В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Почему нам нужен договор Назад
Александр Усс: Почему нам нужен договор
Предстоящий визит Президента РФ Б. Н. Ельцина в Красноярск должен завершиться церемонией подписания договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Красноярского края и входящих в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа. Проект договора, подготовленный в администрации Красноярского края, уже вызвал немало неоднозначных оценок. Можно спорить о содержании тех или иных положений, но так или иначе последнее слово скажет Президент РФ. У меня вызывает сомнение необходимость той дискуссии, которую сейчас пытаются навязать общественности некоторые депутаты Законодательного Собрания края. Поднимается даже вопрос о необходимости заключения такого договора в принципе. Своими соображениями по этому поводу я бы хотел поделиться.
Красноярскому краю и входящим в его состав Таймырскому и Эвенкийскому автономным округам необходимо урегулировать свои отношения с федеральным центром. При этом речь не идет о каком-либо "мирном договоре" или "капитуляции". Спорные вопросы с Федерацией руководители края и округов всегда, по возможности, старались решать путем переговоров, поиска компромиссов. Край не имеет сомнительной репутации строптивого региона. Поэтому, с одной стороны, нам удалось укрепить доверительные отношения с центром. Третий визит Президента РФ, частые рабочие поездки членов Правительства - самое наглядное тому подтверждение.
Но с другой стороны, сибирская доброта и открытость вызывает у некоторых столичных деятелей соблазн навязать нам откровенно невыгодные решения. Это положение усугубляется тем, что в Конституции РФ не везде четко и ясно прописана компетенция властных органов Федерации и субъектов Федерации. Механизм разработки и принятия федеральных законов по предметам совместного ведения отлажен из рук вон плохо. Огромное количество жизненно важных законопроектов годами не может покинуть стены Государственной Думы и Совета Федерации. Но конкретные решения приходится принимать уже сегодня, сейчас.
Очевидно, что эту проблему можно решить только посредством совместного нормотворчества, т.е. договорным путем. При всех недостатках договорный способ разграничения компетенции - во многом более оперативный, нежели законодательный.
Другой ключевой момент, край и округа должны окончательно отрегулировать отношения между собой. До недавнего времени краевое и окружное руководство принципиально расходилось по целому ряду вопросов. Состояние "ни войны, ни мира" медленно, но верно сменяется периодом диалога и конструктивной работы. "Первой ласточкой" стал подписанный в июне программный договор с Эвенкией. Готовится к подписанию аналогичный договор с Таймыром. Но внутрикраевой договорный процесс - это только половина дела. Главное - выступить при определении принципов взаимоотношений с Федерацией единым блоком и четко распределить взаимную ответственность.
До сих пор максимальное количество участников внутрифедеральных договоров не превышало трех. Я имею в виду договоры РФ с Пермской областью и Коми-Пермяцким АО и Иркутской областью и Усть-Ордынским Бурятским АО. Необходимо учитывать тот факт, что Коми-Пермяцкий и Усть-Ордынский Бурятский АО всегда следовали в одном фарватере со своими областями. У нас ситуация несколько иная. Пока не появилось постановления Конституционного Суда РФ по делу о толковании пункта 4 статьи 66 Конституции РФ, многие и в Эвенкии, и на Таймыре, и слушать ничего не хотели ни о каком "вхождении в состав края".
Благодаря договору край и округа получат возможность влиять на принятие решений в тех сферах, которые отнесены статьей 71 Конституции РФ к исключительному ведению Федерации. Это и конверсия предприятий оборонного комплекса, и электроэнергетика, и природопользование, и банкротство предприятий, расположенных на территории края и округов. Мы хотим, чтобы с нами считались, кроме того,- центр подчас сам нуждается в помощи и поддержке краевых властей.
В договоре будет четко закреплен примат норм договора над нормами актов федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, край будет застрахован от возможного произвола федеральных чиновников, зачастую мало сведущих в региональной специфике.
При этом договор будет способствовать объединению сил и возможностей трех субъектов Федерации. Особое место в нем занимают положения, регламентирующие федеральную и краевую поддержку Севера, и особенно северного завоза. Совместными усилиями должны быть разрешены проблемы Норильского промрайона. Устанавливается примат норм законов и иных нормативно-правовых актов края по предметам совместного ведения края и округов над нормами законов и нормативно - правовых актов автономных округов. Органы исполнительной власти края получат возможность осуществлять полномочия территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти.
Также предполагается, что Федерация возьмет на себя обязательство создавать для края и автономных округов единые территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти. Это позволит разрешить проблему чрезмерно раздутых штатов федеральных структур, действующих на территории края и округов.
В проекте договора содержатся положения, реализация которых позволит краю и округам усилить свою финансовую основу. В частности, мы должны получить право самостоятельно устанавливать отдельные налоги и сборы, предусматривается возможность передачи в краевую собственность (также владение или пользование) находящегося в федеральной собственности государственного пакета акций (или его части). Предполагается внедрение новой модели межбюджетных отношений и налогообложения.
В этой связи я не согласен с мнением, что в договоре якобы не проработано экономическое направление, и что он не рождает стимулов для совершенствования экономики края. Поразительно: за эти годы столько критики было в адрес администрации (в том числе и со стороны депутатов), что, мол, договор не заключен и это ставит край в невыгодное положение. Теперь, когда договор практически готов, у некоторых политиков возникает соблазн представить его как некую предвыборную акцию. При этом не берется во внимание хотя бы тот факт, что работа над ним начата еще год назад.
Что касается "неучастия" депутатов Законодательного Собрания края и общественности в процессе подготовки проекта договора, то представляется нелишним напомнить, что одно из заседаний Общественной палаты было целиком посвящено договорной проблематике. На этом заседании присутствовали депутаты. Кроме того, к этой теме неоднократно обращалась пресса. Так что о подготовке договора все заинтересованные липа были прекрасно осведомлены.
Если бы кто-то из депутатов захотел принять участие в составлении проекта, его помощь была бы с благодарностью принята.
Внутрифедеральная договорная практика имеет определенные традиции и правила. Так, еще с 1994 года подавляющее большинство внутрифедеральных договоров подписывалось Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта Федерации. Статья 54 Устава Красноярского края гласит, что высшим должностным лицом края является губернатор края. Соответственно, он должен подписывать договор от имени органов государственной власти края. Никто на прерогативы законодателей не покушается. Подготовка договора - это не заговор против Законодательного Собрания, но попытка улучшить положение края исходя из имеющихся возможностей.
Упустить шанс и не заключить договор, увлекшись спорами по вопросу "кто главнее", - непростительная для красноярцев роскошь. В Омске, Иркутске, Барнауле, Якутске государственная власть после подписания договоров не рухнула. Напротив, институциональная основа федеративной системы только укрепилась: в отношениях между Федерацией и ее субъектами не осталось более белых пятен. Федерация получила гарантии от сепаратистских выступлений, край и области - от произвола и давления. Чем мы хуже наших соседей?


Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=48

24.10.1997

Док. 375438
Перв. публик.: 24.10.97
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 271

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``