В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `Красноярье не должно жить в ситуации неопределенности` Назад
Александр Усс: `Красноярье не должно жить в ситуации неопределенности`
Нельзя жить одним днем, заниматься тем, что больше нравится, и старательно избегать принятия принципиальных решений. Нельзя перекладывать ответственность за будущее края и живущих в нем людей на кого-то еще. Нельзя жить в ситуации неопределенности, не зная, что будет важным сегодня, завтра, через несколько лет, что нужно обязательно сохранить, куда направить основные силы. Иными словами, нашему краю нужна осмысленная государственная политика развития, из которой должно быть ясно, каким будет наш край через год - два, пять, десять лет. У края есть шанс переломить тенденцию ухудшения социально - экономической ситуации и перейти к политике развития. Важно использовать этот шанс сейчас.
Что в действительности происходит в крае?
Этот вопрос задают мне везде, где приходится бывать, - коллеги по Совету Федерации, знакомые и незнакомые жители других регионов. Никогда информация о нашем крае не была такой обильной в центральной прессе, как в последние месяцы, но все же она не дает ответов, а ставит все новые и новые вопросы. Самое удивительное - эти же вопросы задают мне и земляки.
Что все же происходит в нашем крае в последнее время? В двух словах и не ответить. В течение последнего года на нас, как волны, накатываются события, которые журналисты уже окрестили "региональными кризисами".
Сначала был кризис "административно-кадровый". Его основания объективны. Пришел новый человек на пост губернатора края - появились новые люди администрации. Дальше - адаптация к условиям и проблемам края. Испытания работой выдерживают далеко не все - поэтому людей все время меняют на друга. Кадровые изменения идут и понынe, и конца им пока не видно.
За "административно-кадровым" последовал кризис "энергетический". И здесь уж точно, как на войне, - сражения за сражениями. Сначала шла борьба за пост руководителя "Красэнерго", потом за тепло, когда ценой неимоверных усилий, превратив решение рутинной хозяйственной задачи в "подвиг чиновника", удалось все же запасти толь на зиму.
"Энергетический" кризис прямо или косвенно затронул многие предприятия, представители которых в разное время выступали с весьма резкой критикой энергетической политики в крае:
угольщиков, "Сивинит", ЦБК, железнодорожников и пр. В этих баталиях пока побеждает РАО "ЕЭС России" и его дочерние структуры, расположенные на территории края. Но кому нужна будет электроэнергия, если встанут красноярские предприятия? С другой стороны, зачем победа в энергетическом конфликте, если она разорит энергетиков? Нужно искать компромисс. В свое время мы провели депутатские слушания в Законодательном Собрании края, посвященные вопросам красноярской энергетики, определили в качестве основной задачи в этой сфере согласование производственных программ энергетиков и промышленности региона. Губернатор края начал предпринимать действия именно в этом направлении. И все же кризис в энергетике продолжается.
Следующим в крае стал кризис культурный. Не буду описывать все перипетий его развития со скандалами, кадровой чехардой и судами. Главная проблема сейчас - планируемая приватизация Красноярской угольной компании, если уж и такое решение принято на федеральном уровне. Приватизация должна пройти с максимальной для края выгодой. Нужна единая позиция депутатов и администрации.
Теперь, судя по всему, мы рискуем погрузиться в еще один кризис - "алюминиевый". Ставки здесь чрезвычайно велики. Выигрыш - контроль над КрАЗом и целой группой связанных с ним предприятий. А вот зачем это краю и населению?
Но если отвлечься от скандального антуража и честно ответить на вопрос ("Что же происходит в крае?"); то ответ будет не очень приятным для руководителей края, к числу которых принадлежу и я. Ответ один: "Ничего". Точнее, ничего, что бы говорило о принципиальном се прорыве по хотя бы одному направлению в социально-экономической политики. Ситуация в экономике и социальной сфер для края продолжает ухудшаться.
Как себя чувствует экономика и социальная сфера?
Депутаты Законодательного Собрания не знают реальную ситуацию в экономике и социальной сфере края. При грандиозном же инфляционном скачке 1998 показатели производства в фактически в крае упали. Так, производство потребительских товаров составило всего 91,7% уровню 1997 года, а в целом индекс физического объема промышленного производства в Крае составил 98,6% к уровню 1997года.
За приведенными цифрами стоит небольшой рост в экспортно - ориентированных отраслях; химии и нефтехимий, в первую очередь в цветной металлургии, доля которой составляет 55% в общем объеме промышленного производства края. За этот рост стоимостных показателей производства V большой частью мы должны "благодарить" обвал рубля (объем производства в рублевом эквиваленте стал выше, так как вырос курс доллара), а не самих себя, Сколько еще могут вытаскивать Г нас, а вернее, наши показатели, Норильский горно - металлургический комбинат и Красноярский алюминиевый завод? В других 10 ведущих отраслях промышленности края за прошедший год падение объемов производства составило от 5,6 % - в электроэнергетике, до 31,5% - в машиностроении и металлообработке. А это рабочие места, зарплаты, судьбы конкретных людей.
Не радует положение сельского хозяйства в крае. Из более чем 400 хозяйств только 10% чувствуют себя хорошо, еще примерно сотня способна обойтись без массированной государственной помощи. Остальные хозяйства относятся не просто к убыточным, а к 1 банкротам. Общий объем продукции сельского хозяйства в 1998 году составы только 80,4% к уровню 1997 года. Идет спад производства основных видов Сельскохозяйственной продукции. 3а исключением производства яиц. Сокращается поголовье всех видов скота, "снижается его продуктивность. За последний год поголовье, крупного рогатого скота сократилось на 6,9%, свиней - на 8,1%, овец и коз - на 23%. Если так дело пойдет и дальше, то может статься, что у нас вообще нечего будет включать в статистические сводки.
Следствием сегодняшнего положения дел в экономике края является ухудшение жизни людей. В прошлом году инфляция в отдельные месяцы достигала 10-20%. Цены на товары и платные услуги в 1998 году крае выросли в среднем на 60,4%. Поди стали меньше зарабатывать и получать, общий розничный товарооборот в сопоставимых ценах пал на 14%. В 1998 году число официально зарегистрированных безработных выросло в сравнении с предыдущим годом на 13%.
При этом пока положение в крае се же чуть лучше, чем во многих других регионах России. Ниже темпы паления производства. В прошлом году краевые власти нашли способ увеличить финансирование поставок горюче-смазочных материалов ля сельского хозяйства почти на 50 1ЛН рублей. Горючее было поставлено в обмен на продукты для учреждений здравоохранения и образования. При дефиците финансов отдельные предприятия пищевой промышленности, "Красфарму". На государственном предприятии ПИК "Офсет" запушено новейшее даже по самым передовым мировым требованиям технологическое оборудование.
Администрация края на основе оглашения с правительством России существенно увеличила представительство региона в руководстве Красноярской угольной компании. Впервые из "северного завоза" вышел Северо-Енисейский район. Его глава И. М. Гайнутдинов добился переоборудования котельных под сжигание сырой нефти, а саму нефть стал завозить по зимнику. Только на этом экономил почти 30 млн рублей государственных средств. Мы по-прежнему среди шести регионов России, те на протяжении трех последних лет пенсии выплачиваются в основном деньгами и без существенных задержек Конечно, за такие достижения не награждают, но и делать вил, что все, тоже нельзя.
О социально - психологической атмосфере в крае

