В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Депутат всегда на посту Назад
Александр Усс: Депутат всегда на посту
- Александр Викторович, следующая сессия Законодательного Собрания соберется только в сентябре. Депутаты ушли на депутатские каникулы?
- Действительно, 15 июля прошла внеочередная сессия и наступил некоторые перерыв, но депутаты в своем большинстве продолжают работать. Из сорока одного депутата (как известно, Глеб Фетисов лишился полномочий) у нас на освобожденной основе работают только четырнадцать и их отпуска не делают погоду в работе Собрания. У нас всегда кто-то "на посту".
Другое дело, что посевная прошла, бюджет принят, связанные с этим налоговые изменения произведены, бюджетники пусть и с большими трудностями, но уходят в. отпуска. Поэтому вполне логично, что депутаты во время "пересменки" должны сосредоточиться на работе в округах, да и собственный отпуск использовать.
- Вы поставили ряд вопросов, ставших предметом рассмотрения Законодательного Собрания: приватизация Красноярской угольной компании, проект изменений в Уставе края, бюджетные гарантии для поставок мяса в счет гуманитарной помощи Евросоюза России, Решения Собрания по этим вопросам вызвали неоднозначную реакцию общественности.
- Очевидно, вы имеете в виду реакцию прессы? Летом общественность реагирует на экономические и политические события больше публикациями нежели манифестациями.
Действительно, последнее время пресса немало сообщала о деятельности Собрания. По большей части это справедливо. Ведь депутаты рассматривали вопросы, от решения которых зависит судьба многих красноярцев. Например, приватизация Красноярской угольной компании. Депутаты "плотно" занимаются проблемой угол ной отрасли края уже год. Все началось депутатских слушаний по вопросам энергетики, прошедших в феврале прошлого года. Ясно, что от того, как работают угольные разрезы во многом зависит самочувствие красноярской промышленности да и наше с вами тоже. Жить в Сибири - значит зависеть от тепла. К сожалению, опыт негативных последствий переноса управления красноярскими предприятиями за пределы край мы уже имеем. Сначала "уходят" финансовые потоки, потом налоги, сворачивается социальная сфера. Можно посмотреть, что произошло с Ачинским нефтеперерабатывающим заводом после того; как он, ушел под управление ВНК, а затем "ЮКОСа".
Другое, дело, что проблему Красноярской угольной компании все равно нужно решать. Она не том, кто должен править угледобывающими предприятиями - государственный чиновник или частный собственник, а в том, как должно строиться управление. Все вроде бы понимают. Что за уголь нужно платить всем потребителям, но находиться масса причин и оправданий для того, чтобы не платить. А самое главное оправдание - государственный интерес, отсутствие у государства средств и пр. Чтобы не мучиться с расчетами между государством и во многом принадлежащими ему угледобывающими предприятиями, решили отдать их в руки частного капитала. Уж он то не допустит неплатежей за уголь. Но, предлагая столь радикальное решение проблемы повышения экономической эффективности угледобывающей отрасли, мы рискуем расстаться с рычагами управления собственной экономикой и действуем по принципу: лучшее лекарство от перхоти - гильотина.
По крайней мере, мне представляемся недопустимым спешить со вторичной приватизацией на наших угледобывающих предприятиях до представления экономического и социального обоснования этого: решения. Впрочем, обо всем этом уже много сказано, написано.
- Сейчас ничуть не меньше, чем о Красноярской угольной компании, пишут и рассказывают о проблеме поставок в край мяса в качестве гуманитарной помощи. Вам не кажется, что эта проблема искусственно раздута?
- Кажется. Эти вопросы по своей значимости и рядом не стояли! Речь идет, о небольших объемах мяса - менее трех процентов нашей годовой потребности. И сколько шума! А вот о том, почему аграрный сектор продолжает "заваливаться", что произведённое у нас мясо вывозится в Иркутск, Абакан, Томск, стараются ничего не говорить. Говорится о каком-то "гуманитарном мясе" (вроде чуть ли не в Подарок), хотя речь идет о продукции, за которую нужно платить. Для решения вопроса была созвана внеочередная сессия. Мясо получают крупные мясокомбинаты, частные предприятия, край же дает гарантию, что они за это мясо рассчитаются. А если нет? Деньги заберут из бюджета, из кармана учителя, врача. Логичнее было бы отвечать по своим обязательствам самим мясокомбинатам. Кстати, я голосовал за то, чтобы мы при определенных условиях се же дали бюджетные гарантии. Но, в тоже время, могу понять депутатов аграриев, которые с настороженностью