В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: Китайская экспансия в Сибирь: миф или реальность? Назад
Александр Усс: Китайская экспансия в Сибирь: миф или реальность?
Уважаемая редакция! Я с удовольствием читаю "Трибуну" и являюсь ее подписчиком еще с тех пор, когда она называлась "Социалистическая индустрия". На правах давнего друга хотел бы подсказать вам одну тему.
Мне кажется, средства массовой информации обходят важнейшую тему - демографическую. В то время, когда в мире происходит взрывной рост населения, наша страна ежегодно теряет около миллиона человек. Учитывая, что над Сибирью и Дальним Востоком у нас нависает мощнейшая мировая держава, которой не хватает жизненного пространства, а у нас территория все более пустеет, нетрудно представить, что в ближайшие годы Россия, особенно ее восточная часть, будет заселена китайцами.И вовсе не обязательно это произойдет путем военных действий. Собственно, мирное завоевание России уже началось. Судя по данным, опубликованным в печати, в настоящее время в нашей стране уже проживает несколько миллионов китайцев, и ежегодно число их увеличивается на 500.000 человек. Несомненно, колонии их будут увеличиваться.
Михаил КАПУСТИН.ВОЛОГДА.
Это письмо комментируют профессор кафедры экономики Института стран Азии и Африки МГУ Виль Гельбрас и председатель Законодательного собрания Красноярского края, доктор юридических наук Александр УСС.
ВИЛЬ ГЕЛЬБРАС: Россия превратится в страну иммигрантовНа мой взгляд, "китайское наступление", "демографическая экспансия" и все такое прочее - это миф. Занимаясь этим вопросом, я пришел к выводу, что публикации, посвященные китайской экспансии, мягко говоря, не соответствуют действительности. Нет никакого мирного завоевания, не нашел я и следов 500 тысяч китайцев, которые якобы ежегодно приходят в Россию и растворяются на ее просторах. Нет и территорий, которые были бы прямо или через подставных лиц захвачены в России китайскими иммигрантами. И ни одно из ведомств, чьи представители это утверждают, не может привести никаких достоверных фактов на сей счет.
Что есть? Есть естественное развитие отношений между двумя странами. Созданы представительства многих средних и крупных китайских фирм. В российских учебных заведениях снова появились китайские студенты. А "челноки" - эта форма торговли отмирает. Их постепенно вытесняют крупные и средние российские и китайские торговые компании.
В Сибири на китайцев много собак вешают. Но, думаю, не вполне корректно объяснять провалы нашей легкой и пищевой промышленности конкуренцией дешевых китайских товаров. Более того, китайские товары спасли в определенной степени в начале 90-х годов население Восточной Сибири и Дальнею Востока. Торговля позволила наполнить прилавки восточных регионов продуктами питания, на которые не поступает отечественная продукция. И хотел бы я знать, как сейчас наше население сможет обойтись без китайских товаров при том уровне доходов, которым оно обладает.
Так что же, выходит, все опасения относительно нашего восточного соседа безосновательны? Нет. Я бы на месте властей в первую очередь обратил внимание на китайские землячества, существующие во многих городах России. Скажем, в Москве китайское землячество обладает развитой структурой жизнеобеспечения: здесь выходит несколько газет, в том числе и на китайском языке, в столице действуют две пейджинговые компании, работающие на китайском языке. Существует очень разветвленная система услуг, вплоть до сексуальных, ориентированная на китайцев. В столице организованы ассоциации предпринимателей, женщин, студентов и так далее. Подобные мини-государства, обладая колоссальными финансовыми средствами от торговых операцией, способны в любой момент принять неограниченное количество иммигрантов. То есть они являются как бы фортами для возможных переселенцев, и в будущем эти высокоорганизованные землячества могут создать очень серьезные проблемы.
Вторая проблема. Почти весь китайский бизнес, в том числе и крупный, предпочитает действовать в теневом секторе. Мало того, что он уходит от налогообложения, но в руках восточных дельцов сосредоточиваются огромные средства, которые в кризисной ситуации могут сыграть отрицательную роль.
Третья проблема заключается в том, что Россия становится отстойником. Раньше она была транзитной страной для эмигрантов, стремящихся в Европу. Но в последнее время уехать на Запад стало трудно - граница перекрыта, а число фирм, специализирующихся на нелегальной переброске иммигрантов в Европу и действующих на территории России, возрастает. В результате многие китайцы, мечтающие о Париже и Лондоне, остаются в России. И лишь законченные романтики могут надеться, что этот своеобразный контингент пополнит ряды законопослушных граждан.
Много стонов раздается относительно упрощенного визового режима на границе наших стран. Но зададимся вопросом: кто чаще пересекает границу, россияне или китайцы? Так вот, только за первую половину прошлого года россияне пересекали границу 400 тысяч раз, а китайцы посетили Россию 235 тысяч раз. Поэтому, когда я слышу от нашей миграционной службы предложение ввести на границе запретительный режим, то всякий раз хочу спросить: а по кому больнее ударят эти меры, и чего мы добьемся? Вместо запретов надо создавать принципиально новое законодательство, которое будет регулировать жизнь иностранцев в России.
АЛЕКСАНДР УСС: Чем мы ответим на великое переселение?По прогнозам специалистов, в ближайшие десять лет население России сократится на 8 проц. В Сибири демографическая ситуация еще более сложная, что связано с деиндустриализацией Севера и оттоком его жителей.