Шумно протекающие кризисы имеют еще одну особенность они, как правило, на каком-то этапе выливаются в возбуждение уголовных дел и административное давление. Конечно, уголовное преследование - чрезвычайно удобный для власти способ разрешения разногласий, но подобные методы управления способны заменить решение социальных и экономических проблем края. Если существенного улучшения в жизни края не происходит, то рано или поздно его жителям могут надоесть кажущиеся нескончаемыми "поиски виноватых".
К простым объяснениям, что во всех наших бедах виноваты тайные вредители, нельзя прибегать постоянно. Так недолго уверовать в универсальный рецепт счастья: выявить всех вредителей и образцово-показательно победить. Действительно, с каждым днем "вредителей" находится все больше. Но жизнь что-то пока не улучшается от этого. Бороться с криминалом, коррупцией государству просто необходимо. Но не дай Бог превратить все это в шумную политическую кампанию и выяснение отношений между начальниками, от которых чубы трещат у простых людей.
Я согласен с теми, кто говорит, что производственники не должны напрямую вмешиваться в политику и ставить под сомнение прерогативы государственной власти. В то же время я против стремления некоторых чиновников "рулить" предприятиями, контролировать "финансовые и материальные потоки" за пределами бюджета. Богу - богово, а кесарю - кесарево.
Для строительства требуется понимание и доверие. Край сейчас, как , никогда, нуждается в спокойствии и стабильности, предсказуемости экономической и социальной политики. Большая ответственность ложится на краевую власть, которая должна быть предсказуемой в своих действиях. Какие планы на будущее можно строить в ситуации неопределенности?

