В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Илюхин: Волнение рабочих на заводе `АвтоВАЗ` - обвинения в экстремизме Назад
Виктор Илюхин: Волнение рабочих на заводе `АвтоВАЗ` - обвинения в экстремизме
С.БУНТМАН: Виктор Иванович Илюхин у нас сейчас. Здравствуйте, Виктор Иванович.

М.СТАРОСТИНА: Да, добрый день.

В.ИЛЮХИН: Добрый день.

С.БУНТМАН: Я напоминаю, Виктор Иванович Илюхин - член комитета ГД РФ по безопасности, член фракции КПРФ. Вы знаете, Виктор Иванович, вот сейчас было два сообщения, что стоят определенные политические силы за теми, кто ведет рабочих АвтоВАЗа на забастовку. Уже нашли в листовках, находят экстремизм. И вот в связи с поправками в законе, я уверен, что вы помните лучше, чем я, но помните, как велась постоянная дискуссия среди поправок - призывы там к социальной розни и так далее. Это ведь сводит на нет всю профсоюзную работу, любую работу! Вот такие пункты.

В.ИЛЮХИН: Вы абсолютно правы, потому что понятие социальной розни, если уж говорить о теории уголовного и административного права, вообще-то не разработано. Таким образом, любое несогласие с властью, любое несогласие с действиями, мягко говоря, работодателем можно обозначить и определить как разжигание социальной розни. Я хочу отметить - государству и власти надо бы не искать тех, кто изготавливает листовки, а искать те возможности сгладить эту социальную напряженность, это недовольство в среде рабочих, в том числе и рабочих ВАЗа. Вы знаете, когда обсуждался данный законопроект в Государственной думе...

С.БУНТМАН: Вы имеете в виду экстремизм?

В.ИЛЮХИН: Экстремизм, да. Я его очень кратко определил как "наступление мракобесия в России". Это действительно наступление мракобесия, попытка закрыть рот любому несогласному человеку, любому человеку, который, мягко говоря, будет критиковать власть. А власть есть за что критиковать. Я сегодня хочу отметить, что ужасно страшная ситуация складывается в стране. Ну, во-первых, народ лишили честных свободных выборов, в ходе которых он мог бы действительно выразить свое волеизъявление по поводу сути власти и тех людей, которые будут находиться во власти. Подтасовки, махинации, злоупотребления и так далее, по сути дела, отдалили народ от участия в общественной и государственной жизни. Теперь вот закон об экстремизме. Если ты не согласен, мы на тебя тут же ярлык экстремизма наклеим, и не только наклеим, но и будем еще подвергать жестким пыткам. Я с болью говорю, что в России происходит достаточно серьезный откат от той даже примитивной демократии, которая у нас была в начале 90-х годов или в середине 90-х.

М.СТАРОСТИНА: Виктор Иванович, вот можно просто уточнить - можно ли под экстремизм, в свете нового закона принятого, подвести именно призыв к забастовке? Вот конкретно.

В.ИЛЮХИН: Вы знаете, да. Это можно. Потому что объявят...

С.БУНТМАН: Станьте адвокатом противной стороны и попробуйте технологически вот это сделать просто, вы уж извините.

В.ИЛЮХИН: А вы знаете, я могу сказать - любой призыв к забастовке, к справедливой забастовке, к защите своих справедливых требований - могут объявить: Ах, вы заявили о забастовке, значит, вы хотите остановить производство. А если производство остановится, это будет причинен огромный материальный и финансовый ущерб, во-первых, владельцам предприятия, а потом скажут, и в целом Российской Федерации. Коли вы причиняете ущерб, значит, вы противники того, чтобы наше общество процветало и нормально развивалось. А коли так, значит, вы экстремисты. Если хотите, можно и дальше это продолжать. Вы не хотите нормальной жизни, которую мы, вот эти владельцы или власть, пытаемся определить для всех остальных. Это тоже экстремизм.

М.СТАРОСТИНА: То есть независимые профсоюза на АвтоВАЗе очень рискуют?

В.ИЛЮХИН: Я хочу сказать, что да. Любой их протест, любое несогласие с властью могут объявить экстремизмом со всеми последующими вытекающими из закона результатами. Может быть административная ответственность. Может быть и ответственность вплоть до уголовной. Поэтому могу сказать, что по профсоюзному движению нанесен существенный, серьезный удар тоже, как и в целом.

С.БУНТМАН: Но вот, кстати, Виктор Иванович... я напоминаю нашим слушателям, что сегодня вечером на "Эхе" мы попытаемся понять и состояние и перспективы профсоюзного именно движения в том, что называется "суверенной демократией", но у меня к вам вопрос, Виктор Иванович. Вот да, вы констатировали очень серьезные бОльшие возможности манипулирования, которые предоставляет новый закон. Но вот скажите, пожалуйста, с точки зрения и профсоюзной борьбы, нормальной законной профсоюзной борьбы и отстаивания своих прав, вот какая, по-вашему, разумная технология действий тех, кто пытается отстоять свои права, свои социальные права в том числе? Как, вы считаете, им надо поступать? Не складывать же лапки и не говорить "Вот, у нас такие теперь законы, давайте мы выроем глубже норы и туда зароемся"?

В.ИЛЮХИН: Да нет. Нет. Я только констатирую, что закон этот, по сути дела, лишает возможности человека на разумную защиту от неразумных действий власти, и если говорить, то от власти капитала. А если уж по поводу профсоюзов, как они должны действовать, они должны сначала объявить о забастовочной подготовке, о том, что они намечают забастовочную деятельность, массовую забастовочную деятельность, и это уведомление направить администрации и предложить администрации с целью предупреждения забастовки сесть за стол переговоров. И до забастовки там, где есть возможность, снять некоторые конфликты, снять определенную напряженность, удовлетворить требования профсоюзов. Это надо делать. И уж тогда, когда требования профсоюзов будут отклонены - я подчеркиваю, как безопасно для себя должны действовать профсоюзы, - тогда уже надо объявлять о забастовке и решительно ее проводить.

