В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Усс: `На мой памятник собирали деньги` Назад
Александр Усс: `На мой памятник собирали деньги`
- Александр Викторович, правы ли восточные мудрецы, утверждающие, что тяжелее всего жить в эпоху перемен?
- На то они и мудрецы, чтобы верно мыслить. Но эпоха перемен расширяет возможности человека. В то застойное время в моей биографии был эпизод, который вполне мог нарушить нормальное течение жизни. Что тогда значило исключение из партии для человека, занимающегося наукой, заканчивающего аспирантуру? Это крест на возможности жить полноценно, все идет насмарку.
Я не смог бы практиковать как юрист, работать журналистом, занимать руководящий пост. К счастью, со мной этого не произошло, но есть масса примеров иного исхода. Теперь жизнь стала многовариантной, раскрылись таланты во всех сферах человеческой деятельности, появились возможности для проявления здоровой и, к сожалению, нездоровой инициативы. Эпоха перемен имеет как свои минусы, так и много плюсов.
- А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в стране?
- Думаю, со мной согласится большинство, что положение очень тяжелое. Но связываю это не только и не столько с объективными трудностями переходного периода от социализма к капитализму. За последние 10 лет было совершено очень много стратегических акций, которые являлись ошибочными априори. Это, например, акционирование, лишение государственного статуса отраслей промышленности, дававших нам главную часть валютных поступлений, составляющих основу федерального и местных бюджетов. Цветная металлургия, энергетическая система. Зачем было продавать угольные разрезы? Предприятия с самым дешевым углем - потенциально наиболее рентабельные в отрасли. Их тяжелое экономическое положение определяется тем, что с ними не рассчитываются потребители (прежде всего бюджетники) и очень высок транспортный тариф. В таких условиях их покупать совершенно невыгодно. Тем не менее, не без зарубежного влияния определяются условия продажи. А может, это наши люди, имеющие рычаги за границей, давят на государство? После продажи разрезов пойдет борьба за необходимость жесткого расчета с угольщиками и снижения транспортного тарифа. Это правильно, но почему-то такое начнется лишь после перехода разрезов в частные руки. А аргументы, что государственным предприятиям не дадут какой-то транш, не из категории экономических. Подобное делается не без корыстного, отчасти и злого умысла.
Частник должен прийти туда, где необходима конкуренция, государство не справляется со своими обязанностями. В торговлю, бытовое обслуживание, в которых процветали незаинтересованность в обслуживании клиентов, хамство.Но если стратегические ошибки были понятны изначально, как же удалось их допустить?
- Я не принадлежу к тем, кто во всем видит какой-то "масонский заговор", но определенный резон в рассуждениях такого плана есть. Все наши соседи по планете являются нашими пусть не врагами, но конкурентами, они определенно заинтересованы, чтобы мы не были сильны в военном, экономическом отношении. Это обычная логика жизни, и действуют конкуренты в том числе и через нашу внутреннюю ситуацию.
- А у нас не хватает сил на достойный отпор.
- К сожалению, да.
- Выходит, мы не всегда хозяева своей жизни. Этот термин ныне популярен. Как вы его понимаете и насколько правомерно выдвижение на общественно-политическую арену современных хозяев?
- В былые времена те лозунги, которые у нас всюду красовались, не соответствовали реальному положению вещей. Ни рабочие, ни колхозники реальными хозяевами никогда не являлись, влачили жалкое существование. Даже выдающиеся представители народа за границей чувствовали себя забитыми и униженными. Людмила Зыкина, возвращаясь с концертов в шикарную гостиницу, снимаемую американскими менеджерами, варила суп в кружке...
А сегодня, когда в роли хозяев выступают люди, сидящие на мешках с деньгами, не обладающие ни умом, ни патриотизмом, конечно, прискорбно. Это издержки переходного периода, связанные с "Отсутствием элементарной культуры и незаработанными деньгами. Неизбежны второй и третий передел, пока собственность не обретет эффективного хозяина.
Из уст высшего политического руководства звучит обнадеживающее высказывание: наши олигархи должны быть удалены на одинаковое расстояние от Кремля. Самое печальное в деятельности нынешних "хозяев жизни", что они пытаются, и порой небезуспешно, приватизировать государственный аппарат. Это видно на примере Ачинского глиноземного комбината, где государственная власть себя унизила. Высшие чиновники пытались защищать частные интересы. У нас там нет ни одной акции, наша задача, чтобы предприятие налоги правильно платило, а на территории этого комбината нам делать нечего. Особенно прискорбно, что в течение недели суды разных регионов и инстанций выносили взаимоисключающие решения.
Ясно, что государственный аппарат работал как продолжение юридических служб противостоящих друг другу финансово-промышленных группировок, которые пытаются стать хозяевами не только экономики, но и государства. Это парализует нормальную жизнь страны, создает хаос. Люди начинают понимать, что правоохранительная система их не защитит лучше за помощью пойти не к государству, а на улицу, к какой-нибудь "крыше".
- Александр Викторович, в связи с этим интересно ваше мнение как доктора юридических наук: преступность в принципе неискоренима?