Пессимистический сценарий развития ситуации

Пока на краевом уровне не определена государственная политика в области промышленности, сельского хозяйства, не определено, как, будет решаться проблема выплаты заработной платы и финансирования социальной сферы. Я надеюсь, что федеральное правительство все же даст нам в ближайшее время бюджетную ссуду в 200 млн. рублей. Часть самых неотложных задач мы решим. Но нам надо в принципе ответить на вопрос, как не копить долги, платить зарплаты бюджетникам, финансировать сельское хозяйство и социальную сферу.
Мы должны видеть, что с краем будет завтра и как мы придем к этому будущему.
На мой взгляд, реальным является выбор одного из двух сценариев. Первый я бы назвал "реактивным управлением", т. е. управлением, которое фактически осуществляется сейчас, строится как реакция на возникающие ситуации и зачастую выливается в кампанейщину: выдача зарплаты бюджетникам, начало отопительного сезона, посевная. Это - путь в никуда. Если при таком управлении до сих пор ситуация в крае ухудшалась, почему она должна улучшиться в будущем?
Остается рассчитывать только на чудо: объявятся какие-то мифические инвесторы, дадут нам кучу денег, покажем фокус, соорудив "безналоговую зону", и все жулики страны принесут в край денежки и т. д. Сейчас посетила очередная "идея фикс" - переведем край из донорских в разряд дотационных регионов. Но ведь просить денег можно и сейчас. Главное в другом - научиться их зарабатывать.
Ожидание чуда бывает вечным, терпение людей не бесконечно. Конечно, можно попытаться переложить ответственность на врагов, саботажников, на федеральные власти, в огрехах которых всегда можно похоронить и собственные недостатки. Скажем, в каждой администрации и каждом представительном органе установить памятник "17 августа - спаситель авторитета чиновников" и поклоняться ему. Боюсь, что народ такого поклонения не разделит.
В общем, "реактивный сценарий" ничего хорошего нам не сулит. Его последствия негативны для экономики и социальной сферы. Их можно представить уже сейчас.
Первое. Утрата приоритетов в действиях исполнительных и представительных органов всех уровней. Например, огромные усилия по созданию зоны с льготным налогообложением на территории края и оставление без внимания федеральных программ ("Нижнее Приангарье". "Метро" в Красноярске. "Сибирский автобус" в Сосновоборске и пр.), которые способны были дать гораздо больший экономический эффект, причем долговременный.
Еще показательнее ситуация с краевым бюджетом. Его первый вариант был представлен в Законодательное Собрание еще в декабре. Депутаты рассмотрели проект, констатировали его пробный характер и вернули в администрацию на доработку, точно указав в постановлении на 12 страницах, что и как нужно в нем доработать. И вот только в конце марта администрация вынесла очередной вариант проекта бюджета в согласительную комиссию. Депутаты вынуждены были напоминать администрации о необходимости проиндексировать заработную плату "бюджетников" в соответствии с уже принятым федеральным законом, о включении в бюджет выплат по накопленным долгам и пр. Увы, официально проект бюджета на рассмотрение Законодательного Собрания края до сих пор губернатором не внесен.
Второе. При неопределенности источников финансирования социальной сферы, правоохранительных органов в соответствии даже с нынешними весьма скудными нормативами неизбежна политика экономии в первую очередь за счет самих работников сферы. Уже сейчас встал вопрос о сокращении примерно тысячи работников милиции. Сокращение намечается из-за сокращения федерального финансирования. Для увольняемых это будет слабым утешением. Край должен принять все меры, чтобы люди не страдали. Я в свое время курировал правоохранительные органы, и сокращаемые милиционеры для меня не просто статистические единицы, а конкретные люди, за судьбу которых я искренне переживаю.
Третье. В сельском хозяйстве каждая посевная будет неизбежно превращаться в кампанию. Посевная и уборочная и дальше будут приходить "неожиданно", приводя к авральным поставкам горюче-смазочных материалов, а затем к долгому "выбиванию" из крестьян продукции.
Четвертое. Нечего предложить и нашим территориям в качестве осмысленной "картинки их будущего". Поэтому экономически сильные регионы (Зеленогорск, Железногорск, Норильск) будут искать ее сами. Они уже сейчас живут самостоятельной; жизнью, вполне обходятся без краевых властей. Экономически слабые регионы, чем дальше, тем больше будут вставать в положение жалких просителей, без всякой надежды на будущее.
Пятое. Неизбежные проблемы с энергетикой, что автоматически скажется на состоянии красноярской промышленности.
Практически вся она была создана в советские времена на базе энергоемких производств, и ее конкурентоспособность основывалась на относительно дешевой электроэнергии. Если не будет найден баланс интересов энергетиков и других отраслей промышленности, рано или поздно многие красноярские предприятия встанут.
Шестое. Край утрачивает позиции в межрегиональной кооперации ("Сибирское соглашение"). Нам нечего предложить другим регионам с точки зрения инновационного прорыва, а обычные товарные потоки уже и так давно устроились. Чем мы еще можем заинтересовать своих соседей?
Все ли так безнадежно? Возможны ли другие сценарии развития края?

