В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Зачем деражть народ на поводке? Назад
Александр Усс: Зачем деражть народ на поводке?
На сегодняшний день в крае 577 административно-территориальных образований: 15 городов краевого подчинения и 7 районных, 5 ЗАТО, 42 района, 467 сельсоветов и 41 поселок. На этих территориях создано 535 представительных органов местного самоуправления: 15 городских советов в городах краевого подчинения и 4 - в районных, 42 районных совета, 35 поселковых советов, 434 сельских совета и 5 советов в ЗАТО. Созданы единые муниципальные образования в Норильске, Северо-Енисейском, Богучанском и Ермаковском районах. Внутри муниципальных образований создаются различные формы территориального общественного самоуправления.
В последнее время исполнительная ветвь государственной власти края заметно пренебрежительнее стала относиться к представительным органам, особенно на местном уровне. Об этом я уже говорил накануне II съезда депутатов края в апреле нынешнего года, отмечая существенную недооценку представительной власти и, наоборот, выпячивание значения власти исполнительной - администраций разных уровней. Тогда я называл две причины: с одной стороны, действующее законодательство, позволяющее главам муниципальных образований возглавлять представительные органы, а с другой - малочисленность депутатского корпуса. Они актуальны и сегодня. Действительно, о какой самостоятельной и эффективной работе, допустим, районного совета можно говорить, если он состоит из 5-7 человек? Конечно, такой орган представляет местную власть чисто символически.
Законодательное Собрание края в течение всего срока полномочий предпринимало меры для исправления такого положения. За счет принятия краевых законов расширялась правовая база практической деятельности местного самоуправления. Были приняты законы "О местном самоуправлении в Красноярском крае", "О предметах ведения муниципальных образований", "О территориальном общественном самоуправлении", "О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае", "О принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Красноярского края" и другие.
В целях совершенствования практической работы была образована ассоциация по взаимодействию представительных органов и органов местного самоуправления, созданы координационный совет и его президиум. Улучшалась информационно-методическая работа: проводились кустовые семинары, совещания, ежеквартально выпускался информационно-методический сборник "Депутатские вести". В результате ситуация несколько изменилась: внесены поправки в уставы некоторых муниципальных образований, в полутора десятках районов численность советов возросла до 15-25 депутатов, открылись новые возможности для работы. Но в целом положение поправить не удалось.
Не урегулированы еще многие вопросы. И в первую очередь вопросы межбюджетных отношений, формирования бюджета местного самоуправления. Необходимо реформирование налогового и бюджетного законодательства в части закрепления за каждым уровнем власти своей бюджетной компетенции и полномочий. Чтобы местные руководители каждого поселка, района или города могли гарантированно рассчитывать на определенную бюджетную долю, могли планировать экономическое и социальное развитие своей территории, обладали всеми полномочиями для осуществления своих управленческих функций.
Практика организации местного самоуправления включает четыре блока таких полномочий. Блок финансово-экономических полномочий охватывает принятие бюджета, местное планирование и регулирование муниципального хозяйства. Блок коммунальных полномочий объединяет коммунальное обслуживание населения, транспорт и ремонт дорог, очистку улиц и территории, канализацию, охрану окружающей среды и т. п. К полномочиям в социальной сфере относятся содержание школ, больниц, библиотек и объектов социально-культурной инфраструктуры территории, социальная защита и помощь необеспеченным, строительство жилья для бедных и так далее. Четвертый блок - охрана общественного порядка - предполагает полномочия местной власти по установлению правил поведения в общественных местах, их обеспечению и контролю, по распоряжению местными силами правопорядка. И весь этот комплекс полномочий должен быть гарантированно подкреплен правовой и финансовой базой.
В последнее время процесс развития органов местного самоуправления в крае пошел в сторону усиления централизации исполнительных органов и умаления роли органов представительной власти этого уровня. Под предлогом якобы экономии финансовых средств предлагается (а кое-где уже и делается) представительные органы, сельские и поселковые советы ликвидировать до уровня районных и городских. Уже полным ходом идет обработка населения в районах края. Проводятся сходы граждан по вопросу объединения населенных пунктов в единые муниципальные образования. На 23 декабря назначены референдумы по созданию единых муниципальных образований в Балахтинском, Большемуртинском, Большеулуйском, Новоселовском районах. Настойчиво пробивается идея замены выборов глав местного самоуправления назначением сверху, что может в корне извратить демократическую сущность представительной власти на низовом уровне местного самоуправления. К каким последствиям это может привести? Могу с достаточной долей уверенности предположить: у нас появятся местные "царьки" и "князьки", которые будут вершить дела в своих "уделах" либо по своему усмотрению, либо по указке вышестоящих чиновников исполнительной власти.
Положение усугубляется усложняющимися взаимоотношениями между ветвями краевой государственной власти. Последний пример тому - драматическая ситуация с бюджетом края. Администрация, провалив бюджет текущего года, не спешит предлагать Законодательному Собранию бюджет на следующий, 2002 год, хотя по Уставу края должна была представить его к 1 ноября. Чем это чревато? А тем, что, по всей вероятности, бюджет 2002 года придется принимать уже новому составу Законодательного Собрания. Сделать это он сможет не раньше марта-апреля; необходимо время для того, чтобы войти в курс дел, решить ряд организационных мероприятий по выборам спикера, образованию постоянных комиссий, уточнению регламента работы парламента и т. д. И все это время расходы бюджетных средств контролировать будет некому. Краевая казна в течение нескольких месяцев будет отдана на откуп чиновникам краевой администрации и окружению губернатора края. Какие деньги и когда будут выделены органам местного самоуправления, одному Богу известно.
Финансовой самостоятельностью в нашей стране местное самоуправление пока не обладает. Не принят закон об основах такой самостоятельности и у нас в крае. И в этом, наверное, кроется главная причина всех бед. Многие функции местного самоуправления, особенно в социальной сфере, финансово никак не защищены. Что могут в таких условиях главы отдаленных от краевого центра районов или поселков? Как им содержать "социалку", с кого собирать налоги, если на территории несколько хозяйств и предприятий - и те "лежат на боку", а бюджет пустой? А нет денег - нет власти. Какой выход? Только идти просить. Вот и возникает вертикаль зависимой власти, крепнет централизация. Или, как образно выразился один из городских глав администрации, "возможность краевых властей дергать нас за поводок, держать на "привязи".
Думалось, что это явление временное, издержки переходного периода. Но, очевидно, период этот неоправданно затягивается. Все это вызывает серьезную озабоченность у депутатов Законодательного Собрания нынешнего созыва; незавершенность правового оформления и закрепления всего комплекса полномочий органов местного самоуправления как бы перекладывается на плечи депутатского корпуса нового созыва. И будь новый состав краевого парламента семи пядей во лбу, ему понадобится какое-то время для овладения основами и особенностями правотворческой деятельности в области местного самоуправления, потребуется довольно продолжительное время для практического "вхождения в тему", изучения и анализа ситуации на местах.
А оставлять без внимания проблемы местного самоуправления никак нельзя. Вопрос о перспективах развития и укрепления местных органов власти совсем не праздный. Успешное функционирование местного самоуправления, реализация права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения должны обеспечиваться государственными гарантиями, тесным взаимодействием представительных и исполнительных органов. Основой муниципального механизма должны являться именно представительные органы власти, демократически избираемые населением. Сегодня это должны хорошо понимать как рядовые граждане нашего края, так и представители обеих ветвей государственной власти.


Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=51

20.12.2001

Док. 375450
Перв. публик.: 20.12.01
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 267

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``