В то же время в соседних странах Азии население растет гигантскими темпами. По данным экспертов ООН, к 2050 году население Азии, где сейчас проживают 3,5 млрд. жителей, увеличится до 5,6 млрд. человек. Важно учитывать, что именно территория (земля) для этого населения является основным средством производства и главной ценностью которая будет становиться все более дефицитной. В связи с этим вполне реален сценарий иммиграционного освоения российских территорий выходцами из азиатских стран.
Многие аналитики высказывают мнение, что угроза демографической экспансии уже через несколько десятилетий может стать главной среди факторов риска для национальной безопасности России. Зонами наибольшей уязвимости называют Сибирь и Дальний Восток. Ситуация с иммигрантами здесь еще не достигла критического состояния, хотя их численность в Хабаровском крае, Читинской и Иркутской областях, на Алтае и в других восточных районах страны, по некоторым данным, составляет от нескольких десятков тысяч до миллиона человек. Точное число осевших на Дальнем Востоке и Сибири мигрантов назвать трудно во многом из-за нелегального характера их пребывания на территории России.
Почему же иммиграцию в российскую Сибирь следует расценивать как вызов, считать ее угрозой безопасности России?
Иммиграций из азиатских стран в Сибирь является не "импортом мозгов", а массовым процессом притока населения, ориентированного на доиндустриальные формы хозяйствования и жизни. Мы имеем дело с иммиграцией, которая не несет с собой технологического и социального роста, а является средством освоения новых территорий.
Если в развитых странах такая иммиграция позволяла ускорить переход коренного населения из сектора "неинтеллектуального" труда в сферу интеллектуального, то в Сибири - наоборот.Именно для депрессивных и стагнирующих регионов Сибири иммиграция - реальный вызов, способный вызвать крах страдающей социальной системы.
Европейская Россия ничего не может противопоставить этой "азиатской колонизации". Российская миграция из Европы в Сибирь сейчас не может быть осуществлена по "столыпинскому образцу". Просто не найдется такого количества населения, готового на экстенсивное доиндустриальное освоение новых территорий. Скорее всего, новая российская колонизация Сибири возможна только по образцу советского индустриального освоения 40-70-х годов.
Но средств для индустриального развития, особенно стагнирующих и депрессивных регионов Сибири, у страны сейчас просто нет. Например, по оценкам экспертов "Организации европейских стран для кооперации и развития" (OECD), для того чтобы Красноярский край по продуктивности труда вышел на уровень Канады (близкой к краю по природно-климатическим условиям), необходимо инвестировать в регион не менее 50 млрд. долларов (оптимистический прогноз), а реально - о г 80 до 150 млрд. Что же тогда говорить о масштабах инвестиций во всю Сибирь для ее промышленной модернизации и организации новой индустриальной миграции.
Иммиграция из азиатских стран осуществляется в условиях правовой неопределенности статуса иммигрантов: многие из них находятся в стране на нелегальных основаниях. В частности, за 10 месяцев 1999 года в Красноярский край прибыло свыше 14 тысяч иммигрантов, а надлежащим образом было оформлено пребывание в России лишь 1.360 из них. Нелегальные иммигранты не имеют социальных гарантий, но в то же время и не несут гражданских обременении, более того, они связаны гражданской ответственностью со своим государством.
Однако такая правовая ситуация не может существовать долго. Если Россия не урегулирует пребывание иммигрантов, то эта неопределенность устранится сама собой в пределах жизни одного поколения. Произойдет фактическая натурализация родившихся на новых землях детей иммигрантов. К тому же сейчас правовая неурегулированность пребывания иммигрантов в Сибири вытесняет их в сферу "черного рынка", в безналоговую зону, что позволяет им концентрировать мобильную массу рублевых и валютных денежных средств в наличной форме. Пока еще эта масса средств не позволяет иммигрантам управлять экономикой осваиваемых регионов. Но это всего лишь вопрос времени.
Иммигранты из азиатских стран, занимаясь "челночной" торговлей, фактически действуют, как огромная торгово-сбытовая сеть промышленности своих стран на территории России. Причем, поскольку сбыт осуществляется по правилам черного рынка", это выступает как важнейшее преимущество азиатских предприятий в конкурентной борьбе с аналогичными предприятиями России, а точнее, Сибири.
Неконтролируемый приток переселенцев из-за границы вполне может привести в Сибири к формированию больших этнически замкнутых групп, которые так и не войдут в культурную среду коренного населения. Более того, иммиграция как "занятие территорий" может сформировать целые регионы в этническим преобладанием Тим-мигрантов, сохраняющих образ жизни (культурный, хозяйственный и даже политический), характерный для их исторической родины. Иммигранты приходят в депрессивные и стагнирующие регионы Сибири, превращают их своим трудом во вполне обжитые "анклавы оседлости" и делают их своими собственными территориями.
Демографический вызов Сибири со стороны глобального мира еще только-только разворачивается. Пока он существует в виде намечающейся тенденции движения переселенцев из Азии в российскую Сибирь. И в этом отношении утверждения, что идущая через восточную границу инфильтрация иммигрантов может привести к превращению Сибири в подобие края Косово, пока еще являются преувеличением. Но, учитывая малую плотность населения Сибири, а также состояние экономики большинства сибирских территорий, мы уже сейчас должны со всей серьезностью отнестись к подготовке ответа на демографический вызов для этого региона России.


02.03.2000

http://www.speaker.su/more.php?UID=124


Док. 375426
Перв. публик.: 02.03.00
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 293

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``