отнеслись к "продовольственной интервенции" из за границы. Ведь известно, что такая интервенция всегда приводит к сворачиванию собственного сельского хозяйства, и потому стимулируется зарубежными правительствами готовит рынки сбыта для их сельхозпроизводителей. Понятно, что Евросоюз жизненно заинтересован в поставках продовольствия в нашу страну. Там давно просчитали: если продовольственные запасы в Западной Европе будут расти сегодняшними темпами, то к 2005 году интервенционные запасы зерновых достигнут 51 млн. тонн. говядины - 1,5 млн. тонн. Поставить нам свои излишки - удачный повод спасти своих крестьян. Правда, могут погибнуть крестьяне российские, но кто же об этом будет переживать!
Удивительно, но наша пресса всегда с сочувствием освежает борьбу каких-нибудь французских или бельгийских крестьян за защиту своего продовольственного рынка. Где же такое понимание, когда на подобную борьбу решаются красноярские крестьяне?
- И все же депутаты тоже могут ошибаться. Ведь совсем недавно пришлось корректировать собственный закон о налоге на вмененный доход. Или вы считаете, что Законодательное Собрание должно находиться вне зоны критики?
- Не может быть ни лиц, ни организаций - "священных коров", вне критики, вне контроля общественности. И Законодательное Собрание - не исключение. Но пример с вмененным доходом неудачен. Закон в первоначальном виде принят по инициативе губернатора, и он же сам наложил на него вето. Ничего страшного в этом не вижу. Не добивается тот, кто ничего не делает, Мы Учли новые предложения администрации, скорректировали закон, нашли возможность дифференцировать налог в зависимости, от. условий хозяйствования предприятий (работают ли они в краевом центре или в депрессивном сельском районе, торговая точка расположена на центральной "улице магазинов" или "рабочей окраине").
Если разбираться досконально, то эмоциональную реакцию предпринимателей вызвал не сам принцип взимания налог с вмененного дохода. Большинство людей понимает, что рост налогового бремени почти неизбежен. Страна брала кредиты, тратила их до 17 августа легко. Теперь наступило время возвращать долги. Как часто бывает в семье, занимает кто-то один, и он же тратит, а возвращать всем. Приходиться быть экономнее, строже учитывать каждую копейку в бюджете, бороться с утечкой денег, с их неконтролируемым оборотом. Другого выхода расплатиться с долгами нет. А вот ставки налога, точнее расчет вмененного налога - дело сложное и для нас новое. На основе представления налоговых органов первоначально были жестко закреплены расчетные суммы вмененного дохода. Предприниматели представили собственные расчеты. Я надеюсь, что в конечном итоге мы сообща приняли оправданный и работающий закон. Хотя не исключено, что через 3-6 месяцев к нему надо будет вернуться еще раз, внести коррективы с учетом практики.
В то же время в работе Собрания есть вещи, которые я бы хотел изменить, исправить.
- Можно назвать эти вещи?
- Не хотелось бы превращать интервью в "китайскую кампанию самокритики". Я отмечу только два момента, на мой взгляд самых важных, которые требуют работы депутатов над их исправлением. Во-первых, до сих пор большинство законопроектов, представляемых на рассмотрение Собрания, разрабатывается администрацией. Во-вторых, мы требуем от администрации перехода к планомерному управлению краем; пора ив Законодательном Собрании, иметь свой программный документ, определяющий приоритеты государственной и социально-экономической политики на долгосрочную перспективу.
Впрочем, осенью думаем провести своеобразную "сессию планирования" - серию рабочих мероприятий, посвященных только одной проблеме - государственному управлению краем. Хотелось бы, чтобы это мероприятие состоялось.
- Александр Викторович, а есть что- то в деятельности Законодательного Собрания, чем вы гордитесь? Что-то, что выделяет наше ЗС среди прочих?
- Скажем, такт у нас есть позитивный опыт, который, насколько я могу: судить, весьма интересен для моих коллег по Совету Федерации, депутатов других субъектов РФ. Прежде всего это ассоциация депутатов представительных органов равных уровней в крае. Инициатором ее создания выступило Законодательное Собрание. Ассоциация уже работает проводим мероприятия на территориях, учим депутатов, помогаем в меру своих сил представительным органам местного самоуправления. Сейчас красноярский? депутаты Государственной Думы РФ вышли с предложением провести осенью в Красноярске большое совещание с представителями разных регионов, посвященное проблеме межбюджетных взаимоотношений. Думаю, что, и ассоциация депутатов поддержит такую инициативу.
