В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Мы в большой России Назад
Александр Усс: Мы в большой России
Основные тенденции и перспективы социально-экономического развития Красноярского края
Депутатский корпус края стал более организованным. Несмотря на сложность и неоднородность состава, он является сегодня значимым субъектом политического процесса и способен влиять на решение проблем разной категории сложности как внутри края, так и на федеральном уровне. Нынешней весной на большинстве территорий уже завершатся выборы в сельские, поселковые, районные (городские) советы, а депутаты Законодательного Собрания края как бы выйдут на финишную прямую. Таким образом, для одних съезд может стать своеобразным посвящением в депутатское сообщество, для других - хорошей формой предварительного подведения итогов.
Но можно сколько угодно заниматься своими организационными делами - принимать уставы, проводить выборы и делить полномочия, но все это ничего не будет стоить, если мы забудем о главном предназначении власти - создать достойные условия жизни людей. В основе этого лежит экономика.Что происходит с краем сегодня, что ждет нас впереди? У каждого есть свои конкретные земные заботы. Как будем сеять и чем убирать хлеб. По какой цене купим зимой уголь. На чем будем возить в школу детей. Эти тревоги всем нам близки и понятны. Наш край, как и Сибирь в целом, на протяжении всей его истории выступал важнейшим источником и площадкой развития для большой России. Приумножая свое могущество, она направляла сюда людей, финансы, идеи.
Отличительной чертой освоения сибирских просторов всегда было присутствие здесь государственного интереса и долговременной стратегии. В чем она состояла в прошлые времена, мы ответить можем. Достаточно поднять в архивах проект красноярской пограничной линии по русско-китайской границе, познакомиться с материалами правительственной Комиссии по вопросу о железной дороге через всю Сибирь. Можно, наконец, перечесть решения съездов компартии, в которых ставились задачи на очередные пятилетки. Особенностью всех этих документов являлось то, что они были государственными и предполагали комплексное, системное освоение края. Пробиваясь к ресурсам, страна каждый раз прокладывала новые транспортные артерии и строила населенные пункты нужного ей типа. Сначала тракты и водные пути связали административно-военные форпосты и вовлеченные в сферу их влияния крестьянские "миры". Потом вдоль Московского тракта был проложен Транссиб. Расположенные на нем города и станции стали центрами сельскохозяйственного и промышленного производства, торговли. Советское освоение края привело к становлению новой системы коммуникаций. Его развитие приобрело индустриальный характер.
Из цепочек населенных пунктов, технологически связанных производств, людских потоков, транспортных путей на каждом историческом этапе формировался особый "коридор развития". Он начинался в большой России и "накрывал" край, придавая особый смысл хозяйствованию и проживанию в нем, внося свою логику в его социально-экономический ландшафт. Все это относится к прошлому. В новейшей истории изменились экономические приоритеты, изменилась наша страна, стало другим в ней место Сибири и Красноярского края.
Так, за последние 10-15 лет страна сменила приоритеты во внутренней и внешней политике, открыла границы, не может позволить себе прежних расходов на оборону. В итоге предприятия военно-промышленного комплекса, во многом определявшие "лицо" красноярской экономики, переживают тяжелые времена. В похожей ситуации оказались многие производственные объекты тяжелого машиностроения, легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства.
И, пожалуй, лишь недра, полезные ископаемые, подаренные нам природой, по-прежнему востребованы. А предприятия, занимающиеся их добычей и переработкой, являются основной движущей силой экономики нашего региона. Если выделить несколько больших производств в горнодобывающей и металлургической промышленности, энергетике, топливной и лесной отраслях, окажется, что именно на них приходится почти 85% общего объема промышленного производства. Так, в частности, только норильский горно-металлургический комплекс, КраЗ и КрамЗ, КЗЦМ и северо-енисейские старатели в 2000 году обеспечили почти 79% объема нашего промышленного производства. За истекшее десятилетие статус предприятий этого профиля принципиально изменился. Во-первых, в большинстве своем они перестали быть государственными. Во-вторых, центры управления ими, как правило, уже находятся за пределами нашего региона. В-третьих, в своей деятельности они все меньше ориентируются на производственные и сбытовые структуры с красноярской пропиской. Так, из почти4-миллиардного заказа на поставки для нужд Норильского промрайона на 2001 год предприятиям края достанется контрактов в лучшем случае на сотню-другую миллионов рублей.Каков итог?
Он достаточно прост. Социально-экономическое развитие в крае перестало быть комплексным и системным. Несколько упрощая и драматизируя ситуацию, ее можно представить так. Часть флагманов красноярской экономики получила мощнейшие пробоины и занята лишь борьбой за свое выживание. Группа сырьевиков чувствует себя по-прежнему уверенно, но двигается вперед, уже не особенно оглядываясь по сторонам. Остальные пытаются без компасов и навигационных приборов проложить собственный маршрут в бушующем рыночном море.
