В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Наш край - моя Родина` Назад
Александр Усс: `Наш край - моя Родина`
О ситуации в крае
СТИЛЬ и методы сегодняшнего краевого управления в чем-то сходны с поведением властной элиты переживающих упадок империях.
Получая основную финансовую подпитку от нескольких предприятий сырьевого сектора, краевое руководство пытается "закрывать" наиболее острые социальные проблемы, удерживать ускользающие из рук возможности, создавая при этом видимость блеска и процветания.
Но управление, построенное на перераспределении колониальной ренты, требует беспрестанного роста бюрократического аппарата, провоцирует раздувание бюджетной сферы. При этом утрата реального влияния маскируется все более пышными и грандиозными ритуалами: международными визитами торжествами, парадами, демонстрацией "вооруженных сил" из кадетских корпусов и казачьего войска и пр. Но это только форма, содержания за ней уже нет. Политика сводится к популизму и интригам, У власти оказываются случайные люди, "временщики"" озабоченные лишь конвертацией своих властных полномочий в материальные блага. Пышным цветом расцветают фаворитизм и клановость.
Следующим шагом в распаде империй и развале прежней системы управления обычно является утрата контроля над колониями. Империи сначала соглашаются на самые что ни на есть невыгодные для них предложения. Затем - мирятся с утратой своего реального влияния на дела в колониях, что маскируется еще долго сохраняемой личной унией или особым статусом, формально фиксирующим связь с метрополией.
У нас в крае такими колониями являются пока автономные округа и ЗАТО, но, может быть, скоро дойдет и до муниципальных образований и отдельных предприятий?
Что происходит потом? Вас просто извещают, что в следующем году налоговые суммы, выплачиваемые в "имперский" бюджет, сокращают в несколько раз. Или прекращают их платить вообще без всякого уведомления. Политическое влияние, финансовые ресурсы, интеллектуальный потенциал концентрируются в колониях. При этом процессы, протекающие в них, перестают контролироваться метрополией.
Все это уже заметно и у нас. О производственных и корпоративных изменениях на основных краевых предприятиях чиновники исполнительной власти нередко узнавали из газет. Первые лица государства напрямую встречаются с хозяевами и менеджерами корпораций, а вот с руководством края темы для обсуждения находят с трудом.
В других случаях государственная власть начинает откровенно обслуживать интересы крупных ФПГ. Самостоятельность в принятии ключевых решений подменяется стремлением угодить наиболее сильной в политическом и финансовом отношении группировке. При этом нет никаких гарантий, что приход новой промышленной или финансовой компании преследует долговременные цели, а не продиктована корыстным желанием управлять финансовыми потоками краевых предприятий.
В условиях углубляющейся социально-экономической фрагментации краевого пространства сегодняшние методы государственного управления явно не отвечают потребностям нашего региона. Они не просто не обеспечивают развития, а фактически тормозят его. Если ситуация не изменится, краевое руководство может быть полностью "приватизировано" бизнесом. Краевая власть сегодня должна не плыть по течению, ограничиваясь непрерывным "залатыванием" очередных бюджетных "дыр", но сконцентрировать силы, посмотреть в будущее и взять на себя роль организатора новой волны социально-экономического развития в крае.
Именно государству, даже на региональном уровне, вполне по силам обеспечить необходимый уровень координации, увязать совместные планы работы лидеров краевой экономики и пока еще убыточных предприятий других отраслей с тем, чтобы провести своего рода новую "сборку" края, придав утраченную комплексность, связанность и системность организации жизни на его территории.