Оптимистический сценарий

Я считаю, он у края есть. Это сценарий планомерного развития, включающий в себя точное понимание пути развития края на относительно длительную перспективу, выбор тех стратегических высот в экономике, которые должны быть взяты. Прежде всего, надо принять государственную программу выхода края из кризиса, которая должна основываться на следующих принципах.
Первое - бюджет. Он не может быть революционным. За каждой его строчкой должны стоять конкретные мероприятия. Тогда бюджет станет поистине "прозрачным", контролируемым. Причем мало вносить его на рассмотрение Законодательного Собрания вовремя, нужно, чтобы он соответствовал общей программе развития края. Точнее, вместе с проектом бюджета должен вноситься еще один документ - проект плана действий администрации на год с точным указанием параметров экономики и социальной сферы, которые будут достигнуты в результате реализации этого плана и этого бюджета.
Второе - определенная промышленная политика. Должны быть точно зафиксированы долгосрочные приоритет в развитии промышленности края. Если мы намерены поддерживать традиционные для нашего региона отрасли промышленности, то, очевидно, проблема энергетики уже в ближайшее время станет основной. Бессмысленно повышать " тарифы на электроэнергию, если за нее все равно нечем заплатить. Тарифы должны стимулировать развитие производства, а не его сворачивание.У нас есть несколько реальных вариантов влияния на ситуацию в энергетике. Первый - традиционное регулирование тарифов региональной энергетической комиссией. Второй - все же попытаться изменить управление отраслью. Стоит обсудить вопрос о создании совместно с РАО "ЕЭС России" краевых энергоугольных компаний, более тесную увязку их деятельности с алюминиевой промышленностью; В-любом случае нужно создать механизм координации сбытовой политики краевых угольных разрезов, по крайней мере, внутри края.
На рынке угля сложилась классическая олигополия когда несколько крупных поставщиков одинаковой продукции конкурируют друг с другом на ограниченном поле. Они могут либо вести "ценовые войны" (в результате такой войны Бородинский разрез потеснил Березовский в поставках угля для Ачинского глиноземного комбината), неся при этом убытки из-за неизбежного падения цен, либо договориться о координации сбыта. Ясно, что ценовая война" - самая нежелательная, перспектива. Выход один: подобрать устраивающие угольщиков формы координации их деятельности (централизация сбыта, формирование ассоциаций, объединений и пр.) так, чтобы это не вело к нарушениям законодательства.
Можно было бы помочь нашим предприятиям в организации сбыта их продукции за пределами региону на, стимулировав создание специализированных торговых организаций, рекламируя общую "красноярскую марку" и пр. Выстраивая определенную тарифную, налоговую политику, определяя порядок использования краевой собственности, можно эффективно влиять на производство. Есть позитивный московский опыт государственного управления промышленностью. Зачем мы копируем отсталые в экономическом плане Калмыкию и Горно-Алтайск?
Первое, с чего нужно начать, - это создание стабильной структуры управления промышленностью на уровне края, отказ от административного способа разрешения хозяйственных споров. О каких инвестициях может идти речь, если в регион не нет стабильной власти, в экономике - сплошные конфликты, а проверки и уголовные дела становятся чуть ли не универсальным способом решения всех экономических задач?
Третье. Отдельным блоком оптимистического сценария развития края должна стать реализация на его территории федеральных программ. В 1999 году край не принимает участия ни в одной крупной федеральной программе. Даже те, что были раньше, сейчас фактически заморожены. Это провал экономического блока администрации. Свою часть ответственности за это несет и Законодательное Собрание края.
Назрела необходимость в разработке и принятии закона о реализации на территории края федеральных государственных программ, в котором должен быть предусмотрен ежегодный обязательный отчет администрации. Адресов для таких программ более чем достаточно: помимо уже называвшихся Нижней Ангары, метро в Красноярске, СЗАП в Сосновоборске, следует помнить о КАТЭКе, завершении строительства Богучанской ГЭС, о переселении избыточного населения из северных районов края и др. Мне кажется, назрела необходимость в специальной федеральной программе "Большой Норильск". Для края Норильский промрайон - донор (около 40% объемов промышленного производства края), а ведь там колоссальные социальные проблемы. Их не решить без поддержки федерального центра.