Интересен опыт проведения депутатских слушаний. Его нет у многих представительных органов других субъектов Федерации. Скажем, "северные слушания", которые мы провели в апреле этого по общему признанию явились первыми за последние восемь лет опытом квалифицированного обсуждения, проблем северных территорий края на таком уровне.
- Вы упомянули про проблемы северных территорий, а как вы относитесь к созданию "Северной партии"?
- Да,- действительно, в крае, и в первую очередь в Норильском промрайоне, сейчас создается "Северная партия". Я могу понять норильчан. Они всегда ощущали себя живущими на своего рода острове, а край был для них "материком". Несправедливо экономически доминировать в крае, давать значительную часть поступлений в краевой и федеральный бюджеты, но в силу малочисленности населения не быть представленными в Государственной Думе. Отсюда, на мой взгляд, и стремление создать собственную "политическую площадку", консолидировать всех северян, чтобы добиться большего политического представительства в государственных органах разного уровня.
Правда, у этого стремления к "обособлению" в политическом плане есть и существенные негативные последствия. Все равно "Северной партии не удастся сформировать фракцию, способную существенно повлиять (не вступая в политические блоки и альянсы) на расклад сил в Законодательном Собрании края и Государственной Думе.
Все равно придется в ходе выборов или после их завершения встраиваться в некую политическую "вертикаль", искать союзников.
- Александр Викторович, а как же тогда "Союз дела и порядка", который вы представляете? Ведь он тоже является региональной организацией и, если решит участвовать в федеральных выборах, сам должен войти в союз с другими политическими силами. - Да, "СДП" является региональной организацией. Но это вовсе не значит, что мы устраняемся от участия в федеральных выборах. Во-первых, обязательно поддержим отдельных кандидатов в депутаты по одномандатным округам. Нам вовсе не безразлично, кто будет представлять край в российском парламенте, Причем при решении вопроса о поддержке главным для нас будет не партийная принадлежность, а личные качества и программа кандидата. Во-вторых, можем поддержать и чей-то "партийный список". Предложения совместно пойти на выборы поступают, в том числе от очень влиятельных российских политиков, известных на всю страну руководителей регионов. Пока решение не принято. Решать будет координационный совет. Очевидно, произойдет это в начале осени".
- А. как вы оцениваете предвыборную ситуацию в стране? Сами не собираетесь выдвигаться кандидатом в депутаты Государственной Думы?
- Выборы в Думу, очевидно, будут драматическими. Все большее число людей осознает, что эти выборы - тур предварительного голосования за нового президента России. Уходит в прошлое эпоха правления первого президента России Б. Ельцина. Приход на этот пост нового человека будет означать для многих потерю должностей, своего бизнеса. Как теперь-принято говорить, "грядет смена элит. Это "верхушечная революция", но она не может не волновать администраторов и чиновников, олигархов, прессу, депутатов. Ставки на выборах очень велики. Поэтому появляется для многих еще один стимул попасть в Государственную Думу. Это будет пусть и не очень надежная, но все же гарантия сохранения своего статуса. Даже Б. Березовский объявил о том, что будет баллотироваться в Думу по одномандатному округу.
Я думаю, еще немало сенсаций принесут нам грядущие выборы. И, тем не менее, об одной особенности, можно, на мой взгляд, говорить уже сейчас. Это будут выборы, погоду в "которых будут; делать большие деньги, затраченные на "раскрутку" кандидатов. И это будут выборы, в которых решающих фактором - будут не политические программы партий, а личности их лидеров. Люди будут голосовать не столько по идеологическим соображениям, сколько по личной симпатий к претендентам на места в Думе.
Выборная гонка начнется только 19 августа. Поэтому всех нас есть еще возможность подумать. Подумаю и я.
- Последний вопрос: какие события за последнее время оказались наиболее важными для вас лично?
- Если отвлечься от служебных забот, то самыми важными стали два события: старшая дочь закончила юридический факультет университета, а сын только что на него поступил. Теперь у нас семья юристов (жена тоже юрист). Еще надежда - на младшую дочь. Она осенью пойдет в первый класс и, может, еще выберет другую профессию.



Совет администрации Красноярского края

http://www.speaker.su/more.php?UID=23

22.07.1999

Док. 375432
Перв. публик.: 22.07.99
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 266

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``