это то, что военные пенсионеры платили половину стоимости за жилье. Сохранялся бесплатный проезд. Санаторно-курортное лечение и так далее.

Л. ГУЛЬКО - Что теперь?

В. ИЛЮХИН - Самое главное, наши требования, если уж говорить о них, мы считаем, что государство в течение пяти лет не индексировало пенсию в связи с тем, что продовольственный паек постоянно возрастал. А по закону о статусе военнослужащих, коли увеличивается продпаек в цене, автоматически должна пересматриваться пенсия в сторону увеличения. Вот если говорить об этом, то сегодня государство недоплатило военным пенсионерам и военнослужащим, по сути, дела по 50 тысяч рублей.

Л. ГУЛЬКО - Каждому.

В. ИЛЮХИН - Каждому. Я подчеркиваю, каждому. И для компенсации мы это тоже понимаем. Если сегодня компенсировать все, потребуется 56-60 млрд. рублей.

Л. ГУЛЬКО - Откуда взять.

В. ИЛЮХИН - Это одно из главных требований. Мы сегодня ставим вопрос о том, что компенсация продпайка для военнослужащего в размере 20 рублей это ничтожно мало.

Л. ГУЛЬКО - Смешные какие-то деньги...

В. ИЛЮХИН - Это издевательство. Сегодня президент, верховный главнокомандующий правительства обещает увеличить денежное содержание военнослужащих на 11-15%, а только после этого пересчитать пенсию военным пенсионерам. Но вы подумайте, 11%, от 11% того, на сколько будет увеличено денежное содержание военнослужащих. Это ничтожно малая цена. И в то же время за первое полугодие текущего года продукты в цене возросли до 40%. Вот это просто унизительно для человека, людей, которые отдали, по сути, дела по 20-30 лет службе отечеству, защите отечеству и сегодня такое отношение. Но я хотел бы сказать, мы ведь бьемся не только о военных пенсионерах. Ведь дали пощечину, по сути, дела всем офицерам военнослужащим. Вот сегодня молодому лейтенанту дали понять, что когда он отслужит 20-30 лет, у него будет такое унизительное положение как сегодня у ветеранов.

Л. ГУЛЬКО - Да, и что делает молодой лейтенант? - он разворачивается и уходит.

В. ИЛЮХИН - Благодаря забвению социальной сферы военнослужащих, сегодня в вооруженных силах недокомплект офицеров 40 тысяч. Такого давно не было.

Л. ГУЛЬКО - То есть военные училища выпускают определенное количество выпускников. Они должны пойти служить в войска. Они приходят и уходят тут же.

В. ИЛЮХИН - Они приходят и уходят. Есть статистика, что из 10 пришедших на службу лейтенантов через год-полтора в вооруженных силах остается только два. А восемь уходит. А кто будет служить за такую мизерную зарплату. Тем более жилищный вопрос. В вооруженных силах сегодня примерно 100 тысяч военнослужащих не имеет надежного жилья, и жилищная проблема решается очень плохо. Мы говорим об этом в силу того, что денег по бюджету 2006 года на жилищное строительство для военнослужащих выделено в 2 раза меньше.

Л. ГУЛЬКО - Давайте мы на этом прервемся, послушаем новости от Александра Андреева, а затем продолжим наш непростой разговор.

НОВОСТИ

Л. ГУЛЬКО - Говорим мы об акции протеста, которая сегодня будет на Горбатом мосту и, собственно говоря, это широкомасштабная акция протеста ветеранов военной службы. Но как я понимаю, не только ветеранов.

В. ИЛЮХИН - Не только. Я, еще пользуясь моментом, приглашаю всех офицеров, свободных от дежурства придти сегодня на Горбатый мост и показать правительству, что мы большая сила. К сожалению, получилось так, что и президент и правительство не понимают добрых слов. Когда мы пишем массу писем, обращаемся к ним и так далее. Только тогда, когда люди выходят на улицу. Они дождутся, что мы будем перекрывать улицы и проезжие части и автострады. Другого выхода нет.

Л. ГУЛЬКО - Скажите мне, есть какие-то конкретные предложения у вас, чтобы бог его знает, может быть, прислушаются. Вот взять деньги отсюда, сюда так, так распределить. То есть люди грамотные и опытные.

В. ИЛЮХИН - Наверное, Григорию Карповичу сложнее ответить на этот вопрос в силу того, что я непосредственный участник принятия бюджета на 2006 год. Вы вдумайтесь только, правительство планирует получить профицит 770 млрд. рублей. В Стабилизационный фонд правительство намерено положить в 2006 году 850 млрд. рублей. Это огромная сумма. И на 30 млрд. долларов в прошлом году утекло капиталов за пределы нашей родины...

Л. ГУЛЬКО - Послушайте, они, что разве не соображают, что обороноспособность страны и что человеческий фактор..., почему деньги не направить на военную реформу, назовем это так.

В. ИЛЮХИН - Вы знаете, когда министр финансов приходит в ГД, мы перед ним ставим вопрос о необходимости повышения пенсий, он категорически заявляет, что военные получают достаточно. Пенсионеры сегодня получают достаточно. Кто-то, может быть, и получает.