Четвертое - сельское хозяйство. Здесь сейчас борются две точки зрения. Первая состоит в том, чтобы в дела села совсем не вмешиваться, а если уж помогать, то только сильнейшим хозяйствам. Но тогда сразу нужно решать вопрос о почти 100 тысячах экономически активного населения, занятых в этом самом сельском хозяйстве, чем компенсировать потери - 8% всего объема производства края, а также неизбежное снижение производства в отраслях сельхозпереработки, транспорта, сельхозмашиностроения, топливной промышленности и т.п.
Речь будет идти уже не о 100 тысячах и не о 8%, а о катастрофе всего народнохозяйственного комплекса края. Вторая точка зрения основывается на необходимости государственной поддержки всей отрасли в целом. В Тюменской области нашли такие формы поддержки, которые стимулируют сельхозпроизводство. Введенные дотации, правильно выводимые, позволили за последние 3 года увеличить производство основных видов сельхозпродукции в несколько раз. Если мы думаем о будущем края, то вторая точка зрения должна победить.
И опять же, нужно не откладывая в долгий ящик укрепить руководство сельскохозяйственного блока нашей администрации. Возглавлять его должен человек опытный и авторитетный. Таких в крае немало. Другое - социальная сфера. Разговоры о том, что в нынешнем виде она краю не нужна, необходимо прекратить. По крайней мере, до тех пор, пока не будет ясно, какой же она должна быть. Нельзя говорить людям, что они работают впустую, что они - нахлебники. Они работают честно, и не их вина, что эта работа не всегда правильно организована, а финансирование скудно. За организацию и финансирование должны отвечать чиновники, а не учитель, врач или работник жилищно-коммунального хозяйства, общественного транспорта. С другой стороны, власти не должны закрывать глаза на то, что здравоохранение, например, стало платным. Социальные гарантий для незащищенных слоев населения надо сохранить, а в остальном легализовать платные услуги, избавив работников медицины от неизбежности нарушений финансовых правил. А вот что касается народного образования, мы должны попытаться сохранить его на надлежащем " уровне, не допуская свертывания образовательных программ и отказа от доступности бесплатного образования.
Шестое - программа вывода края из кризиса должна иметь не только с отраслевую, но и территориальную привязку. Необходимо точно определить статус дотационных территорий, территорий-доноров, и в первую очередь Норильска и Красноярска. Если в краевых законах мы точно пропишем порядок расходования средств, выделяемых на поддержку и территорий из бюджета края, на несколько лет вперед определим источники и нормативы доходов для бюджетов доноров, может быть, не понадобится сомнительных, с точки зрения права, планов реформ местного самоуправления, снимется большая часть конфликтов краевых местных властей.
Пора определить статус отдельных территорий края, где хозяйственная деятельность в настоящее время является абсолютно неэффективной. Есть населенные пункты, большая часть жителей которых работает в бюджетной сфере: коммунальном хозяйстве, милиции, здравоохранении, народном образовании, а остальные получают либо пенсии, либо пособия по безработице. Если у нас нет перспективных планов по развитию в этих районах производств, может быть, просто вывозить оттуда население, привлекая для этого не только краевые, но и федеральные средства?
Надеюсь, что в крае будет реализовываться оптимистический сценарий развития. Предпосылки для этого есть. Есть понимание необходимого целенаправленного программного развития края со стороны депутатов Законодательного Собрания. Мы видим, что постепенно укрепляется состав администрации края. Последние назначения на должности заместителей губернатора края можно считать успехами в кадровой политике губернатора. Дело осталось за малым - совместными усилиями разных ветвей государственной власти выработать и начать реализовывать программу развития края.