- Преступность - неизбежный спутник человеческого социума. В разные периоды она обретает различные размеры и формы, в зависимости от чего общество реагирует на эти проявления более или менее жестко, обеспечивая, если можно так сказать, социально-терпимый уровень преступности. Это уродливое явление можно свести к минимуму довольно быстро. Введем на территории края комендантский час - после восьми вечера никто не выходит, разрешим правоохранительным органам заходить в любую квартиру, устраивать обыски, заставим людей отчитываться о своем местонахождении вчера и завтра - сделаем поведение каждого прозрачным. Я уверяю: через полгода преступность задохнется. Но кому захочется жить в этом большом концлагере? Например, в Северной Корее преступность почти отсутствует, а в Южной с ней большие проблемы, но уровень развития последней несравнимо выше и люди чувствуют себя там значительно свободней. Так что состояние преступности не является изолированным показателем социального благополучия.
- Вам трудно не поверить, поскольку ваша докторская диссертация касается этой проблемы. Расскажите о своем пути в науку.
- Он был довольно трудным. Наукой начал заниматься с первых курсов университета. Мой диплом по групповой преступности несовершеннолетних мог стать прообразом кандидатской диссертации, но эту тему мне не утвердили, предложили другую - "Конфликты среди осужденных"... И я все начал "с нуля".
Защитился, были перспективы продолжения работы по этой теме. Но тут умер мой научный руководитель, прекрасный ученый и человек, любивший жизнь во всех ее проявлениях, и я остался без всякого научного присмотра опять все сначала. Пытался ответить на стержневые, основополагающие вопросы всей нашей уголовно-правовой доктрины. Десять лет потратил на эту работу, но нисколько не жалею. Перед защитой докторской мне говорили: "Что-то тут не так, как-то не по-нашему". Может, потому, что до этого я стажировался в Германии, "обуржуазился". Пригласили независимого, строгого оппонента. И этот немногословный человек сказал, что книга, написанная на основе моей диссертации, со временем будет считаться классической работой о нашем уголовном праве. Друзья стали называть меня классиком, собирать деньги на мой памятник - шуток было много.
- В каждой шутке, как известно, есть доля правды. Классиком человека могут назвать лишь благодарные потомки, но еще при жизни каждый в состоянии определить, состоялся ли он по большому счету. И что вы вкладываете в это понятие?
- Состоявшимся человека можно считать независимо от того, какой пост он занимает, какого достиг экономического благополучия. Главное - добиться цели, нужной ему, его ближайшему окружению, обрести душевный комфорт. При этом, не идя вразрез с интересами общества. Есть у нас и примеры другого порядка, когда человек делает серьезную политическую карьеру, но не останавливается на достигнутом, и готов идти дальше по трупам. Вряд ли такого можно назвать состоявшимся.
- А что больше влияет на формирование человека - его личность или обстоятельства?
- Нельзя сказать, что обычно преобладает, - это сугубо индивидуально. Ко мне судьба была достаточно благосклонна. Очень повезло с родителями (хотя их не выбирают), талантливыми трудолюбивыми людьми, которые многому меня научили. От некоторых их советов в юности отмахивался, потом понимал, что не прав. Если в моей административно-политической карьере есть элементы везения, то в науке всего достиг только своим трудом - иначе невозможно. И сыну своему говорю: если тебе жизнь дала преимущества в материальном, бытовом плане, ты должен судьбу благодарить и использовать возможности на полную катушку - работать, насколько позволяет ситуация.
- И эти советы находят понимание?
- Я не хочу идеализировать сына, бывают и споры, проявляются конфликты поколений. Но спокойно оценив положение вещей, понимаю, что у меня хорошие дети. Дочь тоже юрист, сын успешно сдал первую сессию на нашем факультете. Младшей восемь лет, она всегда просит обязательно ее разбудить, когда я уезжаю в многочисленные командировки, не может без проводов. А мне ехать не хочется - семья держит.
- Работа, семья... Есть, наверное, и увлечения. Или времени не хватает?
- Еще задолго до появления на арене Ельцина я почти профессионально играл в большой теннис. Но теперь, увы, это не получается - поездок много, а спорт требует регулярности. Был у нас начальник крайУВД блестящий генерал Борис Викторович Петрунин, который ко всему прочему отлично стрелял из пистолета и даже получал награды министра за эти успехи. Иногда он меня приглашал в тир и от души смеялся, когда я хоть куда-то попадал. Я сжал зубы и пошел заниматься стрельбой. Тренер оказался настоящим педантом и занудой - никогда не похвалит, несмотря на мои чины и регалии, только и слышишь: так не стой, так на курок не нажимай... Но я упорно два раза в неделю в течение года ходил в этот тир, а Петрунин регулярно получал информацию о моем "творческом росте" и однажды сказал: "Вы опасный человек". С той поры он у меня не выигрывал ни разу. Ничего не поделаешь - люблю побеждать.
- Вы однажды сказали, что теперь в крае осталось лишь население заменить...
- Что об этом говорить - сказал, что сказал. За ситуацию мне обидно чисто по-мужски.
- Могут ли красноярцы в ближайшем будущем ожидать улучшений в жизни?
- У нас погашены долги по зарплате, возможно, скоро будут выплачены детские пособия. Но стали ли люди жить лучше? Нет, коль деньги обесценились в три раза. Но в будущее края я верю и надеюсь, что нижнюю точку падения и страна, и край уже прошли.


МК в Красноярске

http://www.speaker.su/more.php?UID=100

23.03.2000


Док. 375424
Перв. публик.: 23.03.00
Последн. ред.: 26.09.07
Число обращений: 282

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``