Как это повлияло на нашу жизнь? Главным последствием утраты экономикой некогда характерной для нее комплексности стал процесс, который условно можно назвать фрагментацией края, т. е. делением его на территории, отдельные части, куски, связи между которыми постепенно утрачиваются. Некогда единое пространство в виде связанных друг с другом предприятий, транспортных путей и поселений начинает разрушаться. Свертывается Северный морской путь. Упала плотность внутренних железнодорожных и авиаперевозок, пустеет наша главная водная артерия - Енисей. И некоторое оживление дорожного строительства, характерное для последних лет, не компенсирует этих потерь. Ухудшается состояние водопроводных и тепловых сетей, систем энергоснабжения. Край сегодня фактически не имеет общей системы радиосвязи и телевизионного вещания.
Все эти потери (технологий, производств, инфраструктур) оборачиваются кризисом поселений. У нас есть зоны относительного благополучия. Это Красноярск, в каком-то смысле Норильск, районы КАТЭКа, Лесосибирск, Северо-Енисейск и некоторые другие. Они в большей или меньшей мере приспособились к новым условиям. На других территориях дела обстоят гораздо хуже.
Первыми пострадали города и поселки при градообразующих предприятиях, продукция которых мало востребована нынешней экономикой (Сосновоборск, Игарка и пр.). Особо проблемную категорию составили населенные пункты, расположенные в районах Крайнего Севера. Там уже сегодня проживает около 100 тысяч некоренного населения, занятость которых невозможно обеспечить. Пожалуй, больше всего потеряло село, где медленно умирает больше сотни деревень и поселков, в которых прекращена сельскохозяйственная деятельность.
Последствием такого "свертывания" социально-экономического пространства является потеря того, что называют человеческим капиталом. Нам еще далеко до Приморья, Хабаровского края, Магаданской области, где в ряде районов население сократилось до 50%. Но отток его у нас начался. Интенсивно идет процесс старения жителей края. Год от года приобретает все большие масштабы пьянство, наркомания, профессиональная деградация. Но жизнь не стоит на месте. В глубоких противоречиях, пока еще не очень четко, но уже формируется основной вектор социально-экономической активности в крае, а может быть (этого очень хотелось бы!), определяются контуры его нового освоения и подъема.
Судя по всему, впервые за более чем трехсотлетнюю российскую историю приенисейского края это новое освоение (если оно состоится) будет проходить без масштабного государственного финансирования и массовых переселенческих процессов. Его основным двигателем, по-видимому, станет крупный частный капитал - прежде всего производственные компании сырьевых отраслей. Они уже пробивают новые коридоры развития через существующий хозяйственный и социально-политический ландшафт, а точнее, через жизнь красноярцев.
Задача государственной власти сегодня - не плыть по течению, а активно включиться в этот процесс. С тем, чтобы замкнуть друг на друга мало сопряженные отрасли промышленности, рабочей силы, финансов и провести своего рода "сборку" края на новом уровне.
1. Перспективы дальнейшего развития масштабных производств, связанных с добычей и первичной переработкой природных ресурсов, расположенных на территории края либо в непосредственной близости от его границ. Руды цветных металлов, лесные массивы, источники электроэнергии, запасы природной питьевой воды и многое другое объективно делают край привлекательным для производительного капитала.
Например, программа развития до 2010 года предприятий Норильского промрайона оценивается в 3,5-5 млрд дол. США. Трудно оценить, во что обойдутся разработки новых месторождений нефти и газа в северных районах края, Эвенкии и соседней Якутии. В любом случае, если даже брать за точку отсчета Тюмень, речь может идти по меньшей мере о сотнях миллионов, а скорее всего миллиардов долларов.
Производства этого профиля являются чрезвычайно фондоемкими, требуют постоянных поставок оборудования и комплектующих, строительства коммуникаций, инженерных сетей. Поэтому их развитие неизбежно приобретает характер "фронтального" наступления - ведет к совокупному повышению спроса на товары и услуги в других отраслях. Например, в схожей по климатическим особенностям Канаде увеличение добычи полезных ископаемых на 1 дол. приводит к росту ВВП на 9,5 дол. В наших сибирских условиях это соотношение вряд ли окажется меньшим.
2. В городах края сегодня сохранено большое число предприятий машиностроения, химической промышленности, транспорта и иных отраслей, относящихся к технологическому обеспечению горнодобывающей и лесной промышленности, металлургии, топливно-энергетического комплекса. Как показывает история развития России и мира, новые промышленные производства такого профиля, если их создание не финансируется государством, как правило, возникают в старых индустриальных центрах. Слишком сложно и дорого разворачивать их на пустом месте.