Что нужно сделать в первую очередь?

Во-первых, начинать следует все же с элементарного наведения порядка в управлении краем. Если показатели состояния дел практически во всех отраслях социальной сферы и экономики продолжают ухудшаться, встает вопрос об усилении в первую очередь администраций края опытными управленческими кадрами. Особенно, на мои взгляд, нуждается в усилении экономический блок администрации. Может быть, настало время вернуться к идее правительства края.
В последнее время много говорят о том, что надо упразднить в депрессивных территориях местное самоуправление, заменив его назначаемыми из края чиновниками. Это весьма спорный как с точки зрения действующего законодательства, так и долгосрочной социально-экономической эффективности план. Люди должны нести ответственность за то, как они живут, должны учиться принимать самостоятельные решения и не быть иждивенцами. А что касается средств, перечисляемых из краевого бюджета в депрессивные территории, то контроль за расходованием может быть обеспечен без всякой "административной" революции.
Во-вторых, срочно нужно разработать и принять государственную программу развития края, сделав ее обязательной директивой для депутатов, администрации, государственного сектора экономики и социальной сферы, соответственно обозначив долгосрочные "правила игры" для негосударственного сектора. Под нее должны выстраиваться ежегодные планы работы администрации и верстаться проекты бюджетов. Именно программа развития края должна послужить основой для взаимодействия с федеральными властями.
К сожалению, пока администрация края и Законодательное Собрание работают над такой государственной программой развития края гает6нокгао другого округа. Администрация сама определяет для себя приоритетные программы, которые зачастую даже не выносятся на рассмотрение Законодательного Собрания в свою очередь, ЗС вынуждено разворачивать свою работу по созданию программы развития края. Мы не можем и не хотим подменять исполнительные органы власти. Депутаты и Собрание в целом не должны заниматься текущим управлением. Наше дело принимать законы и утверждать планы и бюджеты. Поэтому мы работаем над программой развития края в доступной нам форме - проводим слушания, предлагаем администрации разработать соответствующие проекты и т. д. Уже прошли слушания, посвященные энергетическому комплексу края, проблемам северных территорий, на очереди - слушания по вопросам сельского хозяйства и социальной сферы.
Здесь главное не свалиться опять в мистификации, выдавание желаемого за действительное. Программа должна нести идею будущего, определять концептуальные пути его достижения, и она не может быть заменена перечнем случайно выбранных проектов. Пора создать совместную группу Законодательного Собрания и администрации, поручив ей разработку концепции долгосрочной программы развития края.
В-третьих, нужно усилить взаимодействие с федеральными властями и федеральными структурами; типа РАО "ЕЭС России" и РАО "Норильский никель", действующими: на территории нашего края. В частности, можно было бы резко интенсифицировать взаимодействие с РАО "НН", доработав протоколы общему соглашению РАО и края. В протоколах можно было бы предусмотреть формирование специально го заказа со стороны Норильского, комбината и РАО для красноярских предприятий на поставку их продукции. По самым скромным подсчетам, сумма этого заказа могла бы превысить 3 млрд. рублей, чего вполне бы хватило для оживления многих красноярских предприятий (КЗЦМ, "Сибсталь", "Красмашза вод" и др.) Назрел вопрос и о проведении взаиморасчетов с федеральным центром по его долгам пере; предприятиями края.
В-четвертых, нужно рассмотрен вопрос о накопившейся задолженности наших предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами. Если необходимо создать нормативную базу для решения это вопроса на краевом уровне, то еле дует обсудить соответствующий законопроект в Законодательном Собрании. В краевом законе можно было бы предусмотреть создание специальных государственных институтов, занимающихся реструктуризацией задолженности, проводящих в отношении ее специальную государственную политику.
В общем, неотложных дел, задач перса краевыми властями стоит огромное множество. Главное - достичь понимания и согласия Законодательного Собрания, губернатора деловых и политических кругов работать над их решением совместно, делить ответственность за состояние дел в нашем Красноярье.



Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=49

24.04.1999

Док. 375435
Перв. публик.: 24.04.99
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 291

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``