Л. ГУЛЬКО - Но вы же понимаете, что там внутри это котел гремит. Они не понимают, что это такой котел, который кипит. Я пытаюсь просто...

В. ИЛЮХИН - Я одну особенность все-таки отмечу. Ельцин всегда говорил, когда ставился вопрос о денежном содержании военнослужащих, он всегда говорил: ну эти уж вооруженные силы, как вы мне надоели. Вот это, кажется, продолжается и сегодня во власти. В исполнительной, президентской власти.

Л. ГУЛЬКО - Все равно от вооруженных сил никуда не денешься. Они в любой стране и это основа. Что-то надо делать.

В. ИЛЮХИН - Да, безусловно.

Л. ГУЛЬКО - Каким образом? Хорошо, я понимаю, акция протеста. До какой степени протест?

В. ИЛЮХИН - Вы знаете, мы эту кампанию уже начали давно. Мы выйдем на Горбатый мост сегодня, но уже в регионах мы наметили провести офицерские собрания в каждой области, крае. И могу отметить, уже доклады из регионов идут. В Перми провели большой митинг, в Оренбурге, в Калининграде массовые шествия военнослужащих. Здесь в Москве, в Рязани, в Воронеже. До конца года мы проведем эти мероприятия повсеместно. Не получится, я подчеркиваю, пойдем на перекрытие трасс.

Л. ГУЛЬКО - Это военнослужащие запаса, а действующие военнослужащие. Они же давали присягу, они выступают, если по закону, как Григорий Карпович, получается против самих себя.

Г. ДУБРОВ - Я немножко добавлю. Виктор Иванович он все правильно доложил. Но вы понимаете, что там ведь в правительстве сидят неглупые люди. Они все понимают.

Л. ГУЛЬКО - Конечно, я, поэтому и спрашиваю.

Г. ДУБРОВ - Они все четко понимают, что армия поставлена в такие условия, что офицер должен думать, не как службу править, заниматься боевой готовностью своих частей, подразделений, соединений, а как добыть какие-то средства и прокормить свою семью.

Л. ГУЛЬКО - Зачем ставятся в такие условия?

Г. ДУБРОВ - А для того чтобы армию доразложить до конца. До упора.

Л. ГУЛЬКО - Разложили, дальше что?

Г. ДУБРОВ - А дальше видите, у них же нет врагов вне России. У них все друзья, поэтому они говорят, что ребята, что армия, это такой элемент вроде бы для защиты от внешних врагов, а у них все кругом друзья.

Л. ГУЛЬКО - Ну как, а терроризм.

Г. ДУБРОВ - Ну живете вы плохо, и живите себе на здоровье. А это бьет по сегодняшнему офицеру - это раз, он не может выжить, прожить. А еще больше бьет по перспективе тех пацанов, которые хотят пойти в военные училища и стать профессионалами, защитникам родины. И вот это все в комплексе ведется. Для кого это нужно? - я думаю прочитать это несложно, для кого это нужно. И он говорил о том, что лейтенанты получают мало денег и президент, верховный главнокомандующий вооруженных сил, пообещал в ближайшее время добавить 11%. Но ведь он обещал к 1 сентября добавить 10% офицерам, а где эти обещания? Причем правительство не выполняет указания президента и тишина, никто даже не объяснит, почему не выполнено требование президента об увеличении денежного содержания действующих офицеров, которое он объявил во всеуслышание по всем каналам телевидения. Это первое. Второе. Что такое 11% - это добавляют копейки в карман и действующим офицерам и ветеранам, а ежедневно из кармана и ветерана и офицера вытаскивают сотни, тысячи рублей. Увеличивается энергоснабжение, как доложил Виктор Иванович, на 40% уже выросли цены на продукты. Разваленное жилье, которым пользуются и офицеры и ветераны, сегодня стоит баснословные деньги. Если моя супруга платила где-то лет 5 назад 300 рублей за квартиру со всеми условиями, то сегодня она платит уже больше 3000 рублей. Что это такое?

Л. ГУЛЬКО - А компенсация какая-то есть?

Г. ДУБРОВ - А какая? Никакой компенсации. Кроме обещаний, что мы вам заплатим, мы вам добавим. А что из этих 11%. Поэтому ситуация сегодня в вооруженных силах аховская. И поэтому и ветераны, поскольку они более свободны, как вы говорите, присяга, они сегодня граждане России, но они имеют огромный профессиональный опыт. И не понимают, что творится и куда это все идет. Поэтому вы вспомните, когда вступил в силу закон 122-й 1 января этого года, ведь Россия встала на дыбы от Владивостока и до Калининграда. А кто первый толчок дал? - ветераны подмосковных Химок. И как цепная реакция ветеранские организации и другие общественные организации вышли с митингами, протестами, с протестными акциями и тогда в Кремле зашевелились. Чердаки зачесали и сказали: да, ребята, тут какая-то ошибка и мы тут кое-что подкорректируем. Что они подкорректировали? В Москве и Московской области ветеранам военной службе вернули бесплатный проезд. А в других регионах, что не такие офицеры живут, не такие ветераны живут? Но как только волна протеста убавилась, все притихло, стали наращивать, накручивать деньги за ЖКХ. Те же самые квартиры не устроенные, разваленные, а оплата идет не в проценты, а в 10 раз. Ну, где это видано, в каком государстве позволительно такие вещи творить с теми служащими, которые защищали родину по 40 и более лет.