3. На территории края еще в советское время сформировано несколько стратегических транспортных путей - Транссиб, Севморпуть, авиаузел Красноярска и Енисей. Они пересекаются, что позволяет собирать их в единый пакет и комбинировать способы доставки грузов. Именно "пакетность" сборки транспортных инфраструктур на территории, с одной стороны, а с другой - их близость к экономическим регионам будущего развития дает красноярским предприятиям дополнительный шанс стать поставщиками своей продукции для северных территорий края, Кузбасса, Якутии, Казахстана.
4. Около 80% из трехмиллионного населения края проживает в узкой полосе, проходящей вдоль Транссиба и южной границы региона. С одной стороны, именно оно составляет тот людской ресурс, который легче всего привлекать для освоения новых зон экономической активности, - меньше транспортные издержки, не требуется серьезной адаптации, больше возможностей для административного регулирования миграционных процессов. С другой - города края располагают именно тем количеством и структурой населения, которые позволяют развивать сферу услуг, включая услуги высокоинтеллектуальные, а также индустрию технологического обеспечения производства.Существуют ли сегодня намерения, субъективные причины, которые бы подталкивали к строительству общекраевого экономического пространства? Да, существуют!
Прежде всего, в такой интеграции заинтересованы сами "капитаны" сырьевых отраслей. Их двигает к этому нарастающая конкуренция. Она стимулирует, в частности, так называемую диверсификацию производства - стремление сделать его более разноплановым и устойчивым. Наиболее показательной в этом отношении является стратегия "Сибирского алюминия", перешедшего от скупки алюминиевых заводов и поставщиков глинозема к формированию многоотраслевого холдинга. Он включает производителя алюминиевой фольги "Саянал", самарское авиастроительное предприятие "Авиакор", ГАЗ, Павлодарский автозавод и многое другое.
Опыт показывает, что при принятии решения о создании новых производств руководство крупнейших компаний выбирает для инвестиций те сектора экономики и территории, которые им знакомы. Знание краевых предприятий, их состояния и возможностей - хороший мотив для капиталовложений.Есть еще одно обстоятельство, которое подталкивает сырьевиков к сотрудничеству, - необходимость влияния на смежные сектора экономики для обеспечения безопасности своего бизнеса. В свое время группа "ЛУКойл" установила контроль над Мурманским морским пароходством, получив таким образом возможность влиять на судьбу Севморпути, а значит, на деятельность "Норильского никеля". Сейчас группа "Интеррос" начинает формировать собственный флот на базе Енисейского речного пароходства, тем самым влияя на будущее судоходство по Енисею. Как это скажется на Юкосе, который приступает к освоению нефтегазовых запасов Эвенкии? Краевая власть, если она действительно намерена решать такую масштабную задачу, как реализация долгосрочной программы социально-экономического развития, - именно решать, а не только говорить о ней - должна быть сплоченной, демократичной и открытой для сотрудничества.
К сожалению, и в этой части у нас проблем достаточно. Отношения между Законодательным Собранием и краевой администрацией безоблачными не назовешь. Контакты с федеральным центром тоже особой теплотой не отличаются. Депутаты Государственной Думы от Красноярского края явно недостаточно привлекаются нами для решения краевых вопросов в столичных кабинетах. У нас до сих пор нет общего понимания того, на какой основе строить жизнь в наших городах и весях. Во многих районах едва теплится местное самоуправление, перед которым мы в большом долгу - нет закона о социальных стандартах, о финансовых основах местного самоуправления. Более того, уже начались разговоры о том, не отменить ли его вовсе. Численность депутатов на местах настолько мала, что не позволяет рассчитывать на организацию какой-либо инициативы и поддержки населения.
И, наконец, еще об одном. Краевая власть, если она строит планы на будущее, должна стать, если хотите, более "красноярской", более патриотичной.
О какой стратегии, о какой долговременной политике можно говорить, если на ключевых должностях кадры у нас меняются один - два раза в год, а то и чаще. Меня никто не убедит в том, что люди, приезжающие сюда без семей, как на вахту, всерьез думают о будущем края. Жизнь показывает, что ничего доброго они здесь, как правило, не оставляют. А вот увозят не туман и запахи тайги, как пелось в известной песне, а солидные состояния и контроль над нашими предприятиями и целыми отраслями.
Поэтому реальная, работающая программа развития края - не просто документ с графиками и статистическими выкладками. Ей нужна красноярская душа и надежный нравственный стержень - отношение к нашей земле как к Родине, которую обустраивали наши отцы и деды и где будем жить мы и наши дети.


Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=60

19.07.2001

Док. 375455
Перв. публик.: 19.07.01
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 275

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``