О Законодательном Собрании

ДЕЙСТВУЮЩИЙ состав краевого парламента приступил к работе 8 января 1998 года.
Он был избран на основе краевого избирательного закона. Прежний состав формировался в соответствии с временными положениями, утвержденными главой администрации края. В этой связи о нынешнем депутатском корпусе можно говорить как о первом по-настоящему легитимном.
В подготовке к выборам и политическом "проектировании" будущего Законодательного Собрания довелось участвовать и мне. Как заместитель губернатора края и начальник правового управления я отвечал за разработку соответствующих законопроектов в структурах исполнительной власти и за взаимодействие с депутатским корпусом.
Уже тогда в краевой политической элите сформировалось мнение о необходимости содействовать становлению начал многопартийности на региональном уровне.
Именно поэтому в избирательном законе Красноярского края, в отличие от аналогичных нормативных актов большинства других субъектов Российской Федерации, предусмотрен порядок, в соответствии с которым из общего числа депутатских мест (42) одна половина комплектуется через одномандатные округа, другая - по так называемым партийным спискам.
Итоги выборов в Законодательное Собрание в целом совпали с прогнозами. На фоне сложной социально-экономической ситуации в крае блок коммунистов и аграриев получил наибольшее число депутатских мандатов. На втором месте оказался "Союз дела и порядка", опередив известные всей стране "Честь и Родину" и "Яблоко".
Определяющим принципом и мощным созидательным фактором деятельности нашего Законодательного Собрания стал приоритет общечеловеческого над политическим. В депутатском корпусе отражается весь спектр наиболее значимых и подчас непримиримых сил в крае, и, тем не менее, Собранию удавалось сохранять единство при решении практически всех наиболее важных вопросов, которые ему довелось рассматривать.
Благодаря чему это стало возможным?
Причин здесь много. Главные из них коренятся, на мой взгляд, в глубинной общности социально-нравственных ценностей, объединяющих красноярцев. Жизнь в суровых природных условиях выдвигает на первый план требования к таким человеческим качествам, как стойкость и мужество, человечность и взаимовыручка, прямота и верность своему слову. Эти качества формировались веками и составляют сейчас основу нашего главного богатства - того, что называют сибирским характером.На пленарных заседаниях, наблюдая за залом, я иногда не мог избавиться от ощущения, что передо мной не просто люди, а большая семья. Все разные, со своими характерами и принципами. Но все друг другу хорошо знакомы и понятны. Одним словом, свои. И это говорит о многом.

О губернаторе и администрации

ДУМАЮ, своеобразным катализатором сплочения Законодательного Собрания стали "особенности", проявившиеся в деятельности краевой исполнительной власти в связи с избранием на должность губернатора края А. И. Лебедя.
Спутав во время избирательной кампании Красноярский край с Краснодарским, сразу после выборов он без ложной скромности счел возможным объявить себя его хозяином. Выражения типа "я бросил краю спасательный круг", "здесь будет одна власть - моя" употреблялись им без тени смущения. Непонятно из кого состоящая и на какие средства финансируемая - охрана, разгоняющие народ "мигалки", свита, завезенная из других городов (от водителей до телевизионных ведущих), - превратились" с тех пор в неотъемлемые атрибуты образа жизни высшего краевого руководства.
Хотелось верить, что досадные "поведенческие перекосы" компенсируются делами. В частности, будут реализованы обещания о том, что на край прольется инвестиционный дождь, что будет сохранено полноценное Красноярское отделение железной дороги, что контроль над угольными разрезами останется за краем и т. п. Не получилось. То же управление железной дорогой реорганизовали явно з ущерб краевым интересам. Угольные разрезы продали по цене, сопоставимой со стоимостью одного элитного жилого дома в Москве. С иностранными инвестициями тоже как-то не заладилось...
Словом, стало ясно, что громкие предвыборные заявления во многом оказались не более чем шумовой завесой, имитацией "бурной деятельности"" маскирующей обыкновенную управленческую беспомощность.
В край слетелись не нашедшие применения у себя дома по большей части второсортные управленцы. Вскоре жители края с изумлениём вынуждены были знакомиться с основным "достоинством" их управленческого стиля: нахрапистым умением "обложить данью предприятие, "потребовать откат" и как можно больше вывезти из края под прикрытием кампании по борьбе с "красноярским криминалом".
В команде губернатора сменилось более 40 заместителей и 8 начальников финансового управления. Почему, сменяя друг друга почти вахтовым методом, они спешно покидали затем енисейские берега? Кто и перед кем теперь за все это ответит?Нет, не случайно впервые за многолетнюю историю края в лексиконе его жителей появилось устойчивое деление на "наших" и "чужих".

О себе

В РОМАНЕ Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота" приведено изречение, приписываемое Чингисхану: Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток... мчащийся s никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?"
Подобный вопрос, думается, рано или поздно задает себе каждый человек.
Работая над книгой, перечитывая свои старые записи, я не мог избавиться от ностальгии по тем временам, когда преподавал, занимался наукой. Где-то внутри есть желание вновь вернуться к письменному столу.
Но политика меня не отпускает. Как бы пафосно это не звучало. У меня есть долг перед земляками. Есть обязательства перед коллегами и соратниками. Еще многое нужно сделать.Верю в то? что уже наступает новое время. И оно будет по-настоящему нашим.



АиФ на Енисее

http://www.speaker.su/more.php?UID=72

10.10.2001

Док. 375454
Перв. публик.: 10.10.01
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 266

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``