Л. ГУЛЬКО - Скажите, есть ли точки соприкосновения для переговоров, скажем, с правительством. Сесть за круглый стол переговоров. В каком случае вы пойдете на переговоры?

В. ИЛЮХИН - Вы знаете, конечно, переговоры надо вести и мы будем вести. Я отмечу одну особенность. Действительно сегодня правительство увидело, что волна протеста нарастает. Во многих регионах как я уже говорил, прошли митинги, прошли офицерские собрания. Я могу доложить, сообщить о том, что президент дал команду 2-4 ноября собрать руководителей всех ветеранских организаций, военнослужащих. И на этой встрече разговор будет идти как раз именно о проблемах, о социальной защищенности военнослужащих и военных пенсионеров. Это уже какой-то есть толчок. Но мы не должны забывать, что действительно у правительства слова частенько расходятся и у президента, это я тоже подчеркиваю, - с делами. Да, к 1 сентября текущего года он обещал увеличить денежное содержание военнослужащих. Но 1 сентября прошло, никаких шагов нет. Поэтому мы нисколько не будем снижать накал наших протестных действий. До тех пор пока реально не ощутим, что армии, флоту, военным пенсионерам действительно улучшили жизнь. Это главное. Ну а вести речь мы будем, необходимо вернуть сегодня бесплатный проезд военнослужащим. Необходимо вернуть. Необходимы компенсации и не в 11% пенсий для военнослужащих. Я подчеркиваю, они оказались хуже защищенными, чем гражданские чиновники. Мы говорим о том, что жилищная ипотека для военнослужащих это кабала для офицера на всю оставшуюся жизнь. Что надо не 30 тысяч выделять сегодня в год на жилье для офицера, а в два-три раза больше. И государство должно взять на себя всю тягу и все бремя по обеспечению жильем.

Л. ГУЛЬКО - Ну государевы же люди, конечно.

В. ИЛЮХИН - Конечно, государевы. И с ними шутить нельзя. Вы задаете вопрос, почему такое отношение к армии. Да, Григорий Карпович правильно сказал. Почему-то у правительства такая установка или такое мнение, что внешнего врага нет, армия фактически не нужна, ее можно свести до Московского военного округа. Но армия аргумент не только в защите отечества, но если говорить - и в большой политике, в дипломатии, в торговле. Тогда, когда были сильные вооруженные силы, наши рыболовецкие суда вот так норвежцы не позволяли задерживать и прочее. А фактически издеваться над рыбаками.

Л. ГУЛЬКО - Есть вопрос от Зины, я так понимаю, что есть и такое мнение тоже. "Побойтесь бога, военные, вы получаете намного больше, чем врачи и педагоги. Чей труд более нужен?" У нас минута осталась, я понимаю, что это для большого разговора, но тем не менее.

В. ИЛЮХИН - Я очень коротко скажу. Традиционно задают подобный вопрос.

Л. ГУЛЬКО - Я потому и задал.

В. ИЛЮХИН - Но 20-30 лет ползать по пустыне, и защищать своей грудью, я уважаю учителей и говорю, что они достойно должны быть защищены...

Л. ГУЛЬКО - И врачи тоже.

В. ИЛЮХИН - Да, но подставлять грудь и идти в бой, рисковать жизнью, здоровьем не каждый человек сегодня обязан по долгу и по присяге.

Л. ГУЛЬКО - А потом, наверное, можно как-то деньги и распределить. Их, в общем, достаточно.

В. ИЛЮХИН - А что думаете, у государства нет денег, для того чтобы увеличить зарплату, да и пенсию для бывших работников образования, медицины. Есть, но боятся дать деньги.

Л. ГУЛЬКО - Буквально по три слова в конце. 10 секунд.

В. ИЛЮХИН - Я хочу еще раз призвать, обратиться ко всем москвичам, сегодня в 16.30 придти. Увидят, что нас много, проблемы будут решать. Несмотря на погоду.

Г. ДУБРОВ - Я присоединяюсь, друзья ветераны, вы хорошо меня знаете, поэтому плечом к плечу встанем на этом протестном митинге на Горбатом мосту у Белого дома или Дома правительства. И выскажем все, что мы думаем о сегодняшнем положении и действующих офицеров и офицеров запаса и в отставке.

Л. ГУЛЬКО - Спасибо огромное. Всего хорошего и удачи вам.

http://www.echo.msk.ru/interview/39578/

26.10.2005

viperson.ru

Док. 375731
Перв. публик.: 26.10.05
Последн. ред.: 01.03.12
Число обращений: 420

  • Ельцин Борис Николаевич
  • Илюхин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``