С.БУНТМАН: Ну вот сейчас мы говорили с представителями аппарата правительства Самарской области - с Андреем Михайловичем Колядиным, и он говорит, что как раз администрация Самарской области настроена на то, чтобы призвать стороны к переговорам.

В.ИЛЮХИН: Ну что ж, ну это похвально. Надо этот шаг, эту возможность использовать. Но я знаю ведь и другие моменты - когда заявляют о том, что мы готовы рассмотреть, вы садимся за стол переговоров, потом где-то эта волынка, мягко говоря, тянется не одну неделю, и фактически, сбивается накал напряжения в рабочей среде, а требования так и остаются невыполненными. Ситуация, положение с материальным обеспечением рабочих так и остается на том уровне, на котором находятся многие они. Я хотел бы вот в качестве примера еще обратить ваше внимание - сегодня по всей России цены на хлеб взлетели до 30-40%, а в некоторых регионах в два раза, - скажите мне, правительство что, не знает об этом? Президент не знает об этом? Почему бы не снять это напряжение до того, как мы выведем народ на улицы? Потому что подобное дальше терпеть нельзя. Что, правительство не видит этого? Или правительство только лишь объясняет, что в России цены самые низкие в Европе? Так вы дайте тогда самую высокую заработную плату, как в Европе. То тогда, наверное, и народ роптать не может.

С.БУНТМАН: А что правительство, по-вашему, должно сделать? Вот скажите, пожалуйста, возможны ли здесь такие приемы от правительства, такие акции, как были, например, в отношении цен на горючее некоторое время тому назад?

В.ИЛЮХИН: Я думаю, что возможны. Потому что ведь речь сегодня не идет о новом урожае хлеба, о том, что его недостаточно будет. Мы еще с вами потребляем хлебопродукты, выпеченные из старого урожая, а у нас запасов достаточно в России. Тогда возникает вопрос - какие посреднически компании взвинчивают эту цену и почему взвинчивают эту цену? У нас есть рычаги воздействия. Налоговое воздействие. Я бы сказал, и административное воздействие. Но меня самого поражает эта, я бы сказал, равнодушная позиция правительства - заявили, проконстатировали и больше ничего не делают. Как это так?

С.БУНТМАН: Ну понятно. Виктор Иванович, а в том, что касается переговоров, затягивания со стороны администрации, ну вы прекрасно понимаете, что это классика жанра. Так всегда было - давайте затянем переговоры, для этого и существуют профсоюзы обоснованные, которые могут держать в напряжении и администрацию предприятий. Это тоже классика. Как вы вообще считаете, возможно ли и будете ли вы способствовать, потому что профсоюзов во всем мире существует много разных политических пристрастий и политических взглядов. Вот что может КПРФ сделать? Наверное, сам бог велел, или сам Маркс велел...

М.СТАРОСТИНА: А вы не имеете отношения, я имею в виду фракцию КПРФ, к этому независимому профсоюзу, кстати?

В.ИЛЮХИН: Я хочу сказать об одной серьезной вещи. Шмаковские профсоюзы - это соглашательские профсоюзы. Они полностью находятся на позиции президента и правительства. И фактически они отказались от защиты насущных интересов трудового народа...

С.БУНТМАН: Хорошо, строим рядом другие.

В.ИЛЮХИН: Да-да, поэтому...

М.СТАРОСТИНА: вот уже, может быть, есть такие, которые вы поддерживаете?

В.ИЛЮХИН: Поэтому одно из наших предложений - необходимо создавать отдельные региональные профсоюзы, отраслевые профсоюзы, которые более решительно будут защищать интересы трудового народа. И если хотите, надо ставить вопрос о создании, под любым названием, нового объединения, российского объединения профсоюзов. Тогда мы проблему решим. Такой вопрос уже, на мой взгляд, назрел давно. И разговор об этом во фракции компартии и в ЦК КПРФ идут.

С.БУНТМАН: Идут, да? то есть нечто вроде существовало всегда. В период серьезной компартии во Франции существовал отвечающий их взглядам профсоюз ВКТ, наряду с другими профсоюзными объединениями. Один из самых решительных всегда был. Вот то есть можно было бы и в эту сторону работать?

В.ИЛЮХИН: Я думаю, что вариантов много, и с вашим предложением я абсолютно соглашаюсь. Оно должно и может быть рассмотрено, но я бы хотел чуть-чуть постановку вопроса уточнить. Профсоюзы, которые не нас, не политическую партию удовлетворяли в первую очередь, а профсоюзы, которые должны удовлетворять интересы наших людей. Простых людей. Граждан, которые нуждаются и в политической и в какой угодно защите.

С.БУНТМАН: Понятно, да.

М.СТАРОСТИНА: При этом лозунги могут совпадать.

С.БУНТМАН: А если совпадают, то тогда это другое дело.

В.ИЛЮХИН: А если совпадают их интересы с партией, конечно, партия от этого только лишь выигрывает. И на выборах, и в других формах политической борьбы.

С.БУНТМАН: Понятно. Виктор Иванович, спасибо вам за эти разъяснения и за позицию. Всего вам доброго. Это был Виктор Илюхин - член комитета ГД РФ по безопасности, член фракции КПРФ.


http://www.echo.msk.ru/guests/159/2007/09.html

31.07.2007


Док. 375705
Перв. публик.: 31.07.07
Последн. ред.: 27.09.07
Число обращений: 399

  • Илюхин Виктор Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``