В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: ХХI век: стратегия `прирастания` Назад
Александр Усс: ХХI век: стратегия `прирастания`
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Сибири, особого оптимизма не вызывает. Интересно, какие прогнозы относительно будущности нашего региона выдвигают ученые?
М. Новиков, Тура
Мы попросили высказаться по этому поводу председателя Законодательного Собрания края, доктора юридических наук, члена экспертного совета "Аргументов и фактов на Енисее" Александра УССА:
Россия без Сибири

Будущее - это всегда настоящее. Только одухотворенное желанием и целью. На протяжении по меньшей мере двухсот лет Россия осваивала Сибирь, удерживала се в своих границах и укрепляла ею свое собственное могущество. Сибирь была огромной индустриально и комплексно развивающейся сырьевой площадкой СССР и всего социалистического лагеря. При всех недостатках прежней системы хозяйствования государство давало Сибири многое. Осуществлялось стратегическое планирование. В точках экономического роста концентрировались необходимые (а иногда даже избыточные) финансовые и людские ресурсы.
Директивная производственная кооперация и ценовая политика покрывали не только потери от неэффективных технологий, но и значительные социальные издержки, характерные для сибирских территорий.
Что дает страна Сибири сейчас? Может быть, по-прежнему формирует для нас образ будущего, предписывая сибирякам, что им делать сейчас, чтобы завтра жить лучше? Нет. В данный момент у России отсутствуем общая экономическая стратегии. Тогда, может быть, инвестиции? Тоже ист. Объектов, которые получают их в относительно больших размерах, в Сибири очень немного. Более того, капитал уводят от нас через банковские схемы, организацию товарных и финансовых потоков - причем таким образом, что большая часть доходов оседает к западу от Урала.
Падение промышленного производства достигло таких величин, что даже самый передовой сектор сибирской промышленности - а именно ее сырьевая индустрия - переориентировался в основном на нероссийских потребителей.
Со стороны глобального мира, наряду с технологическим, проявляется еще один, не менее важный вызов - демографический, а точнее - иммиграционный. Население Сибири, и без того отличающееся крайне низкой плотностью, постепенно стареет и сокращается. В то же время в соседних странах Азии численность населения растет гигантскими темпами. Число мигрантов, осевших в Сибири и на Дальнем Востоке, стремительно увеличивается. Занимаясь "челночной торговлей", мигранты действуют как эффективная сбытовая сеть промышленности своих стран, подавляя тем самым российских производителей.

Под пятой Японии и Китая

Что дальше? Развитие "сибирской ситуации" может пойти по нескольким сценариям. Первый, весьма вероятный, можно обозначить как инерционный. Федеральный центр не будет вмешиваться в течение внутрисибирских процессов, пустив все на самотек. В этом случае, очевидно, центробежные тенденции будут возрастать. И в этом свете вполне реально выглядит идея японских ученых о трехзвенной организации экономики азиатско-тихоокеанского региона: природные ресурсы Сибири, людские - Китая, финансовые и научно-технические - Японии. Ясно, что это может означать для нас.
Второй сценарий - самоизоляция. Страна обособляется от глобального мира, воссоздает так называемую "мобилизационную экономику". Возможно, это позволит восстановить внутренние производственные связи. Но общие социально-экономические последствия такого шага будут отрицательными.

Ускоренная модернизация

Наиболее предпочтительным для нас сценарием является ускоренная модернизация Сибири. Глобальный мир движется в сторону "постиндустриального", так называемого "информационного общества", где определяющее значение имеют не сырье само по себе и не производственные мощности для его переработки - но знания, воплощенные в передовых технических разработках. У нас есть интеллектуальные и материально-технические предпосылки для того, чтобы занять в этом мире достойные позиции. Для этого необходимо развитие передовых сибирских отраслей, выделение "зон технологического прорыва", "зон стратегических интересов". Вероятно, следует вернуться к централизованному финансированию проектов, обеспечивающих выход на лидирующие позиции.
Сибирские предприятия могут быть существенно укреплены за счет стимулирования глубокой переработки сырья (дифференцированные транспортные, энергетические, таможенные тарифы, налоговый режим), через создание специализированных уполномоченных компаний (по типу "Росвооружения"), отвечающих за продвижение нашей продукции на мировых рынках.Многое из того, что можно и нужно сделать, давно и очень хорошо известно. Недостает главного - государственного подхода и политической воли.

Общенациональная задача

Ускоренная модернизация Сибири не может быть совершена силами отдельных компаний, отраслей, регионов. Это общенациональная задача, которая требует возведения ее в ранг государственной политики. Срок, отпущенный для принятия этого решения, не так уж велик.
И последнее. У нас любят цитировать (и порой совершенно не к месту) знаменитый тезис Михайло Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью. Но просто так ничего и никогда не "прирастает". Могущество, богатство, процветание, само будущее России будет зависеть от того, насколько скоро мы выберем правильную стратегию этого "прирастания".



АиФ на Енисее

http://www.speaker.su/more.php?UID=30

25.11.1999

Док. 375428
Перв. публик.: 25.11.99